macroevolution: (Default)
[personal profile] macroevolution
1. Про любовь - завтра в Политехническом в 19-30. Приходите, вход свободный.
2. Интервью на неком новом сайте про детей: "Меньше сидишь в интернете - лучше размножаешься". См. также: Эволюция жжот (от автора интервью)
3. Средний сын Даниил съездил на каникулы на Белое море, в Пулонгу. Привез красивых фоток. Они под катом


 
невероятной красоты кристаллы на морском льду








Date: 2012-03-20 08:20 pm (UTC)
From: [identity profile] Борис Шипов (from livejournal.com)
Без труда укладывается в голове мысль, что гормоны и нейромедиаторы могут повысить сексуальную активность. Но ведь любовь - это не просто временная гиперсексуальность, это стойкое влечение именно к определенному лицу. Как может дофамин нацелить его именно на определенное лицо и ни на кого более? Э.Фишер пытается объяснить это в высшей степени сомнительным опытом на полевках, от человека весьма далеких. Очень шаткая основа для революционной теории. Точку здесь мог бы поставить другой, не такой уж дорогой опыт, да только его почему-то не поставили.

У шимпанзе - полнейший промискуитет. Самка за время эструса (4 - 6 дн.) спаривается со всеми самцами стада, "способность которых к частым эякуляциям поразительна", не отказывая практически ни одному из них. Любящих пар у них не бывает. Даже когда вожак в очень редких случаях монополизирует самку в эструсе, она при первой же возможности удирает от него, чтобы спариться с несколькими самцами подряд. Итак, напоим шимпанзе лекарством, повышающим в мозгу уровень дофамина. И если эти развратные животные немедленно разобьются на постоянные парочки, получится очень сильный аргумент в пользу теории. А если после отмены лекарства они опять вернутся к промискуитету, то отпадут последние сомнения.

Опыт будет еще красивее и убедительнее, если разделить подопытных на три группы: в первой группе дать лекарство только самцам, во второй — только самкам, в третьей — и тем, и другим. В соответствии с «химической» теорией любви в первой группе каждый из самцов должен выбрать себе любимую и впредь домогаться только ее, во второй группе — каждая самка должна отвергать всех самцов, кроме одного-единственного, и приставать к нему, усаживаясь рядом с ним в так называемой «позе подставления». Про третью группу уже сказано. Ничего страшного, если человекообразные поживут пару недель с повышенным уровнем дофамина в мозгу — ведь его называют гормоном удовольствия. Зато какая проблема была бы решена раз и навсегда! Тысячелетняя загадка, как называют ее поэты, да и ученые — тоже.

"Химическая" теория убивается уже фактом отсутствия любви у некоторых народов, что было отмечено корифеями антропологии. (Только не будем при этом путать любовь с временными сексуальными предпочтениями, которые к тому же отнюдь не исключают секса с другими лицами, ладно?) Но кроме этого есть еще масса и других фактов. У животных временная сексуальная привязанность возникает только на время эструса. Кончается эструс - и они расходятся. Так как: повышение уровня дофамина вызывает эструс? Или наоборот? И так, и этак выходит очень несообразно. А у людей? Влюбиться в первый раз в жизни можно и в 15, и в 40 лет. Если у полевок влюбленность - результат повышения уровня дофамина/норадреналина, значит, получается так: ходит 25 лет по земле взрослый человек с нормальным уровнем гормонов, вдруг - бац! подскочил дофин, в результате чего он влюбляется. Но тогда получается, что любовь - нечто вроде эндокринного заболевания вроде диабета. Вот только почему люди в древности им не болели?

Ибн Сина и Э.Фишер

Ибн Сина, он же Авиценна, — великий медик и великий ученый средневековья — сумел вылечить от любовного недуга племянника правителя Джурджана Кабуса, который скрывал имя своей возлюбленной. Ибн Сина приказал называть вслух сначала названия улиц города, потом — женские имена, а сам считал у парня пульс, по учащению которого сумел определить и улицу, где проживала девушка, и ее имя. Этот опыт был полезен для науки: он расширил знания о соматических проявлениях любви, но для понимания ее природы не дал ровным счетом ничего.

Наблюдения Э.Фишер над влюбленными в томографе – то же самое, только на более высоком аппаратном уровне. Они полезны для науки, поскольку расширяют наши знания о том, как связаны сильные переживания с процессами в мозге, но для понимания природы любви дают ровно столько же, сколько и опыты Ибн Сина.

Отношения между полами в древности выглядели совсем не так, как изображено в лекции, но это - для следующего поста.
Page generated Sep. 25th, 2025 07:26 pm
Powered by Dreamwidth Studios