macroevolution: (Default)
[personal profile] macroevolution
Предисловие

Удивительная сложность живых существ, их почти совершенная приспособленность, подогнанность к среде, друг к другу, к занимаемому «месту в экономии природы» поражали воображение людей во все времена. Как объяснить эту поразительную гармонию, не привлекая гипотез о сверхъестественном? Несмотря на попытки многих незаурядных умов – от Эмпедокла до Ламарка – предложить рациональное объяснение, вплоть до 1859 года общепринятым ответом на этот вопрос оставалось твердое «никак». Сложность и приспособленность живых организмов считались чуть ли не самым наглядным, общедоступным и неопровержимым свидетельством Божественного Сотворения мира. «Книгу природы» называли вторым Писанием, ее изучение интерпретировалось как «естественное богословие» (natural theology). Казалось, чем больше новых фактов о животном и растительном мире мы откроем, тем яснее постигнем Высший Замысел.



Все пошло наперекосяк после выхода в свет книги Дарвина «Происхождение видов путем естественного отбора» (1859). До Дарвина человечеству был известен только один способ создания сложных, целесообразно сконструированных объектов: разумный замысел. Дарвин показал, что есть и второй: естественный отбор. Если объекты умеют размножаться и при этом склонны к небольшим случайным изменениям, передаваемым по наследству, то они будут сами собой, без всякого разумного вмешательства, становиться все более «совершенными» с течением поколений. Ученый мир был в шоке. Правда, Лаплас (в ответ на вопрос Наполеона, где же Бог в его модели Солнечной системы) еще полвека назад заявил, что «не нуждается в этой гипотезе». Но Лаплас говорил о физике с астрономией; почти всем казалось, что уж в биологии-то без «этой гипотезы» никуда.

Конечно, высказать красивую догадку мало; логически обосновать ее – тоже мало; догадка должна еще и оказаться верной. Теория Дарвина в принципе могла бы и не подтвердиться в ходе дальнейшего развития науки. Но у него был особый дар выдвигать верные гипотезы на основе неполных данных. Не зная генетики, не зная природы наследственности, задолго до открытия ДНК Дарвин сумел правильно сформулировать главный закон жизни.

Для «естественной теологии» книга Дарвина стала началом конца. Именно этого никогда не простят Дарвину ортодоксы и фундаменталисты (пресловутое «человек произошел от обезьяны» – в общем-то мелочь, частный случай, да и не говорил он никогда этой скандальной фразы: говорил о древнем предке, общем для человека и современных обезьян). Вектор развития биологии, да и всего научного осмысления мира, сменился на противоположный. Новые открытия снова и снова подтверждали Дарвина, а не Сотворение; естественный отбор, слепая природная сила, торжествовал над «разумным замыслом». Дарвин опрокинул мироздание, каким мы его себе представляли, заменив красивую сказку не менее красивой, но – увы! – более трудной для понимания научной теорией. Стоит ли удивляться, что вокруг Дарвина и его идей до сих пор кипят страсти. Не в науке, нет, наука давно доказала главные дарвиновские идеи, и сегодня они лежат в основе биологии, как законы Ньютона – в основе классической механики. Но «широкая общественность» по сей день продолжает возмущаться, недоумевать, искажать дарвиновские мысли, выворачивать их наизнанку, плодить слухи и домыслы, сочинять дилетантские «опровержения». В каких только грехах Дарвина не обвиняют, какие несчастья рода человеческого на него не вешают – от марксизма до расизма, от мировых войн до половой распущенности. Пишут, что и теория-то его неверна, и придумал-то он ее не сам, а подло украл у кого-то, хорошо хоть, перед смертью опомнился и от ереси отрекся... Разобраться в ворохе сплетен, мифов, домыслов, прямой клеветы и полуправды неподготовленному человеку невероятно трудно. Трудно, но необходимо: человечество должно знать своих подлинных культурных героев. Вот тут-то и приходят на помощь книги, подобные той, что у вас в руках.

Максим Чертанов проделал титаническую работу. Проделал честно и качественно, не гонясь за дешевыми сенсациями, опираясь на подлинные факты и документы: записные книжки, книги, письма самого Дарвина, его родных и друзей, коллег, последователей и оппонентов. Из этих документов, а не из диктуемых эмоциями предрассудков, постепенно рождается перед читателем живой, правдивый и целостный образ Ученого, изменившего мир.

