macroevolution: (anomalocaris)
macroevolution ([personal profile] macroevolution) wrote2014-03-30 06:39 pm

Научный рай

А в конце февраля был я в закрытом городе Сарове. Там проходили т.н. "Харитоновские чтения" - большая школьная олимпиада, совмещенная с культурной программой в виде лекций по разным наукам. От биофака туда традиционно ездит несколько человек, а меня командировали в качестве лектора. Спасибо организаторам, организовано все было просто прекрасно.

Но я хотел сказать про другое: про атмосферу в этом городе. С одной стороны очень странную, с другой - поучительную.

Город окружен тремя рядами колючей проволоки, вспаханной полосой, причем охраняется все это посерьезнее, чем государственная граница. Еще бы: ведь это главный центр по разработке ядерного оружия, созданный вскоре после войны. Вход только по спецпропускам (для участников чтений, конечно, их выписали). Внутри - полное отсутствие каких бы то ни было приезжих, относительно высокие зарплаты и низкая преступность. Многие жители до сих пор "невыездные" в той или иной степени, т.е. поехать в отпуск за границу для них большая проблема. Кроме того, внутри зоны много религиозных святынь (там ведь жил известный православный святой Серафим Саровский). Местные рассказывают байку, как Патриарх посещал Саров и его спросили, не находит ли он неправильным, что в таких вот святых местах при коммунистах устроили центр по разработке атомной бомбы. И Патриарх ответил, что этого бы не случилось, если бы Господь не попустил, а значит, был в этом некий высший смысл: Советская Атомная Бомба спасла мир от новой войны и т.п. Воспринимается это как большая мудрость.

И неважно, что при строительстве объектов, связанных с производством оружия массового поражения, все эти христианские святыни безжалостно сносились, на них тогда вообще никто внимания не обращал и не думал о них, а то, что сохранилось - сохранилось чисто случайно. Зато теперь здесь царит некая удивительная душевная гармония. Местные жители примерно с одинаковым энтузиазмом поклоняются и религиозным святыням, и, например, возлагают цветы к памятникам великих физиков-ядерщиков - создателей Бомбы. Одни и те же люди. И действительно с одинаковым энтузиазмом. То и другое вызывает у них воодушевление и чувство гордости. Кстати, ядерным проектом руководил Л.П.Берия, которого здесь тоже в общем-то чтут. Культурная программа для лекторов включает посещения и Музея Атомной Бомбы, и всяких религиозных памятников с мощами святых и пр.



Символы г. Сарова: термоядерная бомба "Кузькина мать" мощностью 100 мегатонн (такую взорвали на Новой Земле в 1961) и святой Серафим Саровский.


Стабильность. Изоляция от окружающего мира со всеми его раздражающими факторами. Относительно высокий уровень жизни. Огромное уважение к науке. Патриотизм. Насыщенная духовно-религиозная жизнь. Целостное мироощущение. В некотором смысле это рай. В том числе для ученых.

Хотя, конечно, надо понимать, что на всю-то страну никогда не хватит ни высоких зарплат, ни колючей проволоки. Нет, тут я не прав. Проблему с колючей проволокой вполне можно решить, если дружно постараться.

Ограниченная свобода перемещения воспринимается как необходимая и очень небольшая плата за все эти плюсы. "Свобода" вообще не воспринимается как значимая ценность. Даже, например, при обсуждении освобождения крестьян в 1861 году подчеркивается прежде всего то обстоятельство, что крестьянам под помещиками жилось сытнее и спокойнее и безответственнее, и что крестьяне в большинстве своем вовсе не обрадовались освобождению.

Эти впечатления - из бесед с очень небольшим числом местных жителей, поэтому я не утверждаю, что там подобные настроения у всех. Но заставляет задуматься. Например, о том, до какого момента тем, кто протестует против реформы Академии Наук, по пути с теми, кто протестует против цензуры, нечестных выборов и политических репрессий. И еще о том, что нужно всегда стараться понять других, а не торопиться делить на своих и чужих, своих и врагов, хотя это так просто и приятно.

Лично мне совсем не хочется такого рая. Но я, наверное, в меньшинстве? А вы как думаете?

Важный апдейт: http://vojd-blog.livejournal.com/92481.html  

[identity profile] avitio.livejournal.com 2014-03-30 07:41 pm (UTC)(link)
Ну, в душу к местным жителям за короткий визит вы вряд ли влезли , правда? Чему и как они поклоняются...А про бомбу - ну, так чистая правда. Сдерживающее оружие.Если бы у нас ее не было из принципа - это не отменило бы ее наличие у окружающих стран.А разговор, увы, был бы другой. Про свободу перемещения...Туда же никто пинками не загонял, верно? Может, ученые и правда там как в раю?..

