macroevolution: (anomalocaris)
[personal profile] macroevolution
Из издательства "Корпус" прислали рукопись книги уважаемого Б.Б.Жукова [livejournal.com profile] bbzhukov  с просьбой написать пару фраз для обложки. Получилось вот что.

Должен признаться, что история науки мне всегда казалась невыносимо скучной дисциплиной. Мне всегда было жутко интересно, как устроен мир, но анализ того долгого и тернистого пути, по которому люди шли к современным знаниям о нем, меня совершенно не увлекал. Аналогичная история с мемуарами и воспоминаниями: я их терпеть не могу. Мне может безумно нравиться произведение искусства, но при этом меня мало волнует биография его автора и то, каким он был "необыкновенным человеком". К научным открытиям я относился точно так же. Так вот, книга Бориса Жукова - это первый текст по истории науки, который меня по-настоящему увлек. Оказывается, можно и про историю науки написать так, чтобы книга читалась на одном дыхании! Может быть, дело отчасти в предмете рассмотрения: возможно, именно психология, зоопсихология, этология - это такие науки, по-настоящему осмыслить результаты которых можно только в историческом контексте. Почему - это как раз прекрасно объясняется в книге Жукова. Другая причина - то, как написан текст. Одно удовольствие его читать. Ярко, образно и при этом ясно, логично и точно. Автор изо всех сил старается не позволять себе художественных вольностей, небольших неточностей ради ясности и простоты, без которых вообще-то крайне трудно обойтись, когда пишешь научно-популярную книжку. Автор - перфекционист в хорошем смысле этого слова. Самое удивительное в его книге - это редкое сочетание легкости и живости изложения со скрупулезной педантичностью во всем, что касается фактов. Обязательно буду рекомендовать книгу Жукова и студентам-биологам, и всем, кто интересуется психологией и поведением.

Date: 2016-04-09 11:32 am (UTC)
From: [identity profile] oldodik.livejournal.com
А любопытно, Вам вариант с картинками присылали?

Date: 2016-04-09 01:07 pm (UTC)
From: [identity profile] macroevolution.livejournal.com
Нет. Но я знаю, что там будут ваши картинки, и это очень хорошо.

Date: 2016-04-09 01:14 pm (UTC)
From: [identity profile] oldodik.livejournal.com
)) просто ну мало ли - вдруг какие