macroevolution: (Default)
[personal profile] macroevolution
Был вчера на церемонии вручения премии «Просветитель». Если кто не знает, моя книга "Рождение сложности" вошла в шорт-лист вместе с четырьмя другими (в естественнонаучной номинации). Еще была гуманитарная номинация с четырьмя финалистами. Церемония была классная, много интересных людей и кормили вкусно :) Официальные данные можно найти в сети. А этот пост - чистый лытдыбр.

Победителя положено объявлять прямо на церемонии. Заранее узнать, кто победитель, было абсолютно нереально (я пытался :) Собственно, само жюри принимало окончательное решение в последний момент, где-то за час или полчаса до вручения. Конечно, ходили всякие слухи. И по слухам должны были скорее всего дать премию Успенскому за книгу «Апология математики», но какой-то шанс был и у меня.

Объявление победителя организаторы мероприятия оттягивали, как могли. В конце концов они допрыгаются, что кто-то из финалистов помрет от инфаркта прямо на церемонии! Мне-то не грозит, я не такой чувствительный, но меня проняло другое.Всем финалистам было разослано письмо с указанием подготовить торжественную речь на случай победы. Ну а как быть? Нельзя же без торжественной речи лауреата. А кто лауреат, заранее не известно. Значит, каждый финалист должен подготовить свою речь. Кто-то один ее произнесет. А остальные, ну, не произнесут, что ж поделаешь.

В принципе это в данном случае правильно. Но штука в том, что на свете существует одна вещь, которую я патологически не умею делать. То есть совсем. Хоть режьте на куски. Я не умею говорить тосты, поздравления и торжественные речи (ну и еще писать дарственные надписи). Я в этом довольно одинок, и обычно люди не понимают, что я на самом деле имею в виду, и говорят: «ой, я тоже этого ужасно не люблю» или «я тоже не умею». Нет, господа, вы умеете, вам просто это не нравится. А у меня наступает физический ступор, что-то вроде судороги.

Главное, что в этом письме с указанием о подготовке речи, которое было разослано финалистам, были формулировки совершенно для меня убийственные, такие как «Теплые слова», «Поделиться своей радостью» и «От души». А еще «Без запинки».

Короче, вчера я почти весь день перед церемонией парился, сочинял эту речь. «Без запинки» для меня – это понятно, это значит, надо читать по бумажке. «От души» - значит говорить то, что я действительно думаю, но с оглядкой на то, чтобы слова были теплыми, и т.д. Написал. Даже осталось время еще выложить (предыдущий) пост про вырождение человечества.

Итак, церемония. В конце концов объявили победителя – Успенского. Но я даже не успел испытать каких-либо эмоций, потому что буквально в ту же секунду получил СМСку от коллеги, которого даже не было на церемонии – вот что значит современная связь! – с такими примерно словами: «Безобразие, конечно, что Просветителя дали не за эволюцию. Но зато вам не придется говорить Теплые Слова :)». Я был так растроган столь поразительной чуткостью, что огорчаться по поводу неполученной премии стало просто невозможно :) Выходя из зала, где объявляли победителей, я увидел академика Зализняка, которому тоже не дали премии в гуманитарной номинации (дали Иванову, это все в официальных новостях можно прочесть). Ну что ж, нам с Зализняком на этот раз премии не дали :)) После этого я еще довольно долго и с большим удовольствием там тусовался, общаясь с множеством разных интересных людей.

И молодцы ребята из Клуба научных журналистов, что дали специальный диплом от Клуба П.М.Бородину за книгу «Кошки и гены» (из лонг-листа). Я ее никак не могу дочитать – уже второй экземпляр знакомые кошатники выхватывают и в очередь выстраиваются. Отличная книга!

Кстати, там был Федор Кондрашов, которому я рассказал про нашу дискуссию с его папой, и он сказал, что тоже (как и я) считает, что вырождение нам не грозит, потому что отбор отменить невозможно, а для папы, скорее всего, это просто некий интеллекутальный прикол вроде шахмат (как впрочем и для меня – во многом :)

А еще члены жюри и приближенные к ним люди рассказали, что были бурные дебаты, и «Рождение сложности» уступило «Апологии математике» всего на какой-то миллиметр.

