macroevolution: (Аномалокарис не любит вранья)
macroevolution ([personal profile] macroevolution) wrote2012-01-13 09:38 am

Пчелиная демократия

Принимая коллективное решение, пчелы-разведчики убеждают оппонентов замолчать

Механизмы принятия решений нейронными сетями мозга и коллективами общественных животных во многом сходны. В обоих случаях происходит нечто вроде голосования, исход которого зависит от баланса сил между группами возбудимых объектов (нейронов или особей), получающих разную информацию из окружающей среды и голосующих за одно из нескольких возможных решений. Американские и британские биологи обнаружили, что ключевая особенность нейронных сетей, способных к принятию решений, — взаимное торможение — характерна и для пчелиного роя, выбирающего место для поселения. Пчелы-разведчики не только танцуют, приглашая рой лететь в облюбованное ими место, но и при помощи специальных сигналов «убеждают» оппонентов (разведчиков, агитирующих за другое решение) прекратить свой танец. Взаимное торможение повышает надежность системы принятия решений, помогая рою избежать ситуации буриданова осла.

[identity profile] rsokolov.livejournal.com 2012-01-13 05:39 am (UTC)(link)
У тараканов тоже некоторое время назад демократию нашли.

[identity profile] rsokolov.livejournal.com 2012-01-13 05:44 am (UTC)(link)
Только тараканы проводят групповые консультации для того, чтобы выяснить, каким же образом одной большой группе разделиться на две.

В отличие от людей, тараканы признают друг за другом право на самоопределение вплоть до отделения.

[identity profile] alexey-ivanov.livejournal.com 2012-01-13 08:51 pm (UTC)(link)
Думаю, исключительно потому, что не понимают, что они именно самоопределяются. :)

[identity profile] burduh.livejournal.com 2012-01-13 05:57 am (UTC)(link)
"Работай много, Не раскачивай лодку,
Ведь тебе хватает на метро И хватает на водку"

Как много еще открытий и параллелей чудных готовит либералам мир естествознания)

[identity profile] showpoint.livejournal.com 2012-01-13 06:22 am (UTC)(link)
Казалось бы, причём тут либералы?

[identity profile] burduh.livejournal.com 2012-01-13 06:24 am (UTC)(link)
См. комментарий rsokolov выше и предыдущие посты на схожие темы в этом блоге. А вообще, во многих вузах столицы учат пчелок. Фактически, сплошные институты пчеловодства по ВОП)

[identity profile] aleksisius.livejournal.com 2012-01-13 06:18 am (UTC)(link)
А это можно квалифицировать как разум? Или как-то по-другому это можно назвать?

[identity profile] macroevolution.livejournal.com 2012-01-13 06:28 am (UTC)(link)
А это пусть философы решают. Формально такая фигня называется "система для принятия решений", decision-making system. Если разум определить как систему для принятия решений, то тогда это, конечно, разум (коллективный).

[identity profile] alexey-ivanov.livejournal.com 2012-01-13 08:59 pm (UTC)(link)
Но ведь такая "система для принятия решений" существует и между нейронами мозга животных. Но это ведь не значит, что у животных есть разум.
И сильно сомневаюсь, чтобы философы могли внятно ответить на вопрос "что есть разум". Они ведь даже не знали как ответить на вопрос "что есть жизнь", пока биологи им этого не сказали. :)

[identity profile] bvn-mai.livejournal.com 2012-01-15 11:16 am (UTC)(link)
В можно развернуть для тех кто "в танке":
"...ведь даже не знали как ответить на вопрос "что есть жизнь", пока биологи им этого не сказали..." - а, что сказали биологи - что такое жизнь?

(no subject)

[identity profile] bvn-mai.livejournal.com - 2012-01-15 11:22 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] bvn-mai.livejournal.com - 2012-01-15 11:49 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] bvn-mai.livejournal.com - 2012-01-16 08:25 (UTC) - Expand

[identity profile] dims12.livejournal.com 2012-01-13 06:56 am (UTC)(link)
В зачаточной форме. Если бы пчёлы были способны выйти за рамки контекста, например, посовещаться и решить никуда не лететь, а, допустим, нарисовать геометрическую фигуру на пшенице -- тогда это было бы больше похоже на разум.

[identity profile] aleksisius.livejournal.com 2012-01-13 06:59 am (UTC)(link)
Видел по телеку как обезьяны рисуют.

И таки да. Пчелы иногда не летают куда-то.

[identity profile] dims12.livejournal.com 2012-01-13 07:41 am (UTC)(link)
Обезьяны по-чесноку рисовали? Потому что, например, когда слоны рисуют -- это просто фокус.

