macroevolution: (Default)
macroevolution ([personal profile] macroevolution) wrote2016-12-27 02:26 pm

Склоки не имеют значения

 Случайно наткнулся на то, как студенты магистратуры филфака МГУ делят темы для своих студенческих работ или докладов по курсу "Современное естествознание":
https://vk.com/topic-29110323_34814736
Так забавно и трогательно. Разбирают главы из Дольника, Панова и Маркова. И не похоже, что кому-то из студентов есть хоть какое-то дело до того, как один из этих авторов относится к двум другим, кем он их считает и какие гневные разоблачительные статьи обрушивает на их головы. 

Все эти споры и взаимные опровержения-разоблачения мало чего стоят. Интересна позитивная информация: факты, модели, гипотезы. Можно спорить о фактах, но в целом, по-моему, тратить силы на бодания с коллегами, доказывая несостоятельность их интерпретаций и гипотез - не самое продуктивное занятие. Кому, кроме историков науки, интересно, как бодались Ньютон с Гуком или Докинз с Гулдом (я не сопоставляю тут масштабы, разумеется! просто всем известные примеры касаются именно выдающихся ученых). Ученые интересны тем, что сделали позитивного. Конечно, диспуты могут быть увлекательными, как спор Кювье и Сент-Илера, но пользы в расчете на единицу затраченных сил все-таки маловато. 
skv323: (Котег)

[personal profile] skv323 2016-12-27 01:43 pm (UTC)(link)
Кому-то придется биться в тисках парадигмы наивного, плоского эволюционизма. :))))
ernest_jr: (Default)

[personal profile] ernest_jr 2016-12-27 07:06 pm (UTC)(link)
Не обязательно не имеют. Общественное мнение не буквально соответствует мировоззрению студентов. Взрослым людям проще следить за спором, чем за несвязанным очевидно потоком утверждений.
ernest_jr: (Default)

[personal profile] ernest_jr 2016-12-27 07:07 pm (UTC)(link)
Ну и потом история науки становится важным средством для построения учебного повествования.

[personal profile] aosypov 2016-12-27 11:55 pm (UTC)(link)
Эк Вы про спор уважительно загнули!
ernest_jr: (Default)

[personal profile] ernest_jr 2016-12-27 11:59 pm (UTC)(link)
Да, мне нравится спорить и споры. Иногда (даже часто) в спорах проявлялась неожиданная для меня слабость чьих-то утверждений. До попытки обоснования они выглядели впечатляюще.

Ну и эмоции, подогревающие любопытство, это так человечно. Не зря есть ветхий жанр диалогов для изложения системы знаний.

(no subject)

[personal profile] ernest_jr - 2016-12-28 12:14 (UTC) - Expand

[identity profile] polenadisto.livejournal.com 2016-12-27 02:25 pm (UTC)(link)
В этих диспутах могут и оттачиваться модели и гипотезы - "конкуренция научных программ", как-никак.
Проблема в том, что ученые - "тоже люди", и поэтому часто во вроде бы научных дискуссиях есть большой компонент личной неприязни и многолетнего отстаивания той или иной точки зрения, после которого уже невозможно отступить. Но это, видимо, неизбежно.
Edited 2016-12-27 14:26 (UTC)

[identity profile] priar.livejournal.com 2016-12-27 02:25 pm (UTC)(link)
Докинз выдающийся учёный? И что же он открыл?
А то так несвлабо с Ньютоном его на одну полку.

Может лучше поближе к Маркову, к популяризаторам?

[identity profile] ubq124.livejournal.com 2016-12-27 02:40 pm (UTC)(link)
А Гулд тоже популяризатор. Почему вы только о Докинзе?

[identity profile] mynine.livejournal.com 2016-12-27 02:50 pm (UTC)(link)
Докинз внес большой вклад в эволюционную теорию. Читайте Эгоистичный ген и Расширенный фенотип.

Как популяризатор он стал известен позже.