Несмотря на скромные авторские предуведомления, книга Чертанова, на мой взгляд, будет интересна не только неспециалистам, но и профессиональным биологам, ведь и в научной среде до сих пор бытуют кое-какие ложные представления о создателе эволюционной теории. Книга написана увлекательно, не оторвешься, и емко: ни капли «воды», в каждом предложении спрессовано столько смысла, сколько иные писатели на две страницы размазывают.

Как ни удивительно, Чертанов, не будучи биологом, сумел неплохо разобраться и в научном содержании трудов Дарвина, и в тонкостях развернувшейся вокруг них полемики. Автору удалось компетентно оценить место и роль дарвиновских идей в современной биологической науке. Не ускользнуло от его внимания и то интригующее обстоятельство, что некоторые дарвиновские идеи, с самого начала казавшиеся сомнительными и вроде бы окончательно опровергнутые наукой XX века, в последние годы неожиданно начали получать подтверждения. Конечно, профессиональный биолог при желании найдет, к чему придраться в книге о Дарвине, написанной не биологом. На этот случай совет нам дал другой великий биолог, Нобелевский лауреат Джеймс Уотсон: «избегайте занудства!» (так называется его автобиографическая книга, недавно переведенная на русский язык). Я же от души рад, что в это нелегкое для отечественной культуры время, когда всевозможная мистика, псевдонаука и прочее вранье заполонили информационное пространство, в России выйдет добротная, талантливая и честная книга о Дарвине.




Date: 2012-05-22 09:15 am (UTC)
From: [identity profile] alien3.livejournal.com
Я давно мечтал прочитать подробную биографию (читал только статьи о нём и краткую биографию).
Теперь есть повод и возможность.
(deleted comment)

Date: 2012-05-22 09:21 am (UTC)
From: [identity profile] macroevolution.livejournal.com
Она должна выйти в конце года в серии "жизнь замечательных людей".

Date: 2012-05-22 09:22 am (UTC)
From: [identity profile] lauan.livejournal.com
это не для средних умов)))))) Дарвин - великий человек!!!

Date: 2012-05-22 10:03 am (UTC)
From: [identity profile] bande-nere.livejournal.com
Максим Чертанов - отличный автор. Его биография Конан Дойля - образец жанра и одна из лучших книг серии ЖЗЛ.

Date: 2012-05-22 10:31 am (UTC)
From: [identity profile] rsokolov.livejournal.com
да и не говорил он никогда этой скандальной фразы: говорил о древнем предке, общем для человека и современных обезьян

По поводу необходимости этой оговорки - некоторое время назад спорил с afranius'ом
http://afranius.livejournal.com/143841.html?thread=15453921#t15453921

Date: 2012-05-22 02:32 pm (UTC)
From: [identity profile] leftbot.livejournal.com
Да вот это интересный вопрос. То что общего предка обезьяны и человека нельзя назвать человеком - это понятно. Но вот можно ли его назвать обезьяной? Это вопрос только дефиниции или чего-нибудь ещё?

Date: 2012-05-22 02:43 pm (UTC)
From: [identity profile] macroevolution.livejournal.com
Конечно, можно его назвать обезьяной. И нужно. См. тут: http://elementy.ru/lib/431448/ (раздел "кто же мы такие")

Date: 2012-05-24 08:10 am (UTC)
From: [identity profile] drnovikov.livejournal.com
Вроде и человека тоже относят к узконосым обезьянам?

Date: 2012-05-24 08:35 am (UTC)
From: [identity profile] macroevolution.livejournal.com
Да, конечно. К млекопитающим, к приматам, к обезьянам, к узконосым, к человекообразным.

Date: 2012-05-24 03:15 pm (UTC)
From: [identity profile] macroevolution.livejournal.com
Она не кажется мне необходимой. Но вроде бы есть люди, которые понимают ее как "человек произошел от шимпанзе" .

Date: 2012-05-24 03:47 pm (UTC)
From: [identity profile] rsokolov.livejournal.com
А некоторые предпочитают думать, что человек произошел от бонобо.

(Или бонобо это тоже шимпанзе? Чертова кладистика.)