О свободе

[identity profile] livejournal.livejournal.com 2014-03-30 07:59 pm (UTC)(link)
Пользователь [livejournal.com profile] the_toad сослался на вашу запись в записи «О свободе (http://the-toad.livejournal.com/523395.html)» в контексте: [...] ограничений взамен получая сытость и тепло, относительный комфорт и снятие с себя ответственности. [...]

[identity profile] rakugan.livejournal.com 2014-03-30 08:20 pm (UTC)(link)
Спасибо, очень поучительная зарисовка.

[identity profile] gritat.livejournal.com 2014-03-30 08:42 pm (UTC)(link)
Однозначно, в меньшинстве. Пока не ужасно, большинство еще не начало крестовые походы против меньшинств, по большому счету. Вчера ели на площади, где сожгли Джордано Бруно, даже аппетит не уменьшился. Все пройдет.

[identity profile] bbzhukov.livejournal.com 2014-03-30 09:04 pm (UTC)(link)
Меня там в Музее Бомбы в свое время поразил тон экскурсовода: "Она вообще такая умничка, эта бомба, она уже много чего умела..." - практически дословно. В таком тоне молодая мама рассказывает о своем малыше. Нет, я понимаю, что людям свойственно гордиться возможностями своей продукции... но вот чтобы так...

А вообще картинка-то понятная. В конце концов, не только сейчас, но и в те советские времена, которые мы застали, людей туда везли не под конвоем - сами выбирали. А уж чтобы на третьем десятилетии после краха Союза работать в таком месте, нужно или иметь очень сильное ощущение Миссии, или сильно бояться внешнего мира ценить стабильность чрезвычайно высоко. Ну вот и подобралась такая социальная среда. И колючую проволоку они воспринимают не как неволю, а как защиту - ведь если ее убрать, в город понаедет черт-те кто.

О Сарове я так специально ничего и не написал, хотя и хотел. А вот о другом таком ядерном ЗАТО написал очерк, который назвал "Город бывшего будущего".
Edited 2014-03-30 21:12 (UTC)

[identity profile] sabacha.livejournal.com 2014-03-30 09:08 pm (UTC)(link)
На то и свобода, чтобы каждый мог соорудить себе рай по вкусу. Я совсем не против такого рая, если он существует наряду с неограниченным количеством других вариантов.

[identity profile] bbzhukov.livejournal.com 2014-03-30 09:11 pm (UTC)(link)
Но заставляет задуматься. Например, о том, до какого момента тем, кто протестует против реформы Академии Наук, по пути с теми, кто протестует против цензуры, нечестных выборов и политических репрессий.
Для меня лично этот момент уже в прошлом.

[identity profile] lady-tiana.livejournal.com 2014-03-30 09:26 pm (UTC)(link)
Ой, Саш, я с тобой согласна по всем пунктам. Тем более, что эту систему как раз знаю изнутри во всех смыслах - и в смежной конторе успела в советские времена несколько лет отработать, и в православии тоже успела побывать. На мой взгляд, люди свободные и незашоренные в православии не ужерживаются надолго. А вот для тех, кто "внешнего мира" боится, описанные тобой условия просто идеальны. Я когда-то пыталась против этого бороться. но поняла. что это системообразующая фича, которую надо или принимать, или уходить на волю. Так что подобного рая мне не нужно ни за какие коврижки.

Однокурсница у меня, кстати, была из Сарова, как раз в самые что ни на етсь советские времена. Так она была готова абсолютно на все, лишь бы только туда не возвращаться. Помнится, на похороны матери ей пришлось ехать в одиночку на большом сроке беременности, потому что мужу ее не успевали до похорон оформить въездные документы...

[identity profile] alfiatedy.livejournal.com 2014-03-31 10:01 am (UTC)(link)
А там повыше комментарий: все нормально, в багажнике можно выехать за блок сигарет, если очень приспичит. Ничего страшного.
Такой милый рай.