[identity profile] priar.livejournal.com 2016-12-27 04:11 pm (UTC)(link)
Простите, но это бред сивого мерина, а не вклад в науку.

Как популяризацию эти книжки можно рассматривать (представим что ген это собачка, а организм это собачий приют), но с точки зрения науки... это вообще не наука изначально.
То есть либо мы признаём что это весёлый дядя клоун-популяризатор, который не придерживается научного метода и вместо точных терминов жонглирует разноцветными шариками - в конце концов у художественного творчества не может быть границ.
Либо нам придётся признать, что парень попросту лжеучёный, поскольку научный аппарат он с самого начала сознательно не использует.

(no subject)

[identity profile] bbzhukov.livejournal.com - 2016-12-27 16:21 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] mynine.livejournal.com - 2016-12-27 16:24 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] priar.livejournal.com - 2016-12-27 16:45 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] priar.livejournal.com - 2016-12-27 17:47 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] priar.livejournal.com - 2016-12-27 18:19 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] priar.livejournal.com - 2016-12-27 18:33 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] ubq124.livejournal.com - 2016-12-27 18:45 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] ubq124.livejournal.com - 2016-12-28 11:47 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] shainek.livejournal.com - 2016-12-29 21:18 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] abs8192.livejournal.com - 2016-12-27 18:16 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] mynine.livejournal.com - 2016-12-27 18:20 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] priar.livejournal.com - 2016-12-27 18:25 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] mynine.livejournal.com - 2016-12-27 18:43 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] priar.livejournal.com - 2016-12-27 19:18 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] mynine.livejournal.com - 2016-12-27 21:14 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] priar.livejournal.com - 2016-12-27 21:51 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] mynine.livejournal.com - 2016-12-27 22:16 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] priar.livejournal.com - 2016-12-27 22:29 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] mynine.livejournal.com - 2016-12-27 22:36 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] priar.livejournal.com - 2016-12-27 22:46 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] mynine.livejournal.com - 2016-12-27 22:55 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] egovoru.livejournal.com - 2016-12-28 01:51 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] priar.livejournal.com - 2016-12-28 10:27 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] mynine.livejournal.com - 2016-12-28 12:15 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] mynine.livejournal.com - 2016-12-28 12:22 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] egovoru.livejournal.com - 2016-12-28 14:18 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] mynine.livejournal.com - 2016-12-28 14:44 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] egovoru.livejournal.com - 2016-12-28 15:04 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] mynine.livejournal.com - 2016-12-28 16:36 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] egovoru.livejournal.com - 2016-12-28 16:47 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] mynine.livejournal.com - 2016-12-28 18:15 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] egovoru.livejournal.com - 2016-12-28 18:23 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] mynine.livejournal.com - 2016-12-28 19:55 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] egovoru.livejournal.com - 2016-12-28 21:06 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] mynine.livejournal.com - 2016-12-28 22:15 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] egovoru.livejournal.com - 2016-12-28 22:45 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] mynine.livejournal.com - 2016-12-28 23:16 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] egovoru.livejournal.com - 2016-12-29 00:00 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] mynine.livejournal.com - 2016-12-29 09:27 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] egovoru.livejournal.com - 2016-12-29 13:33 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] mynine.livejournal.com - 2016-12-29 16:00 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] egovoru.livejournal.com - 2016-12-29 16:20 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] mynine.livejournal.com - 2016-12-29 16:56 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] egovoru.livejournal.com - 2016-12-29 17:01 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] mynine.livejournal.com - 2016-12-29 17:35 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] egovoru.livejournal.com - 2017-01-06 13:26 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] z-kir.livejournal.com - 2016-12-29 12:38 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] egovoru.livejournal.com - 2016-12-29 13:43 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] z-kir.livejournal.com - 2016-12-28 14:02 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] egovoru.livejournal.com - 2016-12-28 14:27 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] z-kir.livejournal.com - 2016-12-28 16:09 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] egovoru.livejournal.com - 2016-12-28 16:28 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] egovoru.livejournal.com - 2016-12-28 21:11 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] shainek.livejournal.com - 2016-12-29 21:49 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] z-kir.livejournal.com - 2016-12-29 08:39 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] egovoru.livejournal.com - 2016-12-29 13:25 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] z-kir.livejournal.com - 2016-12-29 18:52 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] boblj.livejournal.com - 2016-12-29 08:51 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] egovoru.livejournal.com - 2016-12-29 13:29 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] inry-r.livejournal.com - 2016-12-27 19:21 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] priar.livejournal.com - 2016-12-27 20:55 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] dr-blastarr.livejournal.com - 2016-12-29 09:56 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] mynine.livejournal.com - 2016-12-27 17:32 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] priar.livejournal.com - 2016-12-27 17:49 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] mynine.livejournal.com - 2016-12-27 18:07 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] bbzhukov.livejournal.com - 2016-12-27 17:53 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] bbzhukov.livejournal.com - 2016-12-27 18:20 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] inry-r.livejournal.com - 2016-12-27 19:23 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] bbzhukov.livejournal.com - 2016-12-27 19:26 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] frema-zhu.livejournal.com - 2016-12-27 19:57 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] ok-66.livejournal.com - 2016-12-29 03:34 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] bbzhukov.livejournal.com - 2016-12-29 19:55 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] дима ... - 2016-12-27 20:39 (UTC) - Expand

