macroevolution: (anomalocaris)
[personal profile] macroevolution
Здесь можно обсуждать мои книжки и задавать вопросы.
     
Правда, не могу обещать, что на все быстро отвечу. Живу в режиме хронической нехватки времени.Ответы компетентных читателей приветствуются. Со сложными вопросами по эволюции человека лучше обращаться на сайт Антропогенез.ру

Дискуссии о креационизме, гомеопатии, астрологии, новой хронологии, волновом геноме, жизни после смерти, переселении душ и т.д. и т.п. здесь не ведутся. См. также: Доказательства эволюции.

____________________________________________
Научно-популярные лекции
Эволюционная биология любви  (видео)
Обзорная лекция по эволюционной психологии (нейропсихология, психогенетика) в МПГУ. Апрель 2014.
Эволюционные корни добра и зла (эволюция кооперации и альтруизма: от бактерий до человека)
    О том же 29.03.2014 в Тимирязевском музее
На "Первом медицинском":   Мозг и социальность
                       (июнь 2013)     Эволюция альтруизма
                                            Эволюционное религиоведение
Лекция про эволюционные эксперименты. Часть 1. (программа "Академия", канал "Культура" 18.03.2013)
                                                                      Часть 2, искусственное видообразование (19.03.2013)
В поисках генов человечности ("Академия", 16.09.2013)
Как гены влияют на наше поведение (психогенетика) ("Академия", 17.09.2013)
Теория эволюции: роль полового отбора
Половой отбор ("Научная Россия", январь 2014)
Происхождение разума, эмоций, морали: обзор достижений эволюционной психологии
Эволюционные корни человеческой психики
Эволюция человека: события 2011 года
Эволюция человека. Доклад на семинаре "Наука и вера" (2009)

__________________________________________
Радио- и телепередачи, интервью

про эволюцию поведения (радио Маяк, апрель 2014)
Интервью на "Эхе Москвы" с С.Корзуном (декабрь 2013)
"Вся правда о любви" с С.Корзуном (январь 2014)
"Вся правда о половом отборе" (февраль 2014)
Что значит быть человеком. Интервью на телеканале "Совершенно секретно" с Д. Губиным (2013)
"Серебряный дождь", декабрь 2013    Часть 1: http://www2.silver.ru/audio/BSDLG/
                                    Часть 2: http://www2.silver.ru/audio/BAOWI/
                                                                        Стенограмма
Эволюция чувства прекрасного (о регуляции экспрессии генов, онотогенезе, эволюционной эстетике, половом отборе. Ноябрь 2013)
Передача "Мозговой штурм" (ТВ Центр) про ранних млекопитающих.Смотреть  (март 2014)
Онлайн-ТВ (про эволюцию человека)
"Школа злословия"
В мире животных (с Н.Н.Дроздовым, про половой отбор) И еще - про любовь
Наука 2.0. Радиопередача про эволюцию человека: Часть 1 Часть 2
Телепередача: Часть 1 Часть 2
Радиопередача про эволюцию альтруизма (Постнаука, РСН)
"История успеха"
"Послесловие" с А. Архангельским (об эволюции с Дробышевским и священниками)
Мир науки /Эволюция человека (с А. Сергеевым)
Беседа с Я. Кротовым 25.03.2013
Постнаука Добиологическая эволюция, Теория РНК-мира Катархей и Архей
Наблюдатель (С С.Поповым и А.Дубасом)
Разговор с Ильей Колмановским об эволюции человека
"На грани безумия" ОТР, 2013

Интервью в журнале "Огонек" (ноябрь 2013)
Ген альтруизма (интервью в журнале "Эксперт")
Хомо прямоходящий (интервью в журнале "Русский репортер"
Интервью по теме двухтомника (журнал "Большой город")
Нейроны личности (интервью в "Ведомостях")
"Мы пещерные люди, случайно оказавшиеся в каменных джунглях" (интервью)
Меньше сидишь в интернете - лучше размножаешься
Телепередача: лит. критик Николай Александров про двухтомник "ЭЧ"
О популяризации науки (с Е. Тесаковой, "Русский репортер")



__________________________________________
Рецензии, отклики на "Эволюцию человека"

1.
Калифорниевый век русской литературы ("Троицкий вариант")

