macroevolution: (Эпидексиптерикс)
[personal profile] macroevolution

Объявлены шорт-листы премии научно-популярной литературы "Просветитель" 2010 г.

Пресс-конференция премии «Просветитель», на которой объявили шорт-листы 2010 г. 

Председатель жюри, академик РАН Юрий Рыжов (...) выступил в роли Деда Мороза. Перед ним в большом красном мешке на столе лежали все книги-финалисты. В случайном порядке он доставал из мешка книгу одну за одной, а члены жюри представляли их собравшимся.Предваряя представление книг, Ю. Рыжов отметил, что две книги получили одинаковые баллы, поэтому в шорт-лист по «жестким» наукам вошло не 4, а 5 книг.

Каковы же итоги голосования жюри?

В комментарии «Полит.ру» член жюри, физик из ФИАН А. Семихатов рассказал, что в ходе дискуссии было много споров, но удалось прийти к единому мнению.

В гуманитарной части в шорт-лист вошли следующие четыре книги:

  • Зализняк Андрей Анатольевич. «Из заметок о любительской лингвистике». М: Русскiй мiр, 2009.
  • Немзер Андрей Семенович. «"Красное колесо" Александра Солженицына. Опыт прочтения». Изд-во Время, 2010.
  • Иванов Сергей. «1000 лет озарений». М.: «Вокруг Света», 2010.
  • Прасол Александр Федорович. «Япония: лики времени. Менталитет и традиции в современном интерьере». Изд-во Наталис, 2009.

В естестественнонаучной части в шор-лист вошли следующие пять книг:

  • ·         Успенский Владимир Андреевич. «Апология математики». СПб.: Изд-во Амфора, 2009.
  • ·         Марков Александр Владимирович. «Рождение сложности. Эволюционная биология сегодня: неожиданные открытия и новые вопросы». Изд-во Астрель, Corpus, 2010.
  • ·         «Путешествия к Луне».Ред.-сост. В.Г.Сурдин. М.: Физматлит, 2009.
  • ·         Рубин Сергей Георгиевич. «Устройство нашей вселенной». Фрязино: Изд-во Век2, 2008.
  • ·         Шноль Симон Эльевич. «Герои, злодеи, конформисты отечественной науки». М.: Книжный дом «Либроком», 2010.

(...) Уполномоченный по правам ребенка г. Москвы, поэт, преподаватель математики Евгений Бунимович, представляя книгу В. Успенского, подчеркнул всю условность разделения книг на гуманитарные и естественнонаучные. По его мнению, «Апология математики» могла бы на равных конкурировать с книгами в обоих шорт-листах. И в этом одно из ее главных достоинств.

«Успенский – фигура абсолютно уникальная. Название книги пошло от блистательной статьи в журнале “Новый мир”», – сказал Е. Бунимович. Успенский и его учитель Колмогоров представляют широту осознания многих аспектов этого мира.

(...)Ведущий научный сотрудник ФИАН Алексей Семихатов подчеркнул, что «Александр Марков – единственный в России ученый-эволюционист, который говорит с широкой публикой, чем реально занимается наука. При этом это действующий ученый, послужной список которого сам по себе заслуживает уважение и он мог бы не заниматься популяризацией. Но он ею занимается и делает это прекрасно».

«Эта книга совершенно неидеологизированная. Она очень честная и открытая. Ее очень трудно читать подряд». Сам А. Семихатов начал с самого интересного для себя. «Мне достаточно сложно читать эту книгу, и это моя проблема. У нас очень низкий уровень знакомства с этой наукой».

Семихатов назвал Александра Маркова «российским Докинзом». «Это – наш ответ креационизму!».

ПОЛНОСТЬЮ ЭТОТ МАТЕРИАЛ СМ. НА ПОЛИТ.РУ 

Date: 2010-09-28 02:01 pm (UTC)
From: [identity profile] tinmonument.livejournal.com
Поздравляю Вас! И компания тоже, кажется, неплохая (по крайней мере, те, о ком я что-то знаю.) И сравнение лестное.

