macroevolution: (Парантроп)
[personal profile] macroevolution
Это серьезный вопрос по теории эволюции, на который я пока не нашел ответа.
Предположим, что это правда:
"Известны случаи генетических уродств, в результате которых появлялись олени-убийцы с кинжаловидными рогами, лишенными отростков. Такие звери во время турнирного боя наносят смертельные раны соперникам."
Вопрос: что мешает таким мутациям распространиться в популяции? Не только у оленей, а вообще у всех, у кого есть турниры самцов? Ведь самец-мутант, который просто убьет нафиг всех соперников, оставит больше потомства. Как объяснить, почему этого не происходит, не привлекая групповой отбор?

UPD. Огромное спасибо всем за замечательный "мозговой штурм"! Много ценных идей, и в целом картина, как мне кажется, вполне прояснилась.

Date: 2010-02-28 07:26 pm (UTC)
From: [identity profile] wolf-kitses.livejournal.com
оленю надо не победить противника силой, а "выиграть по очкам" в ритуализированном турнире (то же самое происходит при любом обмене демонстрациями). Это всё равно как в боксе, где, конечно надо бить противника, и болевыми воздействиями принудить к сдаче, но кое-какие удары запрещены, за это удаляют с поля
выигрыш выдаётся за точное соблюдение "правил игры" демонстрирования, а олени-убийцы (также как молодые олени, у которых ещё не ритуализировалось поведение до конца) его нарушают
вот тут как раз я писал "Рога оленей и сигналы статуса"
http://wolf-kitses.livejournal.com/95962.html
как вырабатывается "честное" соблюдение правил ритуализированной борьбы на стадии, когда рожки ещё покрыты бархатом.
такие аберранты отметаются системой "социального контроля", также как и те большие синицы, у которых ширина чёрной полосы - в принципе сигнала статуса - не коррелирует с соотв. уровнем способности выигрывать стычки.
тем более что и ритуализированная борьба у оленей отнюдь не безопасна и вполне себе ведёт к травмам
=======================
Исследовали 72 дублёных и лишенных волосяного покрова шкур разных видов: 7 самцов и одной самки лося, 15 самцов вапити, 20 самцов и 5 самок белохвостого оленя и 9 самцов чернохвостого оленя. В большинстве случаев возраст обладателей шкур был известен и колебался в пределах 6 месяцев – 10,5 лет. На всех шкурах найдены разнообразные повреждения – следы шрамов от ранений, нанесённых сучьями, пулями и рогами во время брачных турниров, причём последние часто доминировали (Geist, 1986).
Шрамы от рогов противников найдены у 83% из 55 самцов оленьих в возрасте более 1,5 лет. Вообще не найдено шрамов только у семи годовалых самцов белохвостых оленей и у одного из четырёх годовалых самцов вапити. Следы ранений рогами обнаружены и у самок: они не были найдены только у одной самки лося. Большинство шрамов приходилось на бёдра и шею (75%), остальные - на грудь и передние конечности, так что они прямо связаны с турнирами, в том числе и у самок. Число шрамов на теле животного варьировало от 0 до 225 у самцов, от 0 до 18 у самок, длина 20% шрамов превышала 10 см., самый длинный шрам у самца вапити составлял 42 см (Geist, 1986).
Оценки травмирования, приведённые V.Geist (1986), были занижены ввиду отсутствия участков шкуры с головы. Соответственно, больше нельзя утверждать, что турнирные бои самцов – это безвредный ритуал, тем более что стратегия отказа от боёв заведомо слабейшего самца встречается редко (Bartoš et al., 1987).
Page generated Dec. 11th, 2025 12:38 am
Powered by Dreamwidth Studios