2. Из рецензии Максима Борисова в журнале "Наука в фокусе" (ноябрь 2011):
"Многие ее страницы напоминают книгу нобелевского лауреата этолога Конрада Лоренца "Агрессия" - то же преломление всех описываемых феноменов через личный авторский опыт, собственные наблюдения и основанные на них заключения, заражающие своей ясностью и увлекающие на путь реального постижения научной истины, а затем и обобщения, без видимых зазоров сливающиеся в какой-то момент с тем знанием, что уже добыто современным естествознанием....
... Впрочем, вряд ли кто-то, сознательно взявший в руки книгу Маркова, будет разочарован отсутствием лженаучных чудес и "альтернатив". Конечно, здесь не найдется ничего такого, что "полностью перевернет ваши представления", если вы, конечно, не прогуливали в свое время школу. Но подробности, связанные с научным "мэйнстримом", при должном в них погружении гораздо увлекательнее и занятнее, чем любая поверхностная псевдонаучная чепуха".


3. В кафе с гориллой ("Ведомости")

4. Георгий Любарский. Старые кости и молодые гены (рецензия в журнале "Эксперт")

4. Путь человечества (рецензия Петра Дейниченко на сайте "Читаем вместе"). Полная версия на сайте slovosfera.

5. Двухтомник "Эволюция человека" удостоен премии "Просветитель" 2011 г. См.: "Набраться мужества и включить мозги" (газета.ру) "Александр Марков и Владимир Плунгян стали главными просветителями 2011 года" (полит.ру)

6. Биологическая поэма (КоммерсантЪ). "Двухтомник Александра Маркова — книга совершенно взрослая и для взрослых, он излагает не азы, а самые свежие идеи современной науки и чуть ли не с наибольшим удовольствием обращается именно к самым острым вопросам — острым и в научном, и в общественном плане, от эволюционного происхождения религии до угрозы генетического вырождения современного человечества. Он пишет умно, интересно и весело. Про актуальность своей книги он сам сказал в благодарственной речи: "Именно сейчас нашему обществу не хватает биологических знаний, чтобы построить у себя в голове правильную, адекватную модель мира и самих себя, когда научных знаний нет, люди заполняют эту пустоту психологически удобными, комфортными вымыслами, такие люди не только начинают заниматься уринотерапией и верить в гороскопы, они начинают бороться с ГМО, запрещать исследования стволовых клеток, то есть всерьез заталкивают общество в Средневековье, поэтому то, что внимания удостоилась книга о нашем происхождении,— это хороший знак, который позволяет надеяться, что тенденция к "отупению" еще может быть преодолена". Победит в итоге отупение или поумнение, это мы узнаем не скоро, но благодаря книгам-победительницам и вообще всей деятельности премии "Просветитель" шансы сторонников поумнения резко вырастают."

7. Рецензия в сообществе [livejournal.com profile] chto_chitat: отдельно про том 1 и про том 2.

8. Майя Кучерская ("Ведомости", 28.11.2011): «Эволюция человека» палеонтолога Александра Маркова борется с суевериями гораздо более закоренелыми, связанными с происхождением человека, с нашими ближайшими невымершими родственниками (а это шимпанзе), обсуждает нейрофизиологическую основу религиозного и нравственного чувства. Впрочем, научная истина не может оказаться в противоречии с верой, это признает, кажется, и убежденный атеист Марков, завершая свою книгу следующим изящным пассажем: «Наука не убивает душу. Она ее открывает и даже в каком-то смысле создает. А еще берет ее за ручку и выводит из детского сада со сказочными картинками на стенах в огромный и прекрасный мир реальности».

9. Рецензии читателей на сайте интернет-магазина "Лабиринт": отзыв 1, отзыв 2

10. Отклики в ЖЖ: elisapeyron   naina-kievna folkvald chaotickgood leo-mosk kozlenkoa 13mu
    " Забавно, читая двухтомник А. Маркова об "Эволюции человека", ловишь себя на забытых детских чувствах - на любви к человечеству. Отличная книга, не устану повторять. Очень теперь хочу в Африку, в колыбель человечества. Раньше и мысли об этом не возникало." ( [livejournal.com profile] a_ilichevskii )
     " Вот построю загородный домик своей мечты, поставлю там камин, который у меня уже 5 лет на складе ждет и куплю себе трубку! Буду сидеть вечером у камина с книжечкой, например "Эволюция человека" Маркова. Такое умиротворение! Жажду припасть...." (отсюда)