Date: 2010-09-28 02:49 pm (UTC)
From: [identity profile] macroevolution.livejournal.com
Спасибо!

Date: 2010-09-28 03:41 pm (UTC)
From: [identity profile] artais.livejournal.com
увы, все бы хорошо, если бы не сравнение с Докинзом.
а так сердечно поздравляю Вас и желаю еще больше премий и интересных работ! живу за границей, так что неизвестно когда приоюрету рождение сложности, но уже заказал всем друзьям.

Date: 2010-09-28 04:18 pm (UTC)
From: [identity profile] tinmonument.livejournal.com
Вы плохо относитесь к Докинзу или считаете, что А.В. не заслужил такого сравнения? (Я отношусь к Докинзу хорошо и считаю, что сравнение вполне уместное, хотя и лестное, конечно.)

Date: 2010-09-28 05:19 pm (UTC)
From: [identity profile] artais.livejournal.com
да, я (и не только), к сожалению, отношусь к Докинзу плохо. Как ученый и как популяризатор науки Марков несомненно превосходит Докинза на порядок. Ученый Докинз ничуть не велик, а знаменитости достиг благодаря популяризации сомнительных идей (в малой рациональной части совершенно очевидных и разработанных в смежных областях). Все его идеи от мема до эгоистичного гена нефальсифицируемы как психоанализ Фрейда. Плюс Докинз замечен в антирелигиозной пропаганде и весьма нетерпимых взглядах. Все это говорит о дешевизне и примитивности его картины мира. Его философские аргументы вызывают смех у философов, но среди естесственников таких людей мало, кто мог бы критически оценить его лозунги и разоблачения. К сожалению, Докинз популярен популярностью Дэна Брауна, а с хорошей научной репутацией это несовместимо. алас.
Он не более чем картинка, Ленин на броневике заката позитивизма.

Date: 2010-09-28 05:31 pm (UTC)
From: [identity profile] metarattus.livejournal.com
>Все его идеи от мема до эгоистичного гена нефальсифицируемы как психоанализ Фрейда.

Тоже есть такое ачученее.
Но как идеи, задающие трендЪ, они Нам весьма по нраву.

>Его философские аргументы вызывают смех у философов

А современные фаллософы - смех у естественников.
Особенно после Р.Фейнмана и А.Сокала.

>Докинз популярен популярностью Дэна Брауна, а с хорошей научной репутацией это несовместимо.

А вот Миша Вербицкий, например, популярен популярностью Невзорова и Дугина. Это снижает достоверность его работ?

Date: 2010-09-28 05:46 pm (UTC)
From: [identity profile] artais.livejournal.com
>идеи, задающие трендЪ

я могу напродуцировать много таких идей из области естесственнонаучной метафизики, но вместо этого сижу в лаборатории и произвожу данные и теории, ими подкрепленные. Вам по вкусу философия Докинза? Это дело вкуса, а не науки. Мне, например, Шлеемахер нравится. беда в том, что тренд, который задает Докинз, только отчасти перекликается с его рациональным эволюционизмом. именно поэтому битие креационистов (дело само по себе правильное) методами антирелигиозной пропаганды вызывает ощущение нелепости.

>А современные фаллософы - смех у естественников.

Приведете примеры? Случаи есть, когда философ пытается подложить себе научную прокладку, но это редкость, и такие люди не бывают популярны или даже знамениты в узких кругах. я так понимаю, что Вы просто ответили риторической фразой.

>А вот Миша Вербицкий, например, популярен популярностью Невзорова и Дугина. Это снижает достоверность его работ?

