macroevolution: (Аномалокарис не любит вранья)
macroevolution ([personal profile] macroevolution) wrote2012-01-13 09:38 am

Пчелиная демократия

Принимая коллективное решение, пчелы-разведчики убеждают оппонентов замолчать

Механизмы принятия решений нейронными сетями мозга и коллективами общественных животных во многом сходны. В обоих случаях происходит нечто вроде голосования, исход которого зависит от баланса сил между группами возбудимых объектов (нейронов или особей), получающих разную информацию из окружающей среды и голосующих за одно из нескольких возможных решений. Американские и британские биологи обнаружили, что ключевая особенность нейронных сетей, способных к принятию решений, — взаимное торможение — характерна и для пчелиного роя, выбирающего место для поселения. Пчелы-разведчики не только танцуют, приглашая рой лететь в облюбованное ими место, но и при помощи специальных сигналов «убеждают» оппонентов (разведчиков, агитирующих за другое решение) прекратить свой танец. Взаимное торможение повышает надежность системы принятия решений, помогая рою избежать ситуации буриданова осла.

[identity profile] rsokolov.livejournal.com 2012-01-13 05:39 am (UTC)(link)
У тараканов тоже некоторое время назад демократию нашли.

[identity profile] rsokolov.livejournal.com 2012-01-13 05:44 am (UTC)(link)
Только тараканы проводят групповые консультации для того, чтобы выяснить, каким же образом одной большой группе разделиться на две.

В отличие от людей, тараканы признают друг за другом право на самоопределение вплоть до отделения.

[identity profile] burduh.livejournal.com 2012-01-13 05:57 am (UTC)(link)
"Работай много, Не раскачивай лодку,
Ведь тебе хватает на метро И хватает на водку"

Как много еще открытий и параллелей чудных готовит либералам мир естествознания)

[identity profile] aleksisius.livejournal.com 2012-01-13 06:18 am (UTC)(link)
А это можно квалифицировать как разум? Или как-то по-другому это можно назвать?

[identity profile] showpoint.livejournal.com 2012-01-13 06:22 am (UTC)(link)
Казалось бы, причём тут либералы?

[identity profile] burduh.livejournal.com 2012-01-13 06:24 am (UTC)(link)
См. комментарий rsokolov выше и предыдущие посты на схожие темы в этом блоге. А вообще, во многих вузах столицы учат пчелок. Фактически, сплошные институты пчеловодства по ВОП)

[identity profile] macroevolution.livejournal.com 2012-01-13 06:28 am (UTC)(link)
А это пусть философы решают. Формально такая фигня называется "система для принятия решений", decision-making system. Если разум определить как систему для принятия решений, то тогда это, конечно, разум (коллективный).

[identity profile] dims12.livejournal.com 2012-01-13 06:53 am (UTC)(link)
Это не совсем голосование, это ведь прения!

[identity profile] dims12.livejournal.com 2012-01-13 06:56 am (UTC)(link)
В зачаточной форме. Если бы пчёлы были способны выйти за рамки контекста, например, посовещаться и решить никуда не лететь, а, допустим, нарисовать геометрическую фигуру на пшенице -- тогда это было бы больше похоже на разум.

[identity profile] aleksisius.livejournal.com 2012-01-13 06:59 am (UTC)(link)
Видел по телеку как обезьяны рисуют.

И таки да. Пчелы иногда не летают куда-то.

[identity profile] vlkamov.livejournal.com 2012-01-13 07:13 am (UTC)(link)
Нет. Пчелы не ставят себе задачу развития цивилизации.

[identity profile] aleksisius.livejournal.com 2012-01-13 07:16 am (UTC)(link)
Честно говоря, я такой задачи себе тоже не ставил.

[identity profile] vlkamov.livejournal.com 2012-01-13 07:38 am (UTC)(link)
Вот даже интересно, зачем вы брякнули эту ерунду.
Ведь пост как раз о механизмах коллективного принятия решений. И в исследовании описано, как часть коллектива навязывает свое решение всем, в т.ч. несогласным и безразличным.

[identity profile] aleksisius.livejournal.com 2012-01-13 07:40 am (UTC)(link)
Ну тогда получается, что вы сами себя опровергли, и они также разумны как и мы.

[identity profile] dims12.livejournal.com 2012-01-13 07:41 am (UTC)(link)
Обезьяны по-чесноку рисовали? Потому что, например, когда слоны рисуют -- это просто фокус.

[identity profile] aleksisius.livejournal.com 2012-01-13 07:43 am (UTC)(link)
Люди тоже не все умеют рисовать, далеко не все. :)

[identity profile] leoscript.livejournal.com 2012-01-13 07:47 am (UTC)(link)
Здравствуйте, Александр!
Вопрос не совсем по теме.