11. Из статьи о ярмарке нон-фикшн - 2011 в Литературной газете: "Скучая за стендами, с некоторой завистью поглядывают представители научных издательств в сторону Corpus’а и ЭКСМО. К примеру, незаменимый Академ­издатцентр «Наука» РАН не видит перспектив в повышении тиражей, спрос на их продукцию низкий даже на ярмарке, зато стабильный. «Не повышается интерес к чисто научным изданиям, у нас средний тираж – 2000 экземпляров», – грустно констатирует Наталья Комарова, сотрудник издательства. А в десяти метрах от неё, у остеклённого входа в зону семинаров, бодро подписывает свежеотпечатанную книгу Илья Колмановский, биолог и научный журналист. Предмет его внимания – «Эволюция человека» в двух томах, научно-популярная книга Александра Маркова: «Между прочим, весь тираж (а было отпечатано 5000 экземпляров) уже распродан! Но вы не волнуйтесь, – кивает он в сторону заполненного молодёжью зала. – Мы уже заказали дополнительный». И что-то подсказывает: тираж этот повторит первый успех."

12. Из откликов читателей.
"Моя бабушка с интересом читает первый том ЭЧ, но сказала, что не будет читать второй. Потому что, говорит, это может жестоко поколебать религиозные чувства (которые доставляют ей удовольствие)."

13. Добро выгодно генам ("Ведомости - пятница", 12.12.2011)

14. Дмитрий Шабанов: Марков и эволюция человека (Компьютерра Online)

15. Людмила Улицкая: "Эволюция человека", двухтомник Александра Маркова — самая интересная для меня книга за последнее время. Вместо некоторых давно привычных и устаревших представлений о природе человека Марков предлагает какую-то прочищенную, заново продуманную теорию эволюции. Это не самое легкое чтение, но эта книга уточняет и расширяет представление о человеке, то есть о себе самом. Эта книга получила премию фонда «Династия», и это действительно очень высокая оценка — все книги, отмеченные этой премией, — первый класс!
(отсюда)


16. Одиннадцать лучших книг 2011 года

17. Блог книжного магазина Библио-Глобус, 19 января 2012 г.

Рейтинг научно-популярных изданий
Издательство "CORPUS" наконец отпечатало дополнительный тираж настоящего бестселлера - книги-лауреата премии "Просветитель" "Эволюция человека" (так что спешите, пока и эти 5 000 не раскупили!). И эта работа снова вернулась на своё первое место среди научно-популярных изданий.
На 4-м месте тоже книга А. Маркова - "Рождение сложности".
Неизменно в десятке самых популярных - мемуары Ричарда Фейнмана.
И невероятно, но факт - 4 из 10-ти мест занимают книги Марка Перельмана, изданные в серии "Науку-всем!", что видимо, и влияет на выбор читателей;)

1. А. Марков. Эволюция человека
2. М. Перельман. А почему это так? Книга 1. Физика вокруг нас в занимательных беседах, вопросах и ответах
3. М. Каку. Физика будущего
4. А. Марков. Рождение сложности. Эволюционная биология сегодня: неожиданные открытия и новые вопросы
5. М. Перельман. А почему это так? Книга 2. Физика в гостях у других наук в занимательных беседах, вопросах и ответах
6. О. Фейгин. Теория всего
7. М. Перельман. Наблюдения и озарения, или Как физики выявляют законы природы: От Аристотеля до Николы Теслы
8. Р. Фейнман. Вы, конечно, шутите, мистер Фейнман!
9. М. Каку. Физика невозможного
10. М. Перельман. Наблюдения и озарения, или Как физики выявляют законы природы: От кванта до темной материи

18. К.Ю.Еськов. Очень своевременная книга (рецензия в журнале "Новый мир")

___________________________________________
Фрагменты из книги "Эволюция человека":

Предисловие
Гены, которые мы потеряли (из главы "Мы и наши гены" в кн. 1)
Анатоль Франс ничего не доказывает (из главы "Очеловечивание" в кн. 1)
Заключение (кн. 2, стр. 471-499)

___________________________________________
Отрицательные рецензии (как же без них, родимых!)

1. Отзыв креациониста Алексея Милюкова можно найти тут (в самом низу страницы). Здесь все более или менее просто: креационист разочарован, он ожидал, что я буду на протяжении всех двух томов на полном серьезе спорить с креационистами и отстаивать истинность эволюционных взглядов. Делать мне больше нечего...