Простите, во-первых у Миши весьма прекрасные философские взгляды, а во-вторых Мишу знает только пара тысяч блогеров. Достоверность работ Миши тут ни при чем (в данной дискуссии), так как они у него по крайней мере есть (видимо, достоверные, так как признаны научным сообществом), и он их не продвигает как Докинз или Фоменко. можно делать прекрасные работы и не пиарить себя. они могут быть научны, или не очень, в наке, знаете ли, люди могут ошибаться. но когда человек двигает себя как Докинз и занимается популяризацие самого себя, влияя на картину мира миллионов людей, то тут спрос другой.

Date: 2010-09-28 06:16 pm (UTC)
From: [identity profile] metarattus.livejournal.com
>Приведете примеры?
Они там в следующей строке.

>и такие люди не бывают популярны или даже знамениты в узких кругах.

Вы имели ввиду "кроме как в узких кругах"? В противном случае слесарь дядя Вася из шиномонтажной мастерской будет самым выдающимся мыслителем, ибо круг тех, кто ценит его как философа будет предельно узок.

А если с поправкой, то:
Дадададад, про Дерриду с Бодрийяром слышали только преподаватели Йельского ПТУ.

Date: 2010-09-29 03:01 am (UTC)
From: [identity profile] v-i-n.livejournal.com
*про Дерриду с Бодрийяром слышали только преподаватели Йельского ПТУ*.
Как? Там о них слышали?! Экие просвещённые, надо же!
И только о них? :))))))

Date: 2010-09-28 07:04 pm (UTC)
From: [identity profile] macroevolution.livejournal.com
"Приведете примеры?"
Недавно у нас в институте был доклад, после которого я выступил и, в частности, назвал высказанные докладчиком идеи "философскими" (без всякой задней мысли, т.к. тогда недавно читал Деннета и к философии был настроен добродушно). И что вы думаете? Все присутствующие решили, что я ругаюсь, а докладчик обиделся :)

"битие креационистов (дело само по себе правильное) методами антирелигиозной пропаганды вызывает ощущение нелепости.
"

Вы что-то путаете. Докинз посвятил "антирелигиозной пропаганде" одну книгу - The God Delusion. Там почти нет бития креационистов, там именно про религию. Битию креационистов посвящена другая книга, "The Greatest Show". Там практически нет нападок на религию. Так что это два разных направления деятельности Докинза. Конечно, их трудно разделить полностью.

"я могу напродуцировать много таких идей из области естесственнонаучной метафизики, но вместо этого сижу"

Зря сидите, надо было напродуцировать. А то оксфордские профессора издали к 30-летию "Эгоистичного гена" сборник, озаглавленный "Richard Dawkins: How a Scientist Changed the Way We Think". А так издали бы про вас, приятно все-таки.
Нет, простите, но такие идеи, как у Докинза, не очень легко напродуцировать. Чтобы большая часть научного сообщества ими прониклась! Да что вы.

Date: 2010-09-28 08:07 pm (UTC)
From: [identity profile] artais.livejournal.com
>Нет, простите, но такие идеи, как у Докинза, не очень легко напродуцировать. Чтобы большая часть научного сообщества ими прониклась!

большая часть не всегда лучшая. я же не один биолог развития, похаивающий Докинза. =)

>Зря сидите, надо было напродуцировать.

видите ли, я не гонюсь за дешевой популярностью.

про Д: на его идеи можно смотреть по разному - можно в них верить или нет. их нельзя доказать или опровергнуть. я вижу в этом проблему. это такая философия науки, некая мода, если хотите.

>Конечно, их трудно разделить полностью.

я именно это и имею ввиду. к тому же Докинз слишком публичен. уже.

я зря впал в эту дискуссию у Вас в жж, просто хотелось обозначить, что многие биологи не соглашаются с сабжем и имеют вполне обоснованную критику. в нашем национальном научном сообществе несколько принято обожествлять Докинза, холить как светоч, луч света в темном царстве и все такое. имхо, он не заслуживает такой роли. но это не умаляет его реальных заслуг. смешно то, что Д. страшный апологет рационализма и атеизма, а его главные идеи являются исключительно прерогативой веры и спекуляций. Д. как внутренне противоречивая система.

