macroevolution: (anomalocaris)
[personal profile] macroevolution
В последнем номере Science - любопытная статья про то, что в Китае "западный" стиль мышления коррелирует с традициями выращивания пшеницы, а "восточный" характерен для рисоводческих областей. Новость на "Элементах" по этой статье скоро, надеюсь, выйдет (только что отправил).
Из этой статьи и некоторых дополнительных источников я составил упрощенную сводную таблицу, характеризующую эти самые "запад" и "восток" в мироощущении. Их давно изучают психологи. Разумеется, речь не идет о двух дискретных группах людей. Но это некая "линейка", одно из многочисленных психологических измерений, определяемое синдромом скоррелированных признаков. Корреляции, конечно, не стопроцентные, и не надо писать в комментах, что все на самом деле не так просто, я в курсе. Но в самом деле интересная штука. Большая часть пунктов в таблице основаны на серьезных и многочисленных исследованиях, лишь некоторые гипотетичны.

«Западный стиль мышления» «Восточный стиль мышления»
Индивидуализм, эгоцентризм.
Преувеличивают свой размер по сравнению с другими людьми в социограммах.
Коллективизм.
В социограммах изображают себя таким же или меньшим по размеру значком, чем других людей.
Аналитическое мышление, упор на абстрактные категории. В "триадном тесте" объединяют поезд с автобусом, а не с рельсами; кролика – с пандой, а не с морковкой. Холистическое мышление, упор на взаимосвязи. Объединяют поезд с рельсами, кролика – с морковкой.
Чаще разводятся Реже разводятся, т.к. сильнее чтут семейные ценности и связи между людьми
Чаще придумывают новое, больше патентов. Более открыты новому. У кочевых охотников повышена частота «гена авантюризма» (аллель 7R гена DRD4) по сравнению с оседлыми земледельцами. Менее креативны, меньше патентов, не так открыты новому. Возможно, в некоторых группах понижена частота «гена авантюризма».
Стремление к справедливости. Не делают большого различия между друзьями и незнакомцами при решении вопроса о награде или наказании. Парохиализм. Более склонны награждать и прощать друзей, чем незнакомцев, и скорее накажут незнакомца, чем друга, за одно и то же нечестное действие.
Коррелирует с политическим либерализмом (как в западных, так и в восточных странах) Коррелирует с политическим консерватизмом (как в западных, так и в восточных странах)
В морали доминируют, вероятно, «индивидуализирующие» ценности и идеалы: забота/помощь слабым, справедливость/правосудие, свобода В морали доминируют, вероятно, «объединяющие» ценности и идеалы: лояльность/верность группе, уважение к власти и авторитетам, чистота/святость
Чаще – в развитых странах Европы, Северной Америки Чаще – в Восточной и Юго-Восточной Азии
Чаще – в обществах со скотоводческим прошлым Чаще – в обществах с земледельческим прошлым
Чаще – в богатых обществах (за исключением богатых стран Восточной Азии) Чаще – в бедных обществах (а также в богатых странах Восточной Азии)
Коррелирует с традициями выращивания пшеницы или ячменя (но не риса) Коррелирует с традициями выращивания риса (но не пшеницы). Т.к. рисоводство на заливных полях невозможно без развитого коллективизма и кооперации.

Давайте посмотрим, нет ли какой-нибудь корреляции между этой штукой и отношением к текущей политической ситуации. Давайте условно обозначим буквой М тех, кто больше симпатизирует Майдану и единой Украине, ориентированной на Европу, и буквой Д тех, кто больше симпатизирует донбасским повстанцам (ужасно трудно подбирать абсолютно нейтральные термины, чтобы никого не задеть, так что не придирайтесь к формулировкам, пожалуйста). Среди читателей этого блога, как известно, много и М, и Д.

Пояснения к опросу:
1) "я из левой колонки" означает, что вам, на ваш собственный взгляд, в несколько большей степени свойствены черты, указанные в левой колонке, чем в правой. И наоборот. Понятно, что у всех смесь, крайности встречаются редко.
2) Если вам не нравится опрос, но охота посмотреть результаты, выбирайте "другое".
3) В комментах просьба не разводить и не нагнетать. А то придется заскринить всё.
4) По идее никому не должно быть видно, кто как проголосовал, т.е. опрос анонимный.

[Poll #1967541][Poll #1967541]

Date: 2014-05-11 02:14 pm (UTC)
From: [identity profile] old oak (from livejournal.com)
Вот кстати интересный вопрос - достоверность пунктов - то есть Вы написали, что она разная, а было бы интересно узнать, где какая.

Date: 2014-05-11 03:59 pm (UTC)
From: [identity profile] old oak (from livejournal.com)
Избирательной толерантности, точнее.