2. Е.Н.Панов. О книге А.В.Маркова "Эволюция человека". - Тут серьезнее. Эта рецензия написана известным, уважаемым этологом. Критикует он меня в основном за то, что я поддерживаю некоторые хорошо обоснованные и прочно утвердившиеся в науке теории, такие как теория полового отбора (придуманная Дарвином и радикально доработанная Фишером), теория родственного отбора (вклад в ее развитие внесли Фишер, Холдейн, Гамильтон и другие), идея эволюционно-стабильных стратегий (Мейнард Смит и др.) и ряд других. Все эти "геноцентрические" теории по какой-то не вполне понятной мне причине (возможно, из-за самого своего геноцентризма) очень не нравятся Евгению Николаевичу. Ну что ж, я считаю, что моя задача как популяризатора науки состояла в том, чтобы познакомить читателей прежде всего с "мейнстримными" идеями (тем более, что я действительно считаю все перечисленные идеи очень полезными и во многом правильными). Что касается павлиньего "хвоста", который на самом деле надхвостье, то на эту терминологическую ошибку мне уже указал другой критик (что, кстати, намекает на редкость подобных ошибок в книге). "Надхвостье" там не подходит по стилю, читатель будет спотыкаться, придется все-таки оставить "хвост" и мужественно терпеть упреки щепетильных орнитологов. Некоторые упреки Е.Н.Панова указывают на недостаточное понимание текста. Вот типичный пример: "Но чтобы покончить с «павлиньим хвостом», приведу еще одну любопытную цитату их книги. «В исследовании, проведенном Дэниелом Круджером из Мичиганского университета, анализировался другой, гораздо более громоздкий и обременительный «павлиний хвост», которым половой отбор наградил мужчин (имеется в виду мужской совокупительный орган — Е.П.). Речь идет о расточительстве, то есть о склонности тратить больше ресурсов (например, денег), чем это необходимо и оправдано с экономической точки зрения. Это явление называют также показным потреблением» (с. 417 тома 1). Вот уж действительно «В огороде бузина, а в Киеве дядька»." Здесь Е.Н.Панов цитирует фразу из раздела, озаглавленного "Чувство юмора и щедрость - результаты полового отбора?". В этой фразе совершенно очевидно имеется в виду чувство юмора, о котором говорилось выше по тексту, а вовсе не "мужской совокупительный орган". Каким образом Евгений Николаевич усмотрел тут намек на мужской совокупительный орган? Ума не приложу. В разделе нет ни слова про этот орган, да и нигде во всей книге я не сравнивал его с павлиньим хвостом. Не удивительно, что при таком странном понимании текста рецензенту пришла на ум поговорка о бузине и дядьке. Я мог бы ответить и на другие замечания (например, я тоже читал первоисточники по экспериментам с Канзи и не согласен, что мое изложение тенденциозно; то же относится и к поведению диктиостелиума). Но интереснее всего тут другое. Евгений Николаевич озаглавил один из разделов своей рецензии "О парадигме, в тисках которой находятся взгляды А.В. Маркова". С моей парадигмой все как раз понятно: это совокупность более или менее общепринятых представлений об эволюции, являющихся результатом естественного развития т.н. генетической теории эволюции, зародившейся трудами Р.Фишера, Ф.Добжанского и мн. др. в середине XX века из синтеза классического дарвинизма и генетики, с многочисленными последующими "апдейтами", обусловленными развитием молекулярной биологии, сравнительной геномики и т.д. Но в рамках какой парадигмы мыслит Евгений Николаевич? Что заставляет его отметать даже такие, казалось бы, твердо установленные вещи, как половой отбор? Не знаю. Хочется верить в лучшее. Но, признаюсь, мне стало слегка не по себе, когда я наткнулся на упоминание "наивного, плоского эволюционизма". Надеюсь, Евгений Николаевич просто забыл, из чьего лексикона происходит этот ярлычок. И о какой не самой светлой эпохе в развитии отечественной биологии он напоминает.

* * *
Некоторые читатели, скачавшие пиратские копии моих книг, выразили желание отблагодарить автора и просили сообщить банковские реквизиты. Сообщаю:
Номер счета в Яндексе: 410011461628841

В "Альфа-банке":
Номер счета: 40817810604010452536

Банк получателя: ОАО «Альфа-Банк»
БИК: 044525593
Кор. Счет: 30101810200000000593
ИНН Банка: 7728168971
КПП Банка: 775001001