[identity profile] mynine.livejournal.com 2016-12-27 02:37 pm (UTC)(link)
>Все эти споры и взаимные опровержения-разоблачения мало чего стоят. Интересна позитивная информация: факты, модели, гипотезы.

Без опровержений и разоблачений движение науки невозможно. Позитивная информация (факты) сама по себе не дает никакого логического подтверждения гипотезы. Можно лишь выбрать из нескольких теорий ту, которая не была опровергнута и считать ее за предварительное приближение.

В свою очередь создание новых гипотез невозможно без постановки проблемы, которая в свою очередь появляется в результате критики уже существующих гипотез.

[identity profile] bbzhukov.livejournal.com 2016-12-27 03:54 pm (UTC)(link)
С одной стороны - да, время примиряет всех, кто сделал хоть что-то существенное, как бы они там ни спорили друг с другом. С другой - изложение только позитивных результатов, исключение споров и противоречий (как это обычно принято в учебниках) ведет к утрате изрядной части смысла: читатель не может понять, "в чем была фишка" - почему то или иное положение излагаемой теории так важно? Без противостоящих ему взглядов оно часто выглядит банальностью.

Наверно, личная неприязнь, соперничество, споры о приоритете и т. п. - это и в самом деле не особенно нужно для понимания. А вот именно научные противостояния - теория А против теории В - весьма полезны для понимания. Даже если одна из этих теорий представляет собой чисто исторический интерес. В конце концов, тот же Кювье выдвинул свою теорию катастроф не потому, что был дураком таким уж упертым догматиком-креационистом, а потому, что ясно видел непреемственность ископаемых фаун. И она нуждалась в объяснении.

P. S. Признаюсь Вам задним числом: тексты о том, что происходило в науке о поведении в последние десятилетия (после каковых текстов я и надумал писать книжку и каковые послужили основой для последних двух глав), я написал под влиянием наездов Панова на Вас. Публика тогда, естественно, возмутилась (поскольку наезды и в самом деле были до неприличия резки и явно несправедливы), я попытался кому-то в ЖЖ объяснить мотивы Панова (не солидаризуясь с ним)... и понял, что эту историю (про социобиологию, ее взаимоотношения с классической этологией и т. п.) надо рассказывать целиком. Так что, как видите, даже совсем несправедливые нападки могут побудить кого-то к чему-то конструктивному :-).
Edited 2016-12-27 16:36 (UTC)