Ну хорошо, а с речью-то что делать? Писал, понимаете ли, парился, и куда ее теперь?
Ну конечно, в ЖЖ, куда ж еще!!!

Итак, моя непригодившаяся торжественная речь с Теплыми Словами и Делением Радостью. Я бы, наверное, не стал зачитывать ее дословно, скорректировался бы по обстановке, она, наверное, местами бестактная (ну, это мое понимание термина «от души», что поделаешь). По крайней мере все, что там написано, я действительно так и думаю (это ведь и есть "от души").

Торжественная речь

Я очень счастлив и польщен, что моя книга «Рождение сложности» удостоилась такой высокой оценки; что уважаемое жюри решило присудить ей столь почетную премию.

Первое, что мне хотелось бы сказать, это, конечно, слова благодарности в адрес фонда Династия и Дмитрия Борисовича Зимина, учредителей этой премии. Без них моя книжка не только не получила бы премию, ее вообще бы не было, потому что сама возможность ее написать у меня появилась только благодаря Династии и благодаря тому, что я вот уже пять лет имею счастье сотрудничать с сайтом «Элементы большой науки», где я пишу обзоры научных новостей по эволюционной биологии. На самом деле для того, чтобы описать мои чувства по отношению к деятельности Дмитрия Борисовича и фонда Династия, лучше всего подходит такие слова, как восхищение и восторг. Очень жаль, что это пока асболютно единичное и уникальное явление в нашей стране и в нашей культуре, но что при этом поражает, так это масштаб и результативность их деятельности. Поразительно, как много может изменить в интеллектуальной атмосфере общества одна-единственная организация и один-единственный меценат. Вспомните, что у нас творилось с научно-популярной литературой всего лет пять назад. Ведь в книжный магазин было противно зайти. Мистика, астрология, оккультизм, уринотерапия, волшебные диеты, эзотерика на любой вкус, крайне редко – приличные книги в отвратительных переводах. Сейчас совсем другое дело, сейчас заходишь в книжный и любо-дорого посмотреть на отделы научпопа и естественных наук. Стоят рядами превосходные книги серии «Элементы»: и сами книги все первосортные, и изданы замечательно, и, самое главное, переводы хорошие, от чего мы уже давно все отвыкли. Прошу прощения за пафос, но я действительно считаю, что Зимин и его команда спасают культуру, спасают общество от сползания в невежество, в средневековую дикость. И даже начинает казаться, что эта тьма действительно уже чуть-чуть отступает. Как сайт Элементы немного потеснил в интернете второсортные новостные сайты, которые публикуют безнадежно перевранные заметки про науку в стиле газеты «Аргументы и факты», не к ночи будь помянута, так и на книжном рынке вроде бы начинают намечаться аналогичные тенденции.