Date: 2015-01-08 09:28 pm (UTC)
From: [identity profile] macroevolution.livejournal.com
Все эти возможности пока - чисто теоретические. Практических исследований по генно-инженерному усовершенствованию людей никто не ведет. Ищут только способы борьбы с болезнями.
Даже если возникнет "жесткая необходимость" создать группу гениев, для отработки методик понадобятся ведь эксперименты на людях. Существующие морально-этические и законодательные нормы не позволят этого. И без селекции тут едва ли удастся обойтись. Кто будет проводить селекцию на людях?
Вот вывести искусственно более умных мышей - это пожалуйста, хоть сейчас. Даже у дрозофил отбор на сообразительность (обучаемость) эффективен. Правда, он приводит к побочным эффектам в виде снижения других параметров жизнеспособности. А в случае людей такие побочные эффекты ведь недопустимы?
А разработать абсолютно безопасную методику генетической модификации человека, не проводя опытов на людях с многочисленными неизбежными "отходами", едва ли возможно.
Так что я думаю, в ближайшие 50-100 лет ничего такого не произойдет. А может, оно и к лучшему?

Date: 2015-01-08 09:38 pm (UTC)
From: [identity profile] leshiy-zhivoy17.livejournal.com
И если позволите ещё один вопрос. Правильно ли я понял, что в основном окружающая среда регулирует меру альтруизма в людях? То есть если для выживания в данных условиях (война допустим) среды нужно быть "злым" и т.п. гены и поведение человека подстраиваются под эти условия, чтобы выжить и дать потомство. В итоге альтруизм или эгоизм, как результат изменения условий окружающей среды, а не наоборот? Либо они друг друга взаимообусловливают и взаимовлияют друг на друга. Тогда как объяснить поступки людей, жертвовавших собой ради "идеи" (Коперник и Ко)? Может ли случиться в процессе эволюции сбой? То есть возможно ли что эволюция "взрастит" такие признаки и функции особей которые способны погубить самих особей? И насколько я понимаю эволюция не учитывает вопросы морали и т.п.. Таким образом выживают особи, которые более приспособленны к условиям окружающей среды, вне зависимости соотносятся ли эти условия с принципами "добра", "справедливости" или нет? Так и застрелиться можно, если представить сколько добра на земле потеряно в разных формах.

Date: 2015-01-09 09:02 am (UTC)
From: [identity profile] leshiy-zhivoy17.livejournal.com
Согласен что такие исследования и эксперименты, на данный момент, противоречат морально-этическим нормам. Но что-то мне подсказывает, что именно за прорывами в этой области будущее.

Date: 2015-01-09 09:32 pm (UTC)
From: [identity profile] branchiostoma.livejournal.com
Может быть и так, хотя развитие сальп, бочоночников, пиросом очень сложное, по-моему, еще сложнее чем у асцидий.

Возможно, личинки асцидий "гомологичны" не взрослым ланцетникам, а их личинкам? Тогда все было бы понятно. И тогда, мне кажется логично, общий предок всех хордовых тоже имел какой-то метаморфоз. И это ведь, в принципе, можно проверить, если сравнить, какими генами управляется метаморфоз у асцидий и, скажем, миног - родственными или совершеннно разными.

(Заранее прошу прощения если написал чушь, я не биолог совсем).

Date: 2015-01-09 09:45 pm (UTC)
From: [identity profile] macroevolution.livejournal.com
"общий предок всех хордовых тоже имел какой-то метаморфоз"
Тут еще может быть интересно помедитировать над изображениями кембрийских Vetulicolia... хотя А.Ю.Журавлев и некоторые другие авторы трактуют их не как вторичноротых, а как базальных Ecdysozoa.

Date: 2015-01-13 11:21 am (UTC)
From: [identity profile] martin-222.livejournal.com
Александр Владимирович, такие вот вопросы хотел задать:
1.Как-то вы сказали, что у человека есть чувство отвращения и это похоже единственное чувство, которого нет у животных. Может ли это чувство привести к ксенофобии у человека или быть причиной ксенофобии? Те кто терпим к другим, испытывают меньше отвращения к разным вещам, в отличии от тех, кто нетерпим к другим.
2.В книге об эволюции человека, вы написали, что у вас большие надежды на ЭКО. Можно будет отбраковать вредные мутации, которые у человечества сейчас постепенно накапливается из-за повышенного уровня гуманизма и развития медицины. Как ЭКО сможет победить накопление вредных мутаций, если из-за медицины практически все выживают? Количество выживающих из-за медицины будет постоянно только расти, а это приводит к увеличению вредных мутаций, которые фиг отбракуешь если только все женщины не начнут применять ЭКО. ЭКО же должно быть повсеместным чтобы победить мать природу или необязательно?
Edited Date: 2015-01-13 11:24 am (UTC)

Геном

Date: 2015-01-15 11:40 am (UTC)
From: [identity profile] livejournal.livejournal.com
Пользователь [livejournal.com profile] nurmustermann сослался на вашу запись в своей записи «Геном (http://nurmustermann.livejournal.com/400436.html)» в контексте: [...] задаёт вопрос [...]