в общем пусть будет представлена и такая точка зрения.

Date: 2010-09-29 02:56 am (UTC)
From: [identity profile] v-i-n.livejournal.com
*Мишу знает только пара тысяч блогеров*.
И не как серьёзного учёного, а как сквернослова, истерика и дешёвого скандалиста.

Date: 2010-09-29 06:35 pm (UTC)
From: [identity profile] lev-evgenevi4.livejournal.com
----Его философские аргументы вызывают смех у философов,

Вы еще скажите, что философия - это наука :))))

Прямо скажем

Date: 2010-09-28 05:22 pm (UTC)
From: [identity profile] metarattus.livejournal.com
К Александру Мы отношусь в чем-то лучше, чем к Ричарду.
From: [identity profile] kean2006.livejournal.com
Очень уважаю Семихатова, но иногда он говорит просто потому что должен что-то сказать. У меня два высших физик (г.Саратов - Универ) и финансовый менеджер (Москва - Фин.Академия при Правительстве РФ). То есть биологического образования нет. Ну так интересуюсь по мере сил и свободного времени, в основном популярные статьи и фильмы ББС. За всю жизнь прочёл всего пять книг по биологии: Доккинза "Эг.ген", не помню названия и автора про размеры животных, К.Лоренц "Агрессия ...", К.Анохин не помню названия - про мозг и "Рождение сложности". Вашу книгу прочёл за неделю практически подряд заглядывая либо в сноски в самой книге, словарь в конец, либо в интернет. Мой уровень, наверное, не средний, но уж никак не выдающийся. Таких я в стране несколько миллионов, точно на порядок больше тиража книги. Поэтому заявление Семихатова о том, что ему сложно было читать книгу подряд воспринимаю как кокетство :)просто времени надо выделить для книги намного больше, чем для статьи или фильма.

Это я к тому, что не надо снижать уровень для популярной литературы. Эта книга попала в точку.

Date: 2010-09-28 02:43 pm (UTC)
From: [identity profile] imonty.livejournal.com
александр, это сравнение вертится на языке у всех и довольно давно. своими трудами вы действительно очень активно участвуете в формировании современного облика научно-популярного биологического дискурса, и делаете это профессионально и со знанием дела. это, разумеется, не комплимент, а констатация факта, с этим невозможно спорить. и спасибо вам за это еще раз и еще много раз. вы делаете светлое дело, вне всякого сомнения.

Date: 2010-09-28 02:50 pm (UTC)
From: [identity profile] macroevolution.livejournal.com
Спасибо!

Date: 2010-09-28 03:39 pm (UTC)
From: [identity profile] kelavrik-0.livejournal.com
Поздравляю.

Date: 2010-09-28 04:36 pm (UTC)
From: [identity profile] clayrat.livejournal.com
круто!

Date: 2010-09-28 04:37 pm (UTC)
From: [identity profile] wingover.livejournal.com
Александр, желаю Вам всяческой удачи, порадовался, когда увидел Вашу фамилию.

Единственное, что коробит - присутствие в жюри Антона Носика.
Вот почему - http://emdrone.livejournal.com/172707.html
Если вспомнить, что в те же годы творилось с российской наукой - творилось не по воле злых колдунов, а потому что бюджет разворовывался носиками и медковыми...

Date: 2010-09-28 04:58 pm (UTC)
From: [identity profile] cucanero.livejournal.com
Примите мои поздравления!

Date: 2010-09-28 05:15 pm (UTC)

Date: 2010-09-28 05:18 pm (UTC)
From: [identity profile] combinator30.livejournal.com
Поздравляю, так держать!