И еще, я очень рад, что столь высокой чести на этот раз удостоилась книга по биологии. До сих пор премия Просветитель ни разу биологическим книгам не присуждалась. Между тем мне кажется, что из всех естественных наук, при всем моем уважении к ним, сегодня в России, да и в мире, биология занимает совершенно особое место, и популяризация именно биологических знаний, эволюционной биологии, сейчас наиболее важна, если мы хотим помешать обществу сползти в этот самый средневековый мрак и невежество. Причин много, и я не буду утомлять аудиторию их перечислением, скажу лишь одно. Мне представляется, что именно хороших биологических знаний сейчас не хватает людям для формирования у себя в мозгу адекватных рабочих моделей окружающего мира, адекватных рабочих моделей самих себя, таких моделей, которые позволяют делать правильные предсказания и полноценно жить, полноценно функционировать в современном обществе. Если человек не знает высшей математики или плохо ориентируется в астрофизике, для него еще, на мой взгляд, не все потеряно, и восполнить эти пробелы сравнительно легко, потому что знания в этих областях достаточно абстрактны и они, пожалуй, не так часто вступают в конфликт с врожденными, эволюционно обусловленными особенностями нашего мышления, нашей психики. Понять и принять факты и выводы современной эволюционной биологии многим людям гораздо труднее, хотя бы потому, что эти факты часто вызывают отторжение на эмоциональном уровне, потому что они противоречат нашим врожденным мыслительным стереотипам: нашей глубинной телеологии, нашему врожденному дуализму, врожденной склонности нашего мозга приписывать всему вокруг цели и намерения, приписывать разумный замысел, разумный контроль любому процессу, в ходе которого что-то усложняется или упорядочивается, и так далее. Поэтому именно здесь необходима особенно тщательная и качественная популяризаторская работа. Тем более что люди, не имеющие адекватного представления об эволюционной биологии, неизбежно заполняют эту пустоту психологически удобными, комфортными вымыслами, и их мозг в итоге создает патологически искаженную модель мира и самого себя. После чего такие люди начинают не только зниматься уринотерапией и согласовывать свои поступки с гороскопами. Они начинают бороться с ГМО, они начинают запрещать экстракорпоральное оплодотворение, они начинают запрещать исследования стволовых клеток, то есть начинают всерьез заталкивать общество в то самое вышеупомянутое средневековье и дикость. Вот поэтому мне кажется, что высокая оценка именно биологической книги является хорошим знаком, вселяющим надежду, что можно еще что-то сделать, как-то притормозить интеллектуальную деградацию общества.

Ну а с моей стороны вполне симметричным, как мне кажется, ответом будет продолжение книги «Рождение сложности», так сказать, второй том, посвященный эволюции человека, который я очень надеюсь дописать к середине следующего года. Спасибо за высокую честь и спасибо за внимание.


P.S. А что еще хорошо - книги всех финалистов, т.е. и мою тоже, разошлют в 125 библиотек по всей стране (кроме Москвы и Питера). А еще там продавали книги финалистов по очень низким ценам, в результате ушел оттуда с полным мешком книг.


Date: 2010-11-19 11:19 am (UTC)
From: [identity profile] elisapeyron.livejournal.com
и пользуясь случаем, пока мой комментарий не затерялся, хочу выразить вам свое огромное спасибо за книгу!
мне ОЧЕНЬ-ОЧЕНЬ понравилось и, как принято говорить - автор жжет, пиши исчо и т.д.

отличная книга, буду рекомендовать всем-всем. очень не хватает, правда, такой литературы. чтоб не слишком популярно, но и не спец.литература. вот как раз такой разумный баланс, с некоторым сюсюканьем, конечно, но в разы меньше чем у западных авторов.

спасибо большое!

Date: 2010-11-19 01:01 pm (UTC)
From: [identity profile] macroevolution.livejournal.com
Спасибо!
исчо уже пешу.

Date: 2010-11-19 11:27 am (UTC)
From: [identity profile] nataly-demina.livejournal.com
Если коллеги по ТрВ будут не против, то мы эту речь у себя разместим или хотя бы фрагмент. Вообще, хорошая идея - попросить у всех номинантов их речи :-)

Да, мне тоже рассказали, что дискуссия была выбрать Вашу книгу или книгу Успенского. Он серьезный противник и проиграть ему почетно.

Date: 2010-11-19 01:02 pm (UTC)
From: [identity profile] macroevolution.livejournal.com
Да, хорошая идея :)

Date: 2010-11-19 11:49 am (UTC)
From: [identity profile] 3seemingmonkeys.livejournal.com
всё никак не доберусь до вашей книги, точнее до книжного магазина :)

жаль что ее нет в сети. есть ресурсы вроде litres.ru через которые можно в электронную литературу продавать, не знаю юридических правда подробностей. но это очень удобно и за такими сервисами будущее.

Date: 2010-12-02 09:00 pm (UTC)
From: [identity profile] firtree.livejournal.com
[ жаль что ее нет в сети. ]

Если честно, уже есть. Вот узнать бы, как автор к этому относится.

Date: 2010-12-03 04:45 am (UTC)
From: [identity profile] 3seemingmonkeys.livejournal.com
вы наверное имеете ввиду нелегальные источники

Date: 2010-12-03 11:19 pm (UTC)
From: [identity profile] firtree.livejournal.com
С официальной точки зрения издательства - возможно.