(no subject)

[identity profile] aleksisius.livejournal.com - 2012-01-13 07:43 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] dims12.livejournal.com - 2012-01-13 10:10 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] aleksisius.livejournal.com - 2012-01-13 10:20 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] dims12.livejournal.com - 2012-01-13 10:31 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] aleksisius.livejournal.com - 2012-01-13 10:36 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] dims12.livejournal.com - 2012-01-13 15:31 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] aleksisius.livejournal.com - 2012-01-13 15:36 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] dims12.livejournal.com - 2012-01-13 16:00 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] aleksisius.livejournal.com - 2012-01-13 19:44 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] dims12.livejournal.com - 2012-01-13 19:50 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] aleksisius.livejournal.com - 2012-01-13 19:55 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] dims12.livejournal.com - 2012-01-13 20:29 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] aleksisius.livejournal.com - 2012-01-13 21:18 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] dims12.livejournal.com - 2012-01-13 23:05 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] aleksisius.livejournal.com - 2012-01-14 06:51 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] kean2006.livejournal.com - 2012-01-14 07:05 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] aleksisius.livejournal.com - 2012-01-14 07:09 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] aleksisius.livejournal.com - 2012-01-14 07:10 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] kean2006.livejournal.com - 2012-01-14 07:13 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] aleksisius.livejournal.com - 2012-01-14 07:16 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] kean2006.livejournal.com - 2012-01-13 20:27 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] dims12.livejournal.com - 2012-01-13 20:33 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] kean2006.livejournal.com - 2012-01-13 21:08 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] dims12.livejournal.com - 2012-01-13 23:01 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] Ыкы Ыкы - 2012-01-14 01:24 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] kean2006.livejournal.com - 2012-01-14 06:59 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] Ыкы Ыкы - 2012-01-14 08:15 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] Ыкы Ыкы - 2012-01-14 19:57 (UTC) - Expand

[identity profile] alexey-ivanov.livejournal.com 2012-01-13 08:52 pm (UTC)(link)
А клетки мозга способны "выйти за рамки контекста"?

(no subject)

[identity profile] dims12.livejournal.com - 2012-01-13 23:01 (UTC) - Expand

[identity profile] vlkamov.livejournal.com 2012-01-13 07:13 am (UTC)(link)
Нет. Пчелы не ставят себе задачу развития цивилизации.

[identity profile] aleksisius.livejournal.com 2012-01-13 07:16 am (UTC)(link)
Честно говоря, я такой задачи себе тоже не ставил.

(no subject)

[identity profile] vlkamov.livejournal.com - 2012-01-13 07:38 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] aleksisius.livejournal.com - 2012-01-13 07:40 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] si14.livejournal.com - 2012-01-13 08:00 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] silentpom.livejournal.com - 2012-01-13 08:35 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] si14.livejournal.com - 2012-01-13 09:45 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] grihanm.livejournal.com - 2012-01-13 13:31 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] si14.livejournal.com - 2012-01-14 08:05 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] si14.livejournal.com - 2012-01-14 12:43 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] grihanm.livejournal.com - 2012-01-16 21:49 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] bvn-mai.livejournal.com - 2012-01-17 06:29 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] grihanm.livejournal.com - 2012-01-17 21:02 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] bvn-mai.livejournal.com - 2012-01-18 05:44 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] bvn-mai.livejournal.com - 2012-01-17 06:26 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] aleksisius.livejournal.com - 2012-01-13 08:41 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] si14.livejournal.com - 2012-01-13 09:46 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] aleksisius.livejournal.com - 2012-01-13 09:50 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] si14.livejournal.com - 2012-01-13 10:02 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] aleksisius.livejournal.com - 2012-01-13 10:16 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] si14.livejournal.com - 2012-01-13 11:34 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] vlkamov.livejournal.com - 2012-01-13 09:47 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] vlkamov.livejournal.com - 2012-01-13 10:02 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] aleksisius.livejournal.com - 2012-01-13 10:18 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] kean2006.livejournal.com - 2012-01-14 07:14 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] aleksisius.livejournal.com - 2012-01-14 07:19 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] kean2006.livejournal.com - 2012-01-14 07:30 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] aleksisius.livejournal.com - 2012-01-14 07:36 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] kean2006.livejournal.com - 2012-01-14 07:46 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] aleksisius.livejournal.com - 2012-01-14 07:53 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] dr-blastarr.livejournal.com - 2012-01-13 09:24 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] vlkamov.livejournal.com - 2012-01-13 09:37 (UTC) - Expand

[identity profile] dims12.livejournal.com 2012-01-13 06:53 am (UTC)(link)
Это не совсем голосование, это ведь прения!

[identity profile] leoscript.livejournal.com 2012-01-13 07:47 am (UTC)(link)
Здравствуйте, Александр!
Вопрос не совсем по теме.

