Педагогическое
Dec. 28th, 2011 12:37 pmДочитал курс "Введение в науки о жизни" студентам совместного бакалвриата ВШЭ и РЭШ. Поставил детям итоговые оценки (хорошие, разумеется. Да они и вправду заслужили). Можно расслабиться. Впечатление такое, что получилось очень даже неплохо. Мне самому понравилось, и студенты явно довольны. По крайней мере некоторые высказались в том смысле, что это был один из лучших курсов у них в этом семестре. И многие выразили желание продолжить изучение биологии (ура!!!) Конечно, мне повезло в том смысле, что это была очень хорошая группа. Большинство проявляло искренний интерес, а "забивальщиков" было совсем мало. Я провел опрос, как бы они посоветовали улучшить курс. Как ни странно, несколько человек высказались за увеличение объема домашних заданий, чтобы им больше задавали на дом читать, чтобы больше можно было всего успеть понять. Я-то думал, что перегружаю их домашними заданиями. Что касается продолжения, то большинство хочет подробнее изучить нейробиологию, эволюционную психологию и всякие прочие мозги. У нас про это было всего 2 с половиной лекции.
Я собрался все-таки выложить в сеть слайды и конспекты этих своих лекций, в ближайшее время этим займусь. Решил, что плюсов в этой идее больше, чем минусов, причем плюсы в основном альтруистические, а минусы эгоистические. В общем, выложу. Ссылку дам, когда сделаю.
Дальше. В связи с достигнутыми успехами открывается теперь передо мной офигенная педагогическая карьера. Весной все-таки буду читать на факультете Биоинженерии и биоинформатики МГУ полкурса "Теории эволюции". Вторую половину будет Кондрашов читать. Поделили так: он микро, я макро. Лекций мало: у меня - 12, у него 8 (потому что он может читать только в мае, один месяц). В принципе мне все нравится в этой идее, кроме ее бесплатности. Альтруизм альтруизмом, и деньги мне их не нужны, я сто раз в других местах заработаю, но как-то... неловко, что ли. Главный ВУЗ страны типо, а пробавляется благотворительностью со стороны лекторов
Ну а в Вышке/РЭШ зарождается такой план, чтобы в следующем учебном году я уже не один, а два семестра читал. Потому что сейчас многое пришлось скомкать (попробуйте всю эволюционную биологию запихнуть в 32 занятия для студентов, которые изначально не знают даже, что такое "нуклеотид"). Предполагается сделать из одного курса два. Первый со старым названием "Введение в науки о жизни" - без человеческой части, а второй "Эволюционная антропология" - в него должны развернуться последние 6 лекций нынешнего курса.
P.S. Выложен в сеть полный текст Заключения из 2-го тома "Эволюции человека".
Я собрался все-таки выложить в сеть слайды и конспекты этих своих лекций, в ближайшее время этим займусь. Решил, что плюсов в этой идее больше, чем минусов, причем плюсы в основном альтруистические, а минусы эгоистические. В общем, выложу. Ссылку дам, когда сделаю.
Дальше. В связи с достигнутыми успехами открывается теперь передо мной офигенная педагогическая карьера. Весной все-таки буду читать на факультете Биоинженерии и биоинформатики МГУ полкурса "Теории эволюции". Вторую половину будет Кондрашов читать. Поделили так: он микро, я макро. Лекций мало: у меня - 12, у него 8 (потому что он может читать только в мае, один месяц). В принципе мне все нравится в этой идее, кроме ее бесплатности. Альтруизм альтруизмом, и деньги мне их не нужны, я сто раз в других местах заработаю, но как-то... неловко, что ли. Главный ВУЗ страны типо, а пробавляется благотворительностью со стороны лекторов
Ну а в Вышке/РЭШ зарождается такой план, чтобы в следующем учебном году я уже не один, а два семестра читал. Потому что сейчас многое пришлось скомкать (попробуйте всю эволюционную биологию запихнуть в 32 занятия для студентов, которые изначально не знают даже, что такое "нуклеотид"). Предполагается сделать из одного курса два. Первый со старым названием "Введение в науки о жизни" - без человеческой части, а второй "Эволюционная антропология" - в него должны развернуться последние 6 лекций нынешнего курса.