Date: 2010-12-03 11:22 pm (UTC)
From: [identity profile] firtree.livejournal.com
А в "легальном смысле" в сети вообще почти никакой литературы нет. Особенно рядом с обилием "нелегальной".

Date: 2010-12-04 12:12 pm (UTC)
From: [identity profile] 3seemingmonkeys.livejournal.com
судя по себе лично, и нескольким знакомым, спрос на легальную электронную литру существует. другое дело что нет предложения. упомянутый уже литрес например, в основном он толкает всякое фентезийное фуфло. путной научной или даже научнопопулярной литературы во перых не достать в сети, во вторых не достать в офлайне если это не гарри поттер (я пару недель назад ходил специально в самый большой книжный магазин нашего города, и книги господина Маркова там не оказалось. я сделал заказ и сижу жду когда же книгу привезут из москвы. при том что они ничего не обещают) или же это сопряжено с определенными трудностями - доехать, найти, купить.. использовать опять же удобнее электронку. а кормить пиратов мне допустим не позволяет совесть и гражданская позиция. в общем я считаю было бы идеально организовать интернет-издательство, занимающееся малотиражной литературой, в оффлайне с которой обычно трудности. я даже думаю может самому этим заняться, если хватит сил конечно. плюс там наверняка есть какието тонкости которые нужно будет изучить, то есть на это потребуется определенное время и усилия.

2 замечания

Date: 2010-11-19 12:27 pm (UTC)
From: [identity profile] m-r-smith.livejournal.com
1
В такой короткой речи два упоминания уринотерапии наводят на мысль о навязчивой идее оратора бороться с нею.
Кстати, в метро иногда возникает ощущение, что они одновременно применяют также калотерапию и блевототерапию.
2
Восхваления изданий Династии кажутся несколько избыточно-приторными. "Внутренняя рыба", например, переведена довольно погано (чего стоит одно только пронатирование!). Да и книжка далеко не первоклассная. Достаточно сравнить с книжкой Грегори об эволюции лица от рыбы то человека. Она и по содержанию на порядок качественнее (кто был Грегори, и кто есть Шубин?). И переведена много лучше (наверно Сталин за пронатирование расстреливал при всей моей к нему ненависти).

от Метрополитена

Date: 2010-11-19 01:51 pm (UTC)
From: [identity profile] kean2006.livejournal.com
Ну Вы нас обижаете! К указаным Вами методикам мы применяем и уринотерапию тоже (через легкие). Скоро будет освящение - есть много пожеланий от верующих. Так что ездите на здоровье! :)))

Date: 2010-11-19 12:28 pm (UTC)
ext_605364: geg MOPO4 (Default)
From: [identity profile] gegmopo4.livejournal.com
Вы не одиноки.

Date: 2010-11-19 03:49 pm (UTC)
From: [identity profile] ilseby.livejournal.com
Бывает же такое...

Date: 2010-11-19 03:55 pm (UTC)
From: [identity profile] zlata-gl.livejournal.com
Жаль, конечно, что не заняли первое место.
Все равно - от души поздравляю и благодарю за книгу.

Заодно спасибо за хорошую идею - найти и прочесть книгу Успенского.

Date: 2010-11-19 08:21 pm (UTC)
From: [identity profile] macroevolution.livejournal.com
Спасибо! Кстати, все книги-финалисты интересные. Я, пожалуй, начну с Зализняка все-таки.

Date: 2010-11-19 07:53 pm (UTC)
From: [identity profile] ma6inist.livejournal.com
Я думаю, в таких конкурсах главное не победа, а повод собраться и Теплые Слова сказать хорошие книжки почитать. А книжка хорошая, мне очень понравилась!

Date: 2010-11-19 08:23 pm (UTC)
From: [identity profile] macroevolution.livejournal.com
Это правда. Сама идея премии - да и реализация - очень хороши. Вот только в жюри ни одного биолога нет, ни химика.

Date: 2010-11-19 09:16 pm (UTC)
From: [identity profile] lillekorn.livejournal.com
А Апология математики — весьма хорошая книга, по-моему :)
Особенно её первая часть, где автор развенчивает основные обывательские мифы о математике.