[identity profile] askondrashov.livejournal.com 2014-03-31 12:46 am (UTC)(link)
А какую собственно науку делают (и делали) эти саровские ученые? Я слышал, что собственно создание ОМУ (оставляя в стороне "химеру, именуемую совестью") перестало быть научно интересным еще в конце 50х годов. Правда, если в Web of Science вбить address = Sarov, выплывает аж 1667 статей - но из них практически все высокоцитируемые - это братские могилы, в которых саровский Russian Fed Nucl Ctr VNIIEF закопан в длинном международном списке адресов. И Хирш-фактор всей этой конторы - 30 - а там небось сотни людей пашут. Не впечатляет. Да и, помимо наукометрии, они что-нибудь фундаментальное сделали для познания мира? Из общих соображений - все эти шарашки могут успешно жить несколько лет, за счет старого интелелктуального капитала плюс хорошая кормежка - а потом быстро деградируют.
Edited 2014-03-31 00:46 (UTC)

[identity profile] kontrproduktiv.livejournal.com 2014-03-31 03:00 am (UTC)(link)
Вы никогда не найдёте в Web of Science действительные результаты того, что они там делают. Равно как не найдёте там и результаты аналогичных заведений США, Франции и Китая. Уж больно специфический "продукт" они создают. И "фундаментального, для познания мира" люди, работающие в подобного рода заведениях сделали и продолжают делать немало, вот только Вы и те, кто не в системе, об этом узнаете не скоро. И слава богу.

(no subject)

[identity profile] afranius.livejournal.com - 2014-04-01 23:17 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] kodak2004.livejournal.com - 2014-04-01 23:27 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] kodak2004.livejournal.com - 2014-04-02 13:30 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] naukarus.livejournal.com - 2014-04-01 08:42 (UTC) - Expand

[identity profile] laokoont.livejournal.com 2014-03-31 07:31 am (UTC)(link)
это классическая антиутопия :)

repost

[identity profile] livejournal.livejournal.com 2014-03-31 07:41 am (UTC)(link)
Пользователь [livejournal.com profile] dont_mention сослался на вашу запись в записи «repost (http://dont-mention.livejournal.com/314957.html)» в контексте: [...] Originally posted by at Научный рай [...]

[identity profile] ecoross1.livejournal.com 2014-03-31 08:17 am (UTC)(link)
-еще о том, что нужно всегда стараться понять других, а не торопиться делить на своих и чужих, своих и врагов, хотя это так просто и приятно.

Большое спасибо за эти слова.

Страх Господень

[identity profile] livejournal.livejournal.com 2014-03-31 09:08 am (UTC)(link)
Пользователь [livejournal.com profile] aleks_denisof сослался на вашу запись в записи «Страх Господень (http://aleks-denisof.livejournal.com/619100.html)» в контексте: [...] Оригинал взят у в Научный рай [...]

"Научный рай" - мой родной город "Саров" или просто "Горо

[identity profile] livejournal.livejournal.com 2014-03-31 10:17 am (UTC)(link)
Пользователь [livejournal.com profile] vojd_blog сослался на вашу запись в записи «"Научный рай" - мой родной город "Саров" или просто "Город". (http://vojd-blog.livejournal.com/92481.html)» в контексте: [...] Недавно прочёл в блоге А. Маркова о Сарове. http://macroevolution.livejournal.com/163216.html [...]

[identity profile] vojd-blog.livejournal.com 2014-03-31 10:18 am (UTC)(link)
http://vojd-blog.livejournal.com/92481.html

с уважением..

[identity profile] macroevolution.livejournal.com 2014-04-01 09:58 am (UTC)(link)
Спасибо!

[identity profile] nikola-borisov.livejournal.com 2014-03-31 11:48 am (UTC)(link)
Нет, и мне не хочется. И я бы не стал сейчас работать над проектами за колючей проволокой. Деньги (и бОльшие, чем за колючей проволокой) можно заработать и по-другому. Хотя работаю в такой организации, где многие работают в очень тесном контакте с саровцами. И мне из Сарова приходили отзывы на автореферат докторской.

[identity profile] numer140466.livejournal.com 2014-03-31 05:23 pm (UTC)(link)
>Ограниченная свобода перемещения воспринимается как необходимая и очень небольшая плата за все эти плюсы

Это Вы обсуждения на тему выезда за границу не слышали. :)

>Ограниченная свобода перемещения воспринимается как необходимая и очень небольшая плата за все эти плюсы. "Свобода" вообще не воспринимается как значимая ценность. Даже, например, при обсуждении освобождения крестьян в 1861 году подчеркивается прежде всего то обстоятельство, что крестьянам под помещиками жилось сытнее и спокойнее и безответственнее, и что крестьяне в большинстве своем вовсе не обрадовались освобождению.

Это где у нас такое обсуждалось?

[identity profile] numer140466.livejournal.com 2014-03-31 05:27 pm (UTC)(link)
"Не беспокойтесь, открытия города не будет" - так нам говорили на практике.
На самом деле не трудно догадаться, почему население будет колючую проволоку отстаивать всеми возможными средствами.

[identity profile] numer140466.livejournal.com 2014-03-31 05:35 pm (UTC)(link)
А насчёт какой-то особой религиозности... ПМСМ, не больше, чем в среднем по больнице. Да и патриотизм... иной раз такая сволочь попадается!