P.S. Выложен в сеть полный текст Заключения из 2-го тома "Эволюции человека".
no subject
Date: 2011-12-28 08:56 am (UTC)Спасибо за "Заключение", а то меня застыдили вконец гориллы всякие, что я Вас не читаю и совсем отстала от жизни... :)
no subject
Date: 2011-12-28 09:10 am (UTC)и стиль прекрасный :)
no subject
Date: 2011-12-28 09:23 am (UTC)no subject
Date: 2011-12-28 09:26 am (UTC)no subject
Date: 2011-12-28 09:28 am (UTC)no subject
Date: 2011-12-28 09:51 am (UTC)Тупо, что не могут лекторам заплатить.
no subject
Date: 2011-12-28 05:24 pm (UTC)no subject
Date: 2011-12-28 09:41 am (UTC)no subject
Date: 2011-12-28 09:47 am (UTC)с наступающим ВАС!
no subject
Date: 2011-12-28 10:02 am (UTC)Как здорово, что ваша преподавательская карьера развивается. Это очень приятная и хорошая новость.
Спасибо вам, что и про ЖЖ не забываете.
no subject
Date: 2011-12-28 11:27 am (UTC)no subject
Date: 2011-12-28 05:47 pm (UTC)no subject
Date: 2011-12-28 06:03 pm (UTC)no subject
Date: 2011-12-30 12:30 pm (UTC)no subject
Date: 2011-12-30 12:32 pm (UTC)no subject
Date: 2011-12-30 12:45 pm (UTC)А что-то подобное на русском языке разве существует?
no subject
Date: 2011-12-30 12:47 pm (UTC)no subject
Date: 2011-12-28 11:30 am (UTC)no subject
Date: 2011-12-28 11:40 am (UTC)no subject
Date: 2011-12-29 07:58 am (UTC)no subject
Date: 2011-12-30 12:31 pm (UTC)no subject
Date: 2011-12-30 07:33 pm (UTC)no subject
Date: 2011-12-31 09:03 am (UTC)no subject
Date: 2011-12-28 11:52 am (UTC)no subject
Date: 2011-12-28 02:02 pm (UTC)А у меня - последнее время одни дебилы :(
no subject
Date: 2011-12-29 09:01 am (UTC)no subject
Date: 2011-12-28 03:32 pm (UTC)no subject
Date: 2011-12-28 05:58 pm (UTC)no subject
Date: 2011-12-28 05:10 pm (UTC)про нуклеотид
Date: 2011-12-28 05:21 pm (UTC)Хотя что это я - ко мне на филфак приходят граждане, которые не знают, что такое аллегория...
Было грустно слышать, что у биологов дела обстоят так же. (Я в своё время хотела быть биологом; выходит, ничего бы в моей педагогической жизни не изменилось - те же бесплатные предложения и дикие студенты).
Re: про нуклеотид
Date: 2011-12-28 05:44 pm (UTC)no subject
Date: 2011-12-30 09:22 am (UTC)no subject
Date: 2011-12-28 05:35 pm (UTC)арийскойправославной, разумеется..)no subject
Date: 2011-12-28 09:16 pm (UTC)Прекрасный пример, который можно приводить всем, кто говорит, что на митинги ходят только откормленные рантье. Уже ради одного этого можно поработать забесплатно. :)
Кстати, будет ли видео прошлых и/или будущих лекций? Очень было бы интересно посмотреть.
no subject
Date: 2011-12-29 04:59 am (UTC)Видео не будет, никто не организует.
no subject
Date: 2011-12-29 08:39 am (UTC)no subject
Date: 2011-12-29 04:01 am (UTC)no subject
Date: 2011-12-29 04:56 am (UTC)no subject
Date: 2011-12-29 07:06 am (UTC)Хотя, не исключено, у меня несколько "перспектива сбита" - я несколько позже 2007 года стал серьезнее интересоваться эволюционной биологией.
no subject
Date: 2011-12-30 03:15 pm (UTC)no subject
Date: 2011-12-30 05:02 pm (UTC)no subject
Date: 2012-01-04 06:39 pm (UTC)Все выглядит логично-правильно, соответствует весь теориям итп, но мне кажется, что вы упускаете из внимания очень важный факт. Сейчас, после появления-распространения интернет и других средств связи и производства , а след. - расцвета глобализации, из-за демографического перехода и потрясающих успехов медицины в Развитых странах, Отбор у человека стал преимущественно социальным. И это, по идее, должно поменять все правила игры. Текущий Кризис - экономический и социальный, - стал проявлением той evolutionary trap - почему-то на трусском такого термина не нашла, извините, -в которую попало человечество, как мне кажется. Я бы очень просила вас посмотреть мои рессуждения на эту тему - там обзор многих материалов , здесь http://olgasorokina.org/Ideologyauthocracydanger1308.htm
К сожалению, у меня сейчас нет никаких возможностей пообщаться еще с кем-то на эту тему. Мне было бы очень интересно ваше мнение
no subject
Date: 2012-01-06 10:26 am (UTC)no subject
Date: 2012-01-06 11:09 am (UTC)Но за последние 100 лет тем изменений настолько ускорился, что в генах закрепится он просто не успевает, а вот мемы - другое дело.