Date: 2013-01-26 10:53 am (UTC)
From: [identity profile] v-i-n.livejournal.com
Конечно, нет: это "выдал" Томас Генри Гексли! :))

Date: 2012-05-22 10:37 am (UTC)
From: [identity profile] konevin.livejournal.com
Существует ГАМЛЕТ Шекспира и тысячи томов об этом произведении.Они ушли а Шекспир остался.Дарвин достаточно ясно читается теми кто интересуется знанием.Одно завершение его труда на последней странице стоит многих книг.
From: [identity profile] livejournal.livejournal.com
User [livejournal.com profile] cololeus referenced to your post from Книга, которую я очень хочу прочесть (http://cololeus.livejournal.com/35275.html) saying: [...] Оригинал взят у в Написал предисловие к книге Максима Чертанова про Дарвина [...]

Date: 2012-05-22 11:23 am (UTC)
From: [identity profile] progzi2.livejournal.com
каким же нужно быть циничным и безграмотным чтобы писать:
Божественного Сотворения.. Писанием.. Высший Замысел.. Бог

эти слова следует писать только так:
БОЖЕСТВЕННОГО СОТВОРЕНИЯ.. ПИСАНИЕМ.. ВЫСШИЙ ЗАМЫСЕЛ.. БОГ

Date: 2012-05-22 11:36 am (UTC)
From: [identity profile] gavrilenko-an.livejournal.com
"циничным"))) чё-та ржу))

Date: 2012-05-22 12:59 pm (UTC)
From: [identity profile] paleontolog.livejournal.com
толстовато троллите :)

Date: 2012-05-22 05:58 pm (UTC)
From: [identity profile] bertran-r.livejournal.com
И без выделения жирным курсивом и красным цветом ведь, заметьте. Кощунство.

Date: 2012-05-22 01:01 pm (UTC)
From: [identity profile] paleontolog.livejournal.com
Спасибо! В наш век разрастающегося мракобесия такие книги надо печатать каждый год!

Date: 2013-01-26 12:43 pm (UTC)
From: [identity profile] kiploks.livejournal.com
По одной в год?

Date: 2012-05-22 03:10 pm (UTC)
From: [identity profile] sobaka-hvataka.livejournal.com
Спасибо, книгу приобрету обязательно!

Date: 2012-05-22 04:45 pm (UTC)
From: [identity profile] ecoross1.livejournal.com
Спасибо. Буду брать.

Date: 2012-05-22 08:01 pm (UTC)
From: [identity profile] Лада Зозуля (from livejournal.com)
очень полезное чтение будет

Date: 2012-05-23 01:17 am (UTC)
From: [identity profile] farfareast.livejournal.com
http://www.bogoslov.ru/text/2592284.html (http://www.bogoslov.ru/text/2592284.html) Совместимость принципов биологической эволюции с восточным православием. Гэйл Волочак

Об авторе: До своего назначения в Северо-западный университет проф. Волочак была молекулярным биологом в национальной лаборатории Аргонн и почетным членом консорциума по нанонаукам национальной лаборатории Аргонн и Чикагского университета. Гэйл Волочак является активным членом Православного богословского общества Америки, комиссии по науке и технологии греческой православной архиепископии Америки.

Средневековая модель «двух книг» для понимания науки и религии, как было отмечено ранее, рассматривала «книгу природы» и «книгу Писания» как два различных подхода к пониманию Бога и Его творения. Бог рассматривался как источник всякой причинности, а творение – как отражение действия Бога во Вселенной. Многое в науке древних, следовательно, было оправдано ожиданием более глубокого понимания Бога. Мендель, монах Католической Церкви, рассматривал генетику как способ понимания природы и, таким образом, достижения видения творения Божия. Галилей вглядывался в звезды, чтобы понять Вселенную в надежде лучше понять Того, Кто ее создал. Посредством таких усилий вопрос о причинности с научной перспективы стал смешиваться с богословским вопросом. Современная наука дистанцировала себя от какой-либо концепции Творца, сфокусировавшись на понимании промежуточных или «вторичных причин». Бог не представлен в уравнениях. И, как обнаруживает современная наука, научные причины и импульс причинных событий (например, начало космоса) все более отдаляются от Бога (как описывалось концепцией «Бога промежутков»). Бог становился меньше, и те, кто настаивал на понятии Бога как предельной причины, беспокоились о Его первенстве.
...
Недавно прошедшая конференция «За рамками веры»[30], проведенная учеными с целью обсудить взаимоотношения науки и религии, продемонстрировала, насколько трудно прийти к компромиссу между верующими и неверующими учеными. Вводящий в заблуждение аспект этой дискуссии выражается в том, что выдающиеся ученые, такие как С. Хокинг или Р. Докинз, занимают жесткую позицию в отношении религии и выражают убеждение в том, что они делают это, основываясь на научных свидетельствах, а не на своих собственных личных убеждениях.