[identity profile] macroevolution.livejournal.com 2016-12-27 05:08 pm (UTC)(link)
Да, обсуждать альтернативы, конечно, необходимо, но это ведь можно делать вообще без всякого элемента агрессии. Как, например, идет развитие дискуссии о ранней эволюции билатерий и происхождении первично- и вторичноротости, о чем рассказано на "Элементах" в трех последовательных заметках:
http://elementy.ru/novosti_nauki/432567
http://elementy.ru/novosti_nauki/432642
http://elementy.ru/novosti_nauki/432901
Ну а то, что даже склоки могут побудить кого-то к чему-то конструктивному, тут не поспоришь. Опять же, склока стимулирует эмоции, т.е. вполне может мотивировать к той или иной активности. Хорошо, если конструктивной.

(no subject)

[identity profile] bbzhukov.livejournal.com - 2016-12-27 17:42 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] egovoru.livejournal.com - 2016-12-28 01:59 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] bbzhukov.livejournal.com - 2016-12-28 10:06 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] egovoru.livejournal.com - 2016-12-28 13:44 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] bbzhukov.livejournal.com - 2016-12-28 23:51 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] z-kir.livejournal.com - 2016-12-28 14:19 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] bbzhukov.livejournal.com - 2016-12-28 23:59 (UTC) - Expand

[identity profile] novoordus.livejournal.com 2016-12-27 05:30 pm (UTC)(link)
Уважаемый Александр Владимирович, а какие претензии имеются к проф. Дольнику и к этологии вообще? Слышал мнение зоологов, что наоборот, социобиология и эволюционная психология - это недостаточно обоснованная попса, не выдерживающая серьёзной проверки. Этология считается вполне востребованной и адекватной наукой, как будто))

[identity profile] macroevolution.livejournal.com 2016-12-27 05:39 pm (UTC)(link)
Ох, это так вот в двух словах не объяснить :)
Судя по вашему комментарию, вы полагаете, что Дольник - это этология, и что ругают его за то, что он не социобиолог и не эволюционный психолог. Но всё не так. Скорее так: эксперты, считающие себя правоверными этологами, ругают Дольника за то, что он только притворяется этологом, а на самом деле пропагандирует буржуазные лженауки эволюционную психологию и социобиологию.

(no subject)

[identity profile] novoordus.livejournal.com - 2016-12-27 18:36 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] inry-r.livejournal.com - 2016-12-27 19:32 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] mynine.livejournal.com - 2016-12-27 21:36 (UTC) - Expand

[identity profile] kskpoisk.livejournal.com 2016-12-27 07:15 pm (UTC)(link)
На мой взгляд, аргументированное противостояние двух точек зрения - это очень хорошо, т.к. в итоге обе стороны ведут себя аккуратнее и лучше соблюдают определенные правила игры, соблюдение которых необходимо, чтобы наука оставалась наукой.
К сожалению, мы не умеем спорить, не кусая собеседника. Там, где удается этому научиться, все сильно выигрывают, и спорящие и зрители.
Edited 2016-12-27 19:41 (UTC)

[identity profile] macroevolution.livejournal.com 2016-12-27 08:32 pm (UTC)(link)
Полностью согласен.
Хорошо бы научиться спорить с утверждением, а не с человеком, который его сделал. Иначе неизбежны укусы, да.

[identity profile] aosypov.livejournal.com 2016-12-28 12:17 am (UTC)(link)
Кажется, у этого можно убрать социо-деструктивный элемент, переведя в нарочитую форму, например, в игровую. "А теперь, коллега, я стану Вас кусать!", а после, в обнимку - чай пить, или там водку. Не обязательно все физически, конечно, достаточно и чисто ритуально.