Date: 2015-01-17 11:17 am (UTC)
From: [identity profile] error-lapsus.livejournal.com
Тогда как объяснить поступки людей, жертвовавших собой ради "идеи" (Коперник и Ко)?

Простите, каким именно образом Коперник пожертвовал собой? :) Ну, кроме того, что он, как священник, законных наследников не оставил (возможно, и незаконных тоже)?

Date: 2015-01-22 10:42 am (UTC)
From: [identity profile] macroevolution.livejournal.com
Про отвращение: да, именно так! Об этом написано в "Эволюции человека", том 2, стр. 385.
Про ЭКО. Речь здесь идет о тех временах в недалеком будущем, когда геномы людей будут уже настолько отягощены вредными мутациями, что естественным образом будут рождаться преимущественно индивиды с очень сильными дефектами, такими, что даже при всей мощи медицины эти люди не смогут полноценно существовать (слабоумных среди них будет очень много). Вот тогда-то и придется (если останется, кому) срочно разрабатывать методы отбора гамет, наименее отягощенных. И все женщины, у которых будет такая возможность, сами будут в очередь строиться на ЭКО, т.к. в противном случае они почти наверняка родят дебилов.

Date: 2015-01-22 11:20 am (UTC)
From: [identity profile] martin-222.livejournal.com
Про отвращение: да, именно так! Об этом написано в "Эволюции человека", том 2, стр. 385.
Странно, читал, а подзабыл. Проклятая память!

Date: 2015-01-29 04:10 pm (UTC)
From: [identity profile] vassili prigarin (from livejournal.com)
По поводу Вашего поста от 11.01.15 - о языках программирования.
Я поздновато его заметил и боюсь, мой комментарий не будет услышан. Продублирую его здесь:

А возьмите меня.
Сейчас есть время и я могу Вам чего-нибудь порешать. Пришлите мне описание задачи (pdf | doc/docx | opendoc | tex) и, весьма желательно, ссылку (идеально, pdf со статьей) на что-нибудь похожее: чтобы я смог понять слова и представить себе контекст. А я Вам отдам картинки, числа и, если захотите, саму программу расчёта. Способ оплаты при успешном осуществлении проекта- поблагодарите меня в публикации "за помощь в организации расчётов". Если задача окажется сложной в вычислительном и/или программистском плане,- ну, обсудим по скайпу и решим. Оценку времени на решение/сложность я сообщу Вам по получении задачи. Если Вам это интересно, пожалуйста, в ответе укажите мне почтовый адрес для связи (или прямо в ФБ напишите).

Date: 2015-01-29 07:00 pm (UTC)

Date: 2015-01-29 09:03 pm (UTC)
From: [identity profile] macroevolution.livejournal.com
Спасибо. я обязательно сообщу, если соберусь поучаствовать в каком-либо публичном мероприятии.

Date: 2015-01-29 09:05 pm (UTC)
From: [identity profile] macroevolution.livejournal.com
Огромное спасибо за предложение! Но уже немножко поздно. Удивительно, но я после того поста получил 3 или 4 подобных предложения. И принял одно из них. Мы сейчас работаем с человеком, который и хороший программист, и биолог по образованию, что очень удобно: он прекрасно понимает и мои биологические задачи.

Date: 2015-01-30 06:47 am (UTC)
ext_605364: geg MOPO4 (geg_MOPO4)
From: [identity profile] gegmopo4.livejournal.com
Кстати, если бы вы выложили условие частной задачи, то через время получили бы от своих читателей несколько решений на разных языках. И смогли бы оценить скорость и сложность решений, это помогло бы с выбором языка.

Date: 2015-01-30 11:46 am (UTC)
From: [identity profile] macroevolution.livejournal.com
Описывать задачу было бы едва ли не дольше, чем самому запрограммировать.