Как относитесь к Сергею Вячеславовичу Савельеву (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B0%D0%B2%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%B5%D0%B2,_%D0%A1%D0%B5%D1%80%D0%B3%D0%B5%D0%B9_%D0%92%D1%8F%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87)

Ваше отношение к нему как к ученому и как к популяризатору науки. В частности, как относитесь к его (известной сейчас в интернете) концепции, что "поведение человека полностью определяется тремя устремлениями: 1) удовлетворению естественных потребностей; 2) воспроизводству; 3) доминированию". (цитата по википедии)

[identity profile] macroevolution.livejournal.com 2012-01-13 10:10 am (UTC)(link)
По-видимому, он классный специалист по анатомии мозга. И большой приколист. Любит эпатировать публику. И коллег тоже - своими крайне экстравагнтными теориями.

[identity profile] upwinger.livejournal.com 2012-01-13 06:34 pm (UTC)(link)
Не, он в них совершенно по честному верит! Общался с ним пару раз - ахинею несёт жуткую, но с такой уверенностью в своей правоте и с таким умным видом, что чайники неспециалисты верят. Как же, такой интеллигентный человек, с такими званиями и должностями, не может же он так уверенно совсем уж глупости говорить?

Коллеги-то над ним давно уже и смеяться перестали, а публика - да, публика верит.

[identity profile] kodusass.livejournal.com 2012-01-14 01:10 pm (UTC)(link)
"Механизмы принятия решений нейронными сетями мозга и коллективами общественных животных во многом сходны."
Это зря написано. Механизмы принятия решений нейронными сетями мозга пока что не понят. Или у Вас есть другое обоснованное мнение? На сегодняшний день состояние дел таково, что возможна смена парадигмы - не нейроны ответственны за память и мышление а сеть астроцитов или нейрон-астроцитная сеть.
"Американские и британские биологи обнаружили, что ключевая особенность нейронных сетей, способных к принятию решений, — взаимное торможение"
так уж и ключевая? всего лишь одна из многих особенностей.
Ну и...: у нейронов нет "поведения", никакого, у пчел таки поведение, определяемое приобретенными или врожденными рефлексами. С этим их "убеждением" оппонентов ясности нет. Или авторы считают, что решение принимается методом "кто голосистей и перекричит"? В эксперименте с двумя предложенными одинаковыми искусственных ульями следовало сделать их качественно разными и посмотреть на результат убеждения-будет ли всегда выбран лучший вариант. Вполне возможно, что названное стоп-сигналом на самом деле сложное смысловое сообщение с описанием качеств найденного улья.

[identity profile] kodusass.livejournal.com 2012-01-14 01:58 pm (UTC)(link)
Прочитал выше длинные прения на тему разумности. Вот факты, комментируйте
Сельское хозяйство у муравьев и прочие проявления коллективного разума
http://www.nkj.ru/archive/articles/9317/

Открыто семейное обучение птиц применению инструментов
http://www.membrana.ru/particle/4543

Дельфины говорят, как люди http://science.compulenta.ru/632989/
Тут стоит добавить, что у дельфинов и китов есть собственные имена, присваиваемые родителями при рождении и даже "фамилии" - второе имя, означающее принадлежность к определенной стае. Дельфины в дельфинарии способны оперировать абстрактными понятиями, например просвистеть другому суть очередного эксперимента - что надо сделать с каким предметом.

У попугаев существует особая последовательность звуков, являющаяся для них чем-то вроде имени; по такой фразе они узнают своих детей. Как оказалось, такие «имена» у попугаев не передаются с генами, а сообщаются птенцам их родителями. http://science.compulenta.ru/621954/

Способность птиц отличать правильную песню от неправильной оказалась сосредоточенной в зоне мозга под названием anterior nidopallium; ей можно поставить в соответствие центр Брока в мозгу человека, который активируется, когда мы слышим грамматически неверное высказывание.
http://science.compulenta.ru/618684/

Голуби проявили способность к абстрактной арифметике
http://science.compulenta.ru/652707/

Можно и на слезоточивую тему примеров привести о проявлении эмоций животными но здесь не место. Кто желает - заведите в своем ЖЖ разговор, пригласите заинтересованных.

[identity profile] alexey-ivanov.livejournal.com 2012-01-14 07:53 pm (UTC)(link)
да, антропоморфизм это очень понятная вещь

[identity profile] macroevolution.livejournal.com 2012-01-16 05:48 am (UTC)(link)
Ну, чувство "непроходимой пропасти между человеком и животными" - тоже очень понятная вещь. Тут как-то конкретнее нужно.

(no subject)

[identity profile] kodusass.livejournal.com - 2012-01-16 07:45 (UTC) - Expand

[identity profile] aleksisius.livejournal.com 2012-01-16 07:44 am (UTC)(link)
У попугаев слух есть :)