Как относитесь к Сергею Вячеславовичу Савельеву (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B0%D0%B2%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%B5%D0%B2,_%D0%A1%D0%B5%D1%80%D0%B3%D0%B5%D0%B9_%D0%92%D1%8F%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87)

Ваше отношение к нему как к ученому и как к популяризатору науки. В частности, как относитесь к его (известной сейчас в интернете) концепции, что "поведение человека полностью определяется тремя устремлениями: 1) удовлетворению естественных потребностей; 2) воспроизводству; 3) доминированию". (цитата по википедии)

[identity profile] si14.livejournal.com 2012-01-13 08:00 am (UTC)(link)
Нет, конечно же. Ни один из пчелиных социумов так и не осилил «задачу развития цивилизации». Кто-то из людского социума — осилил, в результате у нас уже «социум», а не «социумы». Несогласные и безразличные же не меняют общей картины.

[identity profile] silentpom.livejournal.com 2012-01-13 08:35 am (UTC)(link)
это почему же ниасилил? Асили. Улей строят, мед дают. А их прогресс мы меряем по своим меркам, что не очень корректно

[identity profile] aleksisius.livejournal.com 2012-01-13 08:41 am (UTC)(link)
А что вы понимаете под "развитием цивилизации", которую нужно осилить, чтобы стать разумным?

[identity profile] farwideserenity.livejournal.com 2012-01-13 08:55 am (UTC)(link)
супер комент! :)

[identity profile] dr-blastarr.livejournal.com 2012-01-13 09:24 am (UTC)(link)
По-моему, тот комментарий очень точно отвечает на ваш вопрос: люди, как и пчёлы, цивилизацию не строили. Она сама получилась.

[identity profile] vlkamov.livejournal.com 2012-01-13 09:37 am (UTC)(link)
"Конрад Лоренц знал результаты раскопок в Олдувайском ущелье и по этому поводу высказал свою гипотезу. Он сказал о том, что возникшая ситуация неизбежно привела бы к тому, что прачеловеки просто перебили бы друг друга. А так как инстинкты не возникают за считанные поколения, то для сохранения на Земле потомков австралопитековых сделалось необходимым введение нового типа запретов, доселе незнакомых сообществам, живущим согласно биосоциальным законам. Так возникло, может быть, первое табу. Это было табу “не убий!” - открытие, которое однажды войдет как заповедь во все мировые религии и заложит основу человеческой нравственности.

Соображения Лоренца вполне логичны, но я думаю, что ситуация была более сложной: наши палеолитические предки могли и не перебить друг друга, но это не очень бы изменило ситуацию, ибо кризис носил не только чисто биологический, но и информационный характер.

В самом деле, победители “турниров на каменных топорах”, выводя из состава племени наиболее способных, тех, кто создавал “новую технику” и Коллективный Интеллект, сами вряд ли были способны совершенствовать технику и технологию, а тем более накапливать знания, развивать коллективную память, а значит, и цивилизацию.

Движение наших предков по пути “становления Разума” имело все шансы естественным образом оборваться. Объем мозга - а он у наших предков был уже весьма значительным - вряд ли мог сам по себе изменить их судьбу. Пример тому - осьминоги. У некоторых типов головоногих объем и сложность мозга не уступают человеческому. Однако они не создали ни цивилизации, ни коллективного интеллекта: осьминоги - каннибалы и лишены возможности передавать накопленные навыки. Для создания цивилизации кроме мозга необходима еще развитая коллективная память, нужна система “Учитель”. Так же и наши предки зари палеолита в рамках существовавшего русла эволюции не могли создать цивилизации. Требовалась смена этого русла. И она произошла!

Нет, “инстинкт волка” у человека не появился - на это просто не было времени. Но возникла система запретов, исключавшая возможность убийства себе подобных, во всяком случае, в ситуациях, связанных с внутривидовой (лучше сказать - внутриплеменной) борьбой. Это знаменитая заповедь “не убий!”. Она очень по-разному понимается в разные времена и у разных народов. Но она присуща всем им. По-видимому, очень по-разному, но все виды неоантропов прошли через утверждение подобного табу.

Такое табу было важнейшей предпосылкой, которая открыла путь к дальнейшему развитию коллективной памяти, а следовательно, и дорогу для развития цивилизации. Но оно же и качественно изменило весь характер эволюции."

[identity profile] si14.livejournal.com 2012-01-13 09:45 am (UTC)(link)
А бактерии формируют плодовые тела во времена неблагоприятные. Тоже разумны, что ли? И да, то, что «разум» есть понятие, придуманное людьми, вас не смущает, а «свои мерки» разумности — смущают? Тут есть некоторая, гм, непоследовательность. Может быть, стоит спросить об этих критериях у пчёл?

[identity profile] si14.livejournal.com 2012-01-13 09:46 am (UTC)(link)
Я это не тот, кому вы отвечали. Увидел ваше передёргивание и не смог промолчать.

Page 1 of 4