Date: 2015-01-30 03:10 pm (UTC)
From: [identity profile] vassili prigarin (from livejournal.com)
Ну, я себя вряд ли могу назвать хорошим программистом. Программу на Фортране можно написать на любом языке (http://www.webcitation.org/659yh1oSh) Моё "конкурентное преимущество" - вычисления, т.е., численные методы решения чего-нибудь (интегро-) дифференциального , а разностная схема и в биологии дифур. Так или иначе, предложение остаётся в силе. Если возникнут вопросы по методам решения - буду рад ответить.
Edited Date: 2015-01-30 03:19 pm (UTC)

Date: 2015-01-30 04:56 pm (UTC)
From: [identity profile] vassili prigarin (from livejournal.com)
Это несколько неточное утверждение. В большинстве языков программирования,- из тех, что Вам предлагали,- программа описывает решение задачи; постановка может лишь неявно присутствовать в тексте, который Вы скармливаете компьютеру. Я прочёл Вашу фразу как "сложность решения много меньше сложности постановки" при стандартном понимании сложности как числа букв в соответствующем описании. Это так? Или речь идёт о сложности перевода с условно биологического языка на условно программистский? Мне приходилось работать с прикладниками разной степени математизированности, и трудности перевода, как правило, не были определяющими. Может, стоит сформулировать вопрос так: "Сложнеее ли обьяснять программисту чем широкой аудитории?" Программист здесь, конечно, условный. Иначе говоря, труднее ли объяснять, если Вы знаете профессию и представляете (или думаете, что предствляете) как собеседник думает? Прошу прощения за занудство. Любопытство моё более или менее академического свойства, хотя я всегда завидовал людям, обладающим даром популяризации.
Edited Date: 2015-01-30 05:12 pm (UTC)

Date: 2015-01-30 07:02 pm (UTC)
From: [identity profile] macroevolution.livejournal.com
Даже не знаю, как объяснить. Задача-то творческая, поисковая. Сначала нужно запрограммировать определенную ситуацию. Популяция микробов из N особей, у каждого есть геном, состоящий из X хромосом, в каждой из которых G одних и тех же генов (полиплоидные микробы). Микробы размножаются делением, перед каждым делением каждая хромосома удваивается, при этом каждый ген с вероятностью M мутирует, мутации могут быть полезные или вредные, доля полезных B. Распределение хромосом по дочерним клеткам можно моделировать по-разному, нужно перепробовать несколько вариантов. Для каждого дочернего микроба вычисляется приспособленность, определяемая качеством генов; затем особи с лучшей приспособленностью выживают, худшие умирают. Приспособленность зависит от качества генов, но вычислять ее можно по-разному, нужно попробовать несколько способов. Отбор можно тоже моделировать по-разному. Нужно посмотреть, будет ли в такой популяции наблюдаться определенный эффект, и если да, то при каких наборах параметров он будет сильнее, при каких слабее. В зависимости от результатов, полученных на этом этапе, в модель добавляются еще несколько процессов: генная конверсия, циклы плоидности, горизонтальный перенос с разными вариантами рекомбинации. Ну и так далее. Понятно, что это не описание, это только чтобы дать общее представление.

Date: 2015-01-31 06:01 pm (UTC)
From: [identity profile] martin-222.livejournal.com
Александр Владимирович, прочитал вашу с Еленой Наймарк последнюю книгу "Эволюция". Ваше заключение в книге очень впечатлило. Мне кажется его нужно обязательно прочитать всем, кто не понимает, что такое эволюционная биология и почему вообще не стоит рассматривать креационизм. Боюсь, конечно, что ваше заключение будут читать только уже просвещенные граждане, которые просто просветятся еще больше. Разрыв между маленьким просвещенным обществом и большим непросвещенным только растет и кажется больше просвещенных не становится. Кажется, к сожалению, что так было всегда и будет. Большинство людей похоже вполне устраивает полное невежество. Ведь для большинства людей свойственно прибывать в полном неведении и особо им и не нужно ничего. Чтобы просвещаться и познавать он должен ломать свою природу и свои традиции, а это удаётся далеко не каждому человеку. Как-то говорили, что человек в отличии от животных остается любознательным всю жизнь. Человек, как мне кажется, может оставаться любознательным всю жизнь, но похоже не хочет. Я просто наблюдаю за людьми и не вижу особо у большинства желания понимать как устроен этот мир. Почему-то никому это не интересно, хотя казалось бы, что может быть интереснее, чем познание. Похоже, есть только желание срубить бабло. Похоже желание понимать устройство мира есть только у маленькой кучки ломоносовых, которым всё хочется знать и понимать. Мне кажется даже, что быть ученым в этом мире это какой-то природный парадокс.
И ещё маленький вопросик. Может ли мы сказать, что полеты в космос, высадка на марсе и т.д. это расширенные фенотипические проявления наших генов, которые распространяют своё влияние на космос и на всю вселенную? Сначала вселенная "создала" репликаторы, а теперь они сами оказывают на эту вселенную своё влияние. Они дореплицировались до космоса, благодаря которму по сути они пришли в этот мир. Не будет репликаторов в этом мире и не будет полетов в космос.
Edited Date: 2015-02-02 09:20 am (UTC)

Date: 2015-02-01 01:50 pm (UTC)
From: [identity profile] vassili prigarin (from livejournal.com)
Ага, спасибо. Это действительно больше программистская чем вычислительная задача. Похоже на то, чем занимался И. Варшавский ("Коллективное поведение автоматов", М.,Наука,1974 ?).
Не могу сходу назвать опенсорсные библиотеки для такого рода задач; если найду, пришлю ссылки.
А "определённый эффект" - это число или процесс?