Собственно, вопросы именно к ряду формулировок таблички, поэтому - соответствующие ссылки в статье есть, или будут на элементах?

Date: 2014-05-11 05:04 pm (UTC)
From: [identity profile] ad-rem-lj.livejournal.com
согласен

Date: 2014-05-11 05:48 pm (UTC)
From: [identity profile] marina-fr.livejournal.com
Тут сложно. По непосредственным эмоциональным реакциям я из "правых", по рациональным - проверяю себя "левыми". В то же время эмоционально я сочувствую майдановским (хотя и не тем, кого Майдан выдвинул), хотя большинство их требований, кроме политических свобод, мне рационально не нравятся. Федералистам я эмоционально сочувствую меньше (то есть местным - да, завозным - совсем никак), но рационально очень понимаю, что даже если они не могут озвучить какие-то разумные требования, то причины для недовольства у них есть. И то, что озвучить их они сами не могут, а в качестве готового шаблона им подсовывают нечто дугинское ситуацию усугубляет. Включая невозможность переговоров.

Date: 2014-05-11 06:24 pm (UTC)
From: [identity profile] 6-h-h.livejournal.com
Опять "британские ученые" разбушевались. Ничего не понимая в китайской цивилизации привязывать мировоззрение к зерну?.. Наличие разбежек между мировоззрением представителей разных цивилизаций очевидно. Но увязывать в одну стопку "ген авантюриста" и холистическое мышление... Понятно же, что в Китае, который от века подвергался набегам кочевников, будут территории, где концентрация этого гена выше - и она завязана не на зерно, не на европейское мировоззрение а тупо на места набегов и (или) дислокации частей маньчжуров. Социограмма в отношении к Китаю и Японии вообще выглядит верхом идиотизма и непрофессиональности. По тамошним традициям лидер - всегда позади. И наилучший способ продемонстрировать это на плоскости рисунка - изобразить его меньше ростом.
"Британские ученые" такие ученые.

Date: 2014-05-11 06:29 pm (UTC)
From: [identity profile] old oak (from livejournal.com)
Но ученые так почему-то не называют. Вероятно, потому что interdependent style во многих условиях выгоднее.

Date: 2014-05-11 06:31 pm (UTC)
From: [identity profile] old oak (from livejournal.com)
???
В Японии массово нарушено логическое мышление?

Date: 2014-05-11 06:35 pm (UTC)
From: [identity profile] alla-ignatova.livejournal.com
P.S.
Возвращаясь к Вашему вопросу, получается, что мозг, психика, внутренние ресурсы организма человека с преобладанием "восточного" типа мышления в процессе их становления каким-то образом заточились (приспособились) под режим военного положения. С одной стороны, это хорошо, но с другой - степень износа тоже значительно выше. Хотя, здесь тоже много факторов, та же культура питания, режим сна и бодрствования, экология места проживания, уровень медицины, устоявшиеся традиции в выращивании детей и т.д.

Date: 2014-05-11 06:38 pm (UTC)
From: [identity profile] old oak (from livejournal.com)
Извините, на социограммах нет роста. Там кружочки.

T. Talhelm, X. Zhang, S. Oishi, C. Shimin, D. Duan, X. Lan, S. Kitayama - список "британских ученых"

Date: 2014-05-11 06:45 pm (UTC)
From: [identity profile] old oak (from livejournal.com)
Нашел ссылки по всем параметрам, кроме ценностей/морали ("В морали доминируют, вероятно... "), не подскажете, где можно посмотреть?
Там контринтуитивным показалось вот что - "«индивидуализирующие» ценности и идеалы: забота/помощь слабым...", и судя по комментариям, не только мне.

Date: 2014-05-11 06:53 pm (UTC)
From: [identity profile] kmaal.livejournal.com
Уровень зашкаливает, это да. Но почему-то это не удивляет. Мне кажется, тут образовался какой-то логический подвох.

Например, я не знаю на самом деле, какой у меня тип мышления. Я не рисовал социограмм и не знаю про них, но в походах всегда чувствовал сильнейшее отвращение к тем, кто в конце ходового дня идет мыть ноги, не сделав общественные дела по организации ночлега. Я не знаю про триадный тест и объединять, наверно, могу и по таксонам, и по функциональным связям, в зависимости от постановки задачи. Не разводился. Либерализм и консерватизм не особо понятны на российской почве (в условиях регресса консерватизм - это что?), во всяком случае я точно не за тех либералов, которые за отказ от социальных гарантий и полную монетизацию всего, и многое из советского наследия вызывает у меня теплые чувства. Вот про незнакомца и своего, да, меня дико бесит, когда с приезжего в маршрутке пытаются взять двойную цену. В общем из пяти пунктов четыре непонятно, и только один понятен. Но в противостоянии "принятие европейских ценностей" - "отрицание европейских ценностей (Талибы, Боко Харам, российская пропаганда по Украине)" я однозначно "западный". Поэтому - Л и М.