[identity profile] numer140466.livejournal.com 2014-03-31 05:44 pm (UTC)(link)
Да, кстати. В отличие от Москвы за 4 года пока ни разу не проверили документы. Не заставляют на вокзале складывать сумки в просвечивающий рентгеновский аппарат. Ох, как мы с лыжами намучились в Москве!
Это к вопросу о свободе.

[identity profile] http://users.livejournal.com/gaon_/ 2014-03-31 08:16 pm (UTC)(link)
ну что же ... вполне ожидаемо что эволюционист окажецца порядочным человеком , видящим реальный мир како он есть .
боюсь только что ещё пару таких статеек , и следующую серию книг марков будет писать в таком же ГУЛАГе :)))

[identity profile] antikablan.livejournal.com 2014-03-31 11:06 pm (UTC)(link)
В Израиле везде колючая проволока, простые заборы, умные заборы, сторожа, охранники , полицейские , солдаты везде. Для отгорожения от палестинских арабов, после серии терактов, построили специальную стену.
И люди привыкли ,практически никто не ропщет , только за этой проволокой не до науки, всем заправляет бизнес.
И люди в постоянных крысиных бегах за фата-морганой успеха , больше не о чем кроме него не думают.
Безответственно тратить время и силы на то за что не заплатят. По этому , если вы в Израиле знаете историю , у вас тут же спросят , историк ли вы. Физику, то спросят физик ли вы. Если вы специалист в какой то конкретной области , то вполне можно иметь пробелы в важных знаниях , если это не мешает работе.
Подход ко всему меркантильный и утилитарный.
Очень редко можно встретить человека не приземленного , не прибитого жизнью.
Вот вам и ответственность .
А я не хочу ответственности, ответственности за счета, за пенсионный фонд, за кредитные карточки , за свои права на работе. Я не адвокат и не бухгалтер, мне все это противно, я не хочу тратить на это свое время.
Этот город это рай, жаль только , что они не делают что нибудь более полезное чем атомная бомба.
Вот не давно мне пришла в голову идея создания многоэтажных подземных теплиц, которые бы обеспечили бы человечество едой , в случае какой нибудь мегакатастрофы. Не думаю, что это бы стоило больше чем оружие, и идея сплочения человечества в следствии неизбежности таких катастроф , вполне реальна.

[identity profile] konstantin.k. gratchev (from livejournal.com) 2014-04-01 08:00 am (UTC)(link)
Ну вот местный аналог тоже главное стабильность итп

Озёрск был чистым городком с красивыми улицами и новыми домами. Припять была образцово-показательным городом, равным по качеству жизни, с которым не было ничего в СССР. На «почтовых ящиках» щедро доплачивали за вредность. После аварии в Фукусиме в прессе вышли рассказы о том, как японская электрическая компания, экономя на безопасности, в то же время щедро субсидировала «атомные деревни» в американском стиле для рекламы атомной энергии видами богатств среднего класса.

Чернорабочие Ричланда получали зарплату «младших инженеров». DuPont потребовал от правительства платить рабочим зарплаты минимум на 30% выше, чем в среднем по индустрии. Ровные улицы города были расчерчены лазером, украшены садами и застроены абсолютно одинаковыми новенькими дуплексами. Конечно, это были дешёвые в постройке дома, но они выглядели почти как настоящие дома среднего класса. Это был город без преступности, без безработицы (100% пожизненная занятость на государственной службе), без «чёрных», без индейцев, без мигрантов. Все были молоды и здоровы (средний возраст в Ричланде 50-ых – 26 лет). Полное равенство условий жизни и возможностей. Кто из нас точно не продаст душу дьяволу за такую утопию.


Белые Утёсы (http://kitya.livejournal.com/344684.html)
Edited 2014-04-01 08:01 (UTC)

[identity profile] sombre-sleep.livejournal.com 2014-04-01 08:53 am (UTC)(link)
Как говорил мой дед - "у каждого своя свобода".
И в своей книге вы объясняли почему :).

[identity profile] stzozo.livejournal.com 2014-04-01 09:37 am (UTC)(link)
Не знаю куда написать:
http://stzozo.livejournal.com/956886.html
Близнецовый анализ, на который Вы (как и другие биологи) ссылаетесь, является ненадежным для поведенческих черт.

У близнецов не всегда одинаков жизненный опыт. Поскольку разнояйцевые выглядят по-разному, родители могут немного по-разному к ним относиться.
Например: один из братьев внешне похож на отца, а другой - на маминого младшего брата.
Мать, имеющая опыт общения с мужем и с братом, будет подсознательно переносить отношение к ним на сыновей: от первого больше требовать ответственности, а второго более опекать.

Page 3 of 4