Date: 2012-05-23 07:09 am (UTC)
From: [identity profile] steblya-kam.livejournal.com
Знаете, macroevolution, я только сейчас поняла, что креационисты, когда они долдонят про "чрезвычайную редкость полезных мутаций", ханжески проецируют на животный и растительный мир модель христианского моногамного брака! Тогда как в природе один лев съедает всех львят экс-главы прайда и осеменяет пять львиц сам. Предположим, что он спарится с самками всего три сезона. Одна львица рождает по 2 львёнка. Итого 30 носителей нового гена. Предположим, что доживут до половозрелости только 15, из них 7-8 самцов - ну и сколько львов с новым геном получится за 100 лет?
А одно растение вообще способно опылить тысячу других...

Date: 2012-05-24 05:16 pm (UTC)
From: [identity profile] e-1-off.livejournal.com
На самом деле они проецируют на огромную в пространстве и во времени вселенную свое крошечное как коморка первобытное мифологическое сознание, в котором мир возник при прапрадеде и кончается за дальним лесом.

Date: 2012-05-31 12:56 pm (UTC)
From: [identity profile] steblya-kam.livejournal.com
И это тоже, конечно :-) одно другому не мешает
From: [identity profile] livejournal.livejournal.com
User [livejournal.com profile] eredraug referenced to your post from Написал предисловие к книге Максима Чертанова про Дарвина (http://apokrif93.livejournal.com/8476119.html) saying: [...] ник сообщения [...]

Date: 2012-05-23 10:41 pm (UTC)
From: [identity profile] severus-th.livejournal.com
Судя по предисловию, может показаться, что главной заслугой Дарвина было не вскрытие механизма естественного отбора и не научное обоснование эволюции, а опровержение "гипотезы Бога"...
Вот сами же, своим упоминанием в биографии Дарвина и биологических книжках про "гипотезу Бога" провоцируете скандалы с фундаменталистами. Причем Дарвин-то в своем труде на Творца не нападал, скорее наоборот...
Edited Date: 2012-05-23 10:44 pm (UTC)

Date: 2012-05-24 06:18 am (UTC)
From: [identity profile] error-lapsus.livejournal.com
Наоборот - это как? :)

Date: 2012-05-24 10:54 am (UTC)
From: [identity profile] severus-th.livejournal.com
"Наоборот", значит, что Дарвин рассматривал творение через эволюцию как нечто величественное. И причем тут крах естественного богословия, как заявляет автор этого жж?

Date: 2012-05-25 03:46 am (UTC)
From: [identity profile] error-lapsus.livejournal.com
Крах "естественного богословия" тут, в общем-то при том, что, как выяснилось, для развития жизни никакой "разумный дизайн" вовсе не нужен. Достаточно наследственности, изменчивости и естественного отбора.

Ну... и слово самому Дарвину:

"В течение этих двух лет мне пришлось много размышлять о религии. Во время плавания па «Бигле» я был вполне ортодоксален; вспоминаю, как некоторые офицеры (хотя и сами они были людьми ортодоксальными) от души смеялись надо мной, когда по какому-то вопросу морали я сослался на Библию как на непреложный авторитет. Полагаю, что их рассмешила новизна моей аргументации. Однако в течение этого периода [т. е. с октября 1836 г. до января 1839 г.] я постепенно пришел к сознанию того, что Ветхий завет с его до очевидности ложной историей мира, с его вавилонской башней, радугой в качестве знамения завета и пр. и пр., и с его приписыванием богу чувств мстительного тирана заслуживает доверия не в большей мере, чем священные книги индусов или верования какого-нибудь дикаря...