Может быть, люди сейчас самым реальным критерием "западного мышления" и видят отношение к Майдану и на самом деле по нему и судят о себе, а всякие психологические параметры домысливают себе задним числом?

Date: 2014-05-11 07:16 pm (UTC)
From: [identity profile] 6-h-h.livejournal.com
Извиняюсь. У нас первым по курсу шла детская психология, там советовали задавать детям рисование фигурок - так и осталось.

T. Talhelm, X. Zhang, S. Oishi, C. Shimin, D. Duan, X. Lan, S. Kitayama - список "британских ученых"
И? Статус как-то защищает от ошибок?
Межцивилизационные исследования на порядок сложнее обычных.
From: [identity profile] livejournal.livejournal.com
Пользователь [livejournal.com profile] afranius сослался на вашу запись в записи «Oh, East is East and West is West, and never the twain shall meet (http://afranius.livejournal.com/422414.html)» в контексте: [...] Восточного-и-Западного-Мышления (мЫшленья?..) -- http://macroevolution.livejournal.com/168029.html [...]

Date: 2014-05-11 07:21 pm (UTC)
From: [identity profile] olga voziakova (from livejournal.com)
Согласна. Выбрала Д, исходя из сегодняшней ситуации. Хотя чуть раньше было бы М

Date: 2014-05-11 07:45 pm (UTC)
From: [identity profile] mr-k-bx.livejournal.com
свободный второй уровень...

На западе либеральное мышление скорее склоняется к коллективизму и социализму, а вовсе не к индивидуализму и эгоцентризму.

Date: 2014-05-11 08:10 pm (UTC)
From: [identity profile] zerothegreat.livejournal.com
Восточный тип отражает социальную природу человека, как животного, а западный — природу разума (разделение себя и мира), а "золотая середина" — где-то между (возможности для самореализации и одновременно мирное сосуществование разных людей разных взглядов).

Date: 2014-05-11 08:12 pm (UTC)
From: [identity profile] zerothegreat.livejournal.com
Могло. Просто чтобы борьба за справедливость была эффективной, её надо вести эффективными инструментами — укреплением правового поля и подстёгиванием роста самосознания граждан.

Бунт — инструмент неэффективный, результат предсказуемо отклонился от "справделивости".
Edited Date: 2014-05-11 08:13 pm (UTC)

Date: 2014-05-11 08:17 pm (UTC)
From: [identity profile] zerothegreat.livejournal.com
США минули свой золотой век, несмотря на текущую гегонию (когда-то точно в таком же состоянии геополитически был Рим). Жизнь в долг скорее зло, чем благо.

Date: 2014-05-11 08:56 pm (UTC)
From: [identity profile] nikerbriker.livejournal.com
Майдан, борющийся против устоявшейся власти и Майдан, ствший властью - существенно разные ещи

Ну да, мозгов не хватило понять, к чему приведет Майдан, теперь остается только открещиваться.

Date: 2014-05-12 01:20 am (UTC)
From: [identity profile] cmpax-u-pagocmb.livejournal.com
Европейское общество имеет скотоводческое прошлое?

Date: 2014-05-12 04:30 am (UTC)
From: [identity profile] alexbreeze.livejournal.com
триадный тест некорректен для любого кто учил логику хоть пару лекций в ВУЗЕ,
насчёт "больше придумывают новое и больше разводятся тоже некорректный показатель ибо это не мышление определяет а текущая ситуация окружающая данного индивидуума, ага ага то самоё бытиё.
В общем очередная попытка представить психологию наукой.

Date: 2014-05-12 04:39 am (UTC)
From: [identity profile] old oak (from livejournal.com)
Это на тему "ничего не понимая в китайской [своей родной для пяти из семи] цивилизации".

Date: 2014-05-12 04:59 am (UTC)
From: [identity profile] sophist-ru.livejournal.com
В таком случае, человек в целом как биологический вид -- недоразвитый варвар по сравнению с дикими животными. Ведь практически по всем параметрам приспособления к среде он им уступает, имея лишь одно преимущество: благодаря своей социальности он научился перестраивать среду под себя, вместо того чтобы приспосабливаться к ней.

Date: 2014-05-12 05:04 am (UTC)
From: [identity profile] natalia-2302.livejournal.com
Как точно подмечено! Спасибо за Ваш комментарий)

January 2019

S M T W T F S
  12345
6789101112
1314 1516171819
20212223242526
2728293031  

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 11th, 2026 02:39 am
Powered by Dreamwidth Studios