Date: 2010-09-28 08:36 pm (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/_bigbrother_/
1. Поздравляю.
2. С моей точки зрения, очень заслуженное попадание :).
3. От всей души желаю победы :).
4. И мы ждём следующую книгу. Очень ждём :).

Date: 2010-09-29 04:27 am (UTC)
From: [identity profile] macroevolution.livejournal.com
Спасибо!

Date: 2010-09-28 08:48 pm (UTC)
From: [identity profile] v-i-n.livejournal.com
Терпеть не могу Докинза,а вас с удовольствием поздравляю!

Уверена, что продолжение последует! :)

Date: 2010-09-29 04:27 am (UTC)
From: [identity profile] macroevolution.livejournal.com
Спасибо!
А вы Докинза всего читали - и непереведенного?
Ancestor's tale, The Blind Watchmaker?
Я все-таки плохо понимаю, за что его можно не любить, если только не по религиозным мотивам!

Date: 2010-09-29 06:13 am (UTC)
From: [identity profile] v-i-n.livejournal.com
А.В., я не любительница самоистязаний. :))
Читать Докинза даже на русском не входит в круг моих профессиональных обязанностей, это было простым любопытством: "Эгоистичный ген" мне расхваливал уважаемый мною Ю.А. Лабас.

Я его просто презираю: на мой взгляд, он любит личную популярность больше, чем заботится об интересах науки.

Я слышала, что Докинза уважает чтимый мной Д.Д. Уотсон - но Уотсон, сколь я могу понять, никогда не задумывался о популяризации научных взглядов; он умеет доступно излагать сложнейшие темы научных исследований, но это - талант другого рода.

Сравните, пож., с работами Докинза книги Т. Гексли, И.М. Сеченова, "Этюды..." И.И. Мечникова, "Генетику" Ш. Ауэрбах, очерки "В мире древних животных" Ю.А. Орлова, даже "Путеводитель по Палеонтологическому музею" А.Ю.Розановаи и С.Н. Соловьева - уровень-то какой! Какое уважение к своему делу и к своим читателям!

...Нет, А.В., не уважаю я Докинза!..

Я, пожалуй, знаю

Date: 2010-10-03 10:53 am (UTC)
From: [identity profile] brunei-agent.livejournal.com
Докинз раздражает однозначностью и публицистичностью. Т.е. он жёстко отстаивает свой тезис до конца, пусть даже абсурдного. Это, наверное, приемлемо для публичного диспута, но учёного коробит. Он чересчур агрессивен, на мой взгляд.

Особенно это выделяется на контрасте с книгами Гулда. Гулд говорит почти то же самое - об эволюции, о наивности креационистов, двигает свою оригинальную идею - но делает это мягко, без прямой агрессии, старается понять оппонента, а не обличить. Интересно, кто-то возьмётся переводить Гулда на русский?

Ваши же статьи и обзоры на Вашем сайте (да и на "Элементах") вплоть до последнего времени были исключительно в "гулдовском" стиле. (Этой книги я не читал.) Желаю Вам его сохранять и далее! :-)

Date: 2010-09-28 09:32 pm (UTC)
From: [identity profile] vchernik.livejournal.com
Поздравляю!
Надеюсь, будет когда-нибудь возможность прочитать.

Date: 2010-09-29 12:18 am (UTC)
From: [identity profile] egor-13.livejournal.com
С чем вас и!

Поздравляю

Date: 2010-09-29 12:23 pm (UTC)
From: [identity profile] mfreidin.livejournal.com
Книжка действительно очень интересная и хорошо написана.

Date: 2010-09-30 07:09 pm (UTC)
From: [identity profile] svetlana-burlak.livejournal.com
Самые тёплые и сердечные поздравления от экс-конкурента! :) :) :)

January 2019

S M T W T F S
  12345
6789101112
1314 1516171819
20212223242526
2728293031  

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Sep. 2nd, 2025 01:49 am
Powered by Dreamwidth Studios