Хотя над вопросом о существовании бога как личности я стал много размышлять в значительно более поздний период моей жизни, приведу здесь те неопределенные заключения, к которым я с неизбежностью пришел. Старинное доказательство [существования бога] на основании наличия в Природе преднамеренного плана, как оно изложено у Пейли, доказательство, которое казалось мне столь убедительным в прежнее время, ныне, после того как был открыт закон естественного отбора, оказалось несостоятельным. Мы уже не можем больше утверждать, что, например, превосходно устроенный замок какого-нибудь двустворчатого моллюска должен был быть создан неким разумным существом, подобно тому как дверной замок создан человеком. По-видимому, в изменчивости живых существ и в действии естественного отбора не больше преднамеренного плана, чем в том направлении, по которому дует ветер. Все в природе является результатом твердых законов. Впрочем, я рассмотрел этот вопрос в конце моего сочинения об «Изменениях домашних животных и [культурных] растений», и, насколько мне известно, приведенные там доводы ни разу не встретили каких-либо возражений...

Никто не оспаривает того факта, что в мире много страданий. В отношении человека некоторые [мыслители] пытались объяснить этот факт, допустив, будто страдание служит нравственному совершенствованию человека. Но число людей в мире ничтожно по сравнению с числом всех других чувствующих существ, а им часто приходится очень тяжело страдать без какого бы то ни было отношения к вопросу о нравственном совершенствовании. Существо столь могущественное и столь исполненное знания, как бог, который мог создать вселенную, представляется нашему ограниченному уму всемогущим и всезнающим, и предположение, что благожелательность бога не безгранична, отталкивает наше сознание, ибо какое преимущество могли бы представлять страдания миллионов низших животных на протяжении почти бесконечного времени? Этот весьма старый довод против существования некой разумной первопричины,, основанный на наличии в мире страдания, кажется мне очень сильным, между тем как это наличие большого количества страданий, как уже было только что отмечено, прекрасно согласуется с той точкой зрения, согласно которой все органические существа развились путем изменения и естественного отбора....

Нет ничего более замечательного, чем распространение религиозного неверия, или рационализма, на протяжении второй половины моей жизни..." (с) Чарльз Дарвин "Автобиография".

Ссылки

Date: 2012-05-24 05:28 am (UTC)
From: [identity profile] livejournal.livejournal.com
User [livejournal.com profile] dok_zlo referenced to your post from Ссылки (http://dok-zlo.livejournal.com/998479.html) saying: [...] 15 про Дарвина Тыц [...]

Date: 2012-05-24 09:08 am (UTC)
From: [identity profile] dritte-mal.livejournal.com
в очередной раз не понимаю, как книга "Avoid boring people" ("Избегайте зануд") стала называться "Избегайте занудства".

Date: 2012-05-24 03:11 pm (UTC)
From: [identity profile] macroevolution.livejournal.com
Там в оригинале двусмысленность. Можно понять и как "избегайте зануд", и как "избегайте утомлять людей занудством". В переводе это постарались сохранить.

Date: 2012-05-24 03:46 pm (UTC)
From: [identity profile] dritte-mal.livejournal.com
я книжку читал. там больше про первое, имхо. а в переводе - только про второе. не воспринимается здесь второе слово как обозначение человека.

Ссылки

Date: 2012-05-24 01:29 pm (UTC)
From: [identity profile] livejournal.livejournal.com
User [livejournal.com profile] olenenyok referenced to your post from Ссылки (http://olenenyok.livejournal.com/4045954.html) saying: [...] 15 про Дарвина Тыц [...]
From: [identity profile] livejournal.livejournal.com
User [livejournal.com profile] error_lapsus referenced to your post from А. Марков написал предисловие к книге Максима Чертанова про Дарвина (http://error-lapsus.livejournal.com/602634.html) saying: [...] Оригинал взят у в Написал предисловие к книге Максима Чертанова про Дарвина [...]
From: [identity profile] livejournal.livejournal.com
Пользователь [livejournal.com profile] qwerty765 сослался на вашу запись в записи «Максим Чертанов "Дарвин" (http://qwerty765.livejournal.com/2349137.html)» в контексте: [...] Вышла наконец эта замечательная книжка. Вот мое предисловие [...]
From: [identity profile] livejournal.livejournal.com
Пользователь [livejournal.com profile] error_lapsus сослался на вашу запись в записи «Максим Чертанов "Дарвин" (http://error-lapsus.livejournal.com/690552.html)» в контексте: [...] Вышла наконец эта замечательная книжка. Вот мое предисловие [...]

January 2019

S M T W T F S
  12345
6789101112
1314 1516171819
20212223242526
2728293031  

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Aug. 22nd, 2025 04:05 am
Powered by Dreamwidth Studios