[identity profile] nurmustermann.livejournal.com 2016-12-27 10:23 pm (UTC)(link)
Александр Владимирович, человеку далёкому от темы (любой) очень сложно отличить бриллиант от стекляшки. Отличить биолога от псевдобиолога я например не способен, мне можно любую лапшу на уши повесить. Я могу определить шарлатана только в своей (очень узкой) области. Потому я использую принцип авторизации. Вот скажем про Асю Казанцеву я узнал из Вашего журнала и она для меня авторизована Вами. То есть, Асе я верю. И верю тем, кого авторизовала Ася, например Панчину. И тем кого авторизовал Панчин, например Водовозову. При этом Сергея Вячеславовича Савельева я не слушаю, как раз потому, что он кажется оценивался скептически Станиславом Дробышевским, опять же авторизованным Вами. Мне нужна точка отсчёта, некий популяризатор которому я верю (Марков, Докинз, ...) и дальше уже я верю тем, кого назвал не шарлатаном этот certification authority.

Потому меня мало волнуют Ваши профессиональные споры с кем-либо, если Ваш собеседник профессионал. И меня очень волнует, если кто-то (намеренно?) вводит широкую публику в заблуждение по каким-то фундаментальным вопросам и является неочевидным вариантом Лысенко/Фоменко итд. Если Вы можете показать на таких людей пальцем, сделайте это пожалуйста. Имеются ввиду неочевидные случаи, то есть не когда человек вещает про гомеопатию, прешельцев и память воды.

[identity profile] macroevolution.livejournal.com 2016-12-28 01:30 pm (UTC)(link)
Это очень ненадежный способ. Ведь вполне могут и Панчин, Казанцева или Марков лажануться, а С.В.Савельев - вообще-то отличный специалист по мозгам. Только на одной "авторизации" далеко не уедешь в попытках отделить правду от вымыслов.

[identity profile] almajade.livejournal.com 2016-12-28 01:10 pm (UTC)(link)
А кто кого в чем обвиняет?

[identity profile] macroevolution.livejournal.com 2016-12-28 01:26 pm (UTC)(link)
Панов - Дольника и Маркова в целом ряде смертных грехов, включая некомпетентность:
http://scepsis.net/library/id_503.html
http://journal.panov-ethology.ru/img/1-2012/Markov.pdf

(no subject)

[identity profile] almajade.livejournal.com - 2016-12-29 17:23 (UTC) - Expand

[identity profile] boblj.livejournal.com 2016-12-28 09:32 pm (UTC)(link)
Ну не знаю, Александр Владимирович, мне на ум сразу приходит известный спор Эйнштейна и Бора (https://en.wikipedia.org/wiki/Bohr%E2%80%93Einstein_debates) о квантовой механике. Там подняли в мэйнстрим вопросы, которые обсуждаются до сих пор (интерпретации, детерминизм, нелокальность). Или, например, ещё один далёкий от разрешения спор — информационный парадокс в физике чёрных дыр. Один из его участников Л.Сасскинд написал по этому поводу даже целую книгу, о том как они почти двадцать лет пытались доказать Хокингу, что он не прав :) (недавно вышла на русском языке под названием "Битва при черной дыре"). При этом личная история, это конечно завлекаловка в научную суть, но история бы многое потеряла без этой человеческой составляющей, как мне кажется. То же самое могу сказать и про Ньютона с Лейбницем, да и вообще про много кого, наверное. Короче, любим мы люди байки, споры и даже иногда бодания.

В общем, мы всё же не роботы какие-то, а люди, нам всегда интересна и эмоциональная составляющая дела. Факты, модели и гипотезы часто интересны лишь человеку, который этим живёт, но, к сожалению, не обывателю. Другое дело, когда за этим всем какая-то драма, трагедия, история любви, просто живые люди (а это всегда ведь так). Вы мне напомнили, про давнюю статью, в которой рассказывалось про исследование, в котором одной группе студентов при изучении какого-то предмета рассказывали много про неудачи учёных и как они долго шли к своей цели, в общем про жизненные и научные трудности. Другой группе преподавали по-обычному. Угадайте кто показал в итоге лучшие результаты. Понятно, что это было всего лишь одно исследование, но мне почему-то верится в его результат.

[identity profile] jora0.livejournal.com 2016-12-31 01:05 am (UTC)(link)
... А в комментах к следующей записи бодаются Марков и Элбокян!