И, кстати, Уолиис абсолютно прав насчет группового отбора, а не кин-селекшн у человека. Пожертвовать жизнью за 8 кузенов, да? Но в родном государстве ведь не все совсем кровные родственники, а за родину жертвуют жизнью при этом. Не, тут не настолько все просто.;-)
А сейчас к тому же и емкость биоценоза человека подхлдит к концу. В прошлый раз это вызвало Пенрвую Мировую. Да, и при этом влияние законов авторегуляции численности популяции намного возрастает, - а это влияет именно на эмоции. Вы же сами пишете, что именно эмоции определяют "тональность" решений, да?
no subject
Date: 2012-01-17 12:58 pm (UTC)Я с этим не спорю, это факт. Ну и стараюсь не "упускать из виду". Просто нужно различать эти две вещи. Биологов больше интересует биологическая эволюция, а это - всегда о генах.
"право, не знаю, как это обычно называют" - я это называю "культурная эволюция". Простенькая, но очень интересная модель сопряженной эволюции генов и мемов - т.е. взаимовлияния биологической и культурной эволюции - описана в томе 2, который у вас есть, на стр. 249-253. Хорошо бы развить эту модель, включив в нее разные другие варианты мемов.
"Но за последние 100 лет тем изменений настолько ускорился, что в генах закрепится он просто не успевает, а вот мемы - другое дело. "
С этим не поспоришь, всё так.
"насчет группового отбора, а не кин-селекшн у человека."
По-моему, работают оба фактора (ну, все-таки за родных детей и близких родственников многие тоже готовы чем-то пожертвовать). А такой групповой отбор, опосредуемый конкуренцией между социумами (например, войнами) - конечно, тоже крайне важен. Об этом говорится на стр. 346-378 :)
"Да, и при этом влияние законов авторегуляции численности популяции намного возрастает, - а это влияет именно на эмоции."
Вот тут вы затронули очень важную и сложную тему. Классический закон плотностной авторегуляции численности - перенаселение, скученность и нехватка ресурсов вызывают стресс - гормоны стресса подавляют половые гормоны и способствуют росту агрессивности - это ведет к снижению рождаемости, росту конфликтов, росту смертности.
Но развитые страны благодаря демографическому переходу, "победе индивидуализма", отказу от "ульевой психологии" - вышли уже из этой ловушки! Не действуют на обеспеченные слои населения в развитых странах этот механизм!
Зато он по-прежнему действует в бедных странах, и вот в этом - большая опасность.
no subject
Date: 2012-01-06 10:31 am (UTC)Ничего себе, это ж почти целая книга! На мне сейчас куча срочных дел висит. Даже не знаю, когда смогу найти столько времени, чтобы прочесть (и комментарии написать). Но постараюсь.
no subject
Date: 2012-01-17 12:22 pm (UTC)Да, согласен, сейчас все радикально меняется, включая эволюционные "правила игры".
Насчет того, что отбор стал преимущественно социальным - в определенном смысле с этим я тоже согласен. Действительно, ожидаемое количество детей, произведенных человеком, очень сильно зависит (да и в прежние исторические эпохи тоже зависело) от того, в каком социуме ему довелось родиться и жить. Причем отбор (именно в нашу эпоху, раньше такого не было) направлен в "плохую" сторону: быстрее всего размножаются люди в самых бедных и отсталых социумах. Если "повезло" родиться в Нигерии - оставишь в среднем больше потомства, чем если повезло родиться в Англии или Японии. Если под "эволюционной ловушкой" вы имеете в виду нечто в этом духе, то да.
Ваш текст я не осилил, к сожалению - для меня там очень непонятный, трудный язык. (одна важная поправка: книга Докинза "Эгоистичный ген" в оригинале называется The Selfish Gene). Если бы у вас был аналогичный текст, но более краткий и по-русски, было бы гораздо легче. А так я могу уловить только самый общий смысл, да и то не всегда.
no subject
Date: 2012-01-04 07:17 pm (UTC)А в связи с эусоциальностью и ее связью с кин-селекшн - мне кажется, что в человеческой сциальной жизни действует, скорее, групповой отбор все-таки. Именно в следствии появления и развития новых носителей социальной информации. И сейчас ситуация , скорее, похожа на то, о чем говорит эта статья http://elementy.ru/lib/430614