Date: 2010-11-19 09:42 pm (UTC)
From: [identity profile] fandaal.livejournal.com
поздравляю, надеюсь когда нибудь прочитать Вашу книгу)

Date: 2010-11-22 04:49 pm (UTC)
From: [identity profile] pogorily.livejournal.com
>Понять и принять факты и выводы современной эволюционной биологии многим людям гораздо труднее, хотя бы потому, что эти факты часто вызывают отторжение на эмоциональном уровне

Умом я это знаю. И много раз сталкивался на практике.
Но понять - не могу, поскольку у меня идеи эволюции, общности происхождения всего живого и т.п. не то что отторжения не вызывают, но кажутся (с учетом совокупности моих знаний) единственно разумными и единственно приемлемыми.

Доктор, я буду жить? я урод? И много ли нас, таких уродов?

Date: 2010-11-22 07:49 pm (UTC)
From: [identity profile] macroevolution.livejournal.com
Вообще-то это даже вселяет надежду. Может быть, если как-то перестроить систему воспитания под новые знания, то они и не будут так уж вступать в конфликт и т.д. Но может быть дело просто в индивидуальных особенностях.
Вот, скажем, моя жена, уж на что материалистка, но в быту страшно не любит разговоры о нейрохимических основах человеческих отношений, т.е. предпочитает термины круга "любовь - морковь" терминам круга "окситоцин - ПМС" :-)

Date: 2010-11-23 11:48 am (UTC)
From: [identity profile] pogorily.livejournal.com
Так и я в соответствующие моменты не упоминаю ни про эндорфины, ни про бартолиновы железы.

Собственно, нейрохимические основы - нейрохимическими основами, но воздействовать на соотв. моменты лучше в стиле "порадовать - приласкать", чем непосредственно (как? медикаментозно, наверное) на нейрохимию.

Date: 2010-11-23 11:50 am (UTC)
From: [identity profile] pogorily.livejournal.com
>Может быть, если как-то перестроить систему воспитания под новые знания, то они и не будут так уж вступать в конфликт и т.д.

Может быть. Я детям своим с раннего возраста объясняю про происхождение человека, единство всего живого и т.п. Вроде, по крайней мере пока (им 12 и 15 лет) воспринимают как очевидное и единственно возможное.

Date: 2010-11-23 12:06 pm (UTC)
From: [identity profile] macroevolution.livejournal.com
Правильно!
Я сначала думал: надо давать детям свободу выбора, представить разные т.зр. как равноправные и вообще не давить. Но когда обнаружил, что младшенький в детском садике каким-то образом уже нахватался религиозной информации, кто-то уже попытался его индоктринировать, я как-то сразу переменил свою позицию и стал объяснять, как оно на само деле.

Date: 2010-11-30 07:50 pm (UTC)
From: [identity profile] oldodik.livejournal.com
А я вырос на Детской энциклопедии, такая, знаете, желтенькая, начала 60-х. Потом, конечно, подростком поигрался в какие-то глупости года полтора. Но тем не менее вскоре вернулся к ДЭ))

Ведь вот какая полезная книжка!

Кстати о лауреатах, до 1000 лет Иванова я пока не добрался, а вот "Блаженные похабы. Культурная история юродства" нашел в сети. По-моему, классическая работа. Но специальная, конечно, не для "Просветителя".

Date: 2010-12-01 09:57 am (UTC)
From: [identity profile] macroevolution.livejournal.com
Я тоже очень любил Детскую энциклопедию, а еще Жизнь животных (по последней и читать научился).

"Апология математики"

Date: 2011-06-11 07:23 am (UTC)
From: [identity profile] pingback-bot.livejournal.com
User [livejournal.com profile] zlata_gl referenced to your post from "Апология математики" (http://zlata-gl.livejournal.com/34114.html) saying: [...] С легкой руки А.Маркова, написавшего про премию [...]

January 2019

S M T W T F S
  12345
6789101112
1314 1516171819
20212223242526
2728293031  

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Aug. 24th, 2025 09:50 pm
Powered by Dreamwidth Studios