Date: 2015-02-01 04:52 pm (UTC)
From: [identity profile] macroevolution.livejournal.com
Скорее процесс. Говорят, полиплоидность у бесполых организмов должна вести к стремительному накоплению вредных рецессивных мутаций. Хотелось бы это проверить и посмотреть, при каких параметрах как оно идет.

Date: 2015-02-03 07:38 am (UTC)
From: [identity profile] macroevolution.livejournal.com
Спасибо за комментарий.
Возможно, ученых и просто любознательных людей в мире не так уж мало. В цивилизованных странах их число растет. Всё зависит от культурно-социальных факторов. В отдельных странах их число может снижаться, что, конечно, печально, но преходяще (надеюсь). Скажем, тиражи научно-популярных книг на западе сейчас во много раз выше, чем у в России. А в СССР тоже были огромные тиражи таких книг (хотя я, мягко говоря, не фанат СССР, но по этому отдельно взятому показателю - таковы факты).
Что касается того, тожно ли рассматривать полеты в космос нашим "расширенным фенотипом" - в принципе да, наверное, но только в роли ключевых репликаторов здесь выступают уже не гены, а мемы (культура в широком смысле).

Date: 2015-02-04 08:40 am (UTC)
From: [identity profile] martin-222.livejournal.com
Читая книги Докинза, Маркова и Наймарк уже начинаю жалеть, что не стал биологом, читая книги Азимова, Грина жалею, что не стал физиком и т.д. Как же важно кто и как нас учит в детстве! Моя школа отбивала желание учить любую науку. Вообще с хорошими преподавателями в российских школах похоже беда. Благодаря вашим книгам, Докинза, Азимова, Брайна Грина и т.д. начинаешь просто влюбляться во все науки, которые популяризируют отличные ученые и выдающиеся популяризаторы. У нас похоже за редким исключением совсем не умеют популяризировать на хорошем уровне. Раз не умеют, значит нужно хотя бы предоставлять школьникам и студентам качественный иностранный научпоп, но мы же самые умные и нас не нужно учить :(

Date: 2015-02-05 12:46 pm (UTC)
From: [identity profile] makarius.livejournal.com
Уважаемый Александр Владимирович!
В Институте экологии растений и животных УрО РАН (г. Екатеринбург) ежегодно проходит конференция молодых ученых. Традиционно, мы приглашаем четырех мэтров для чтения пленарных лекций. В этом году решили пригласить Вас. Сроки конференции в 2015 г. – 13-17 апреля.
В задачи пленарного докладчика входит чтение одной лекции продолжительностью 50-60 минут и ответы на возникшие у аудитории вопросы (аудитория около 60 аспирантов, студентов и молодых исследователей со всей России, а также сотрудники нашего института). При желании Вы сможете послушать доклады молодых ученых и обсудить их.
С нашей стороны мы оплачиваем все расходы по проезду и проживанию, а также обеспечиваем экскурсионную и развлекательную программы в зависимости от Ваших предпочтений.
К нам можно приехать как на сутки, так и на все время проведения конференции (4 дня).
Отзывы о нашем мероприятии можно получить у коллег, которые уже читали у нас пленарные лекции: Н.И. Абрамсон, М.С. Гельфанд, Е.Н. Букварева, Н.В. Глотов, С.А. Гераськин, А.В. Рубанович, А.С. Северцов, М.В. Холодова и другие.
Обычно лекторы остаются довольны тем, что к нам приехали.
Мы будем очень рады, если Вы согласитесь принять участие в нашем мероприятии.
Адрес для связи: mmodorov@gmail.com
С наилучшими пожеланиями
Модоров Макар (член организационного комитета)

January 2019

S M T W T F S
  12345
6789101112
1314 1516171819
20212223242526
2728293031  

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Feb. 5th, 2026 11:22 am
Powered by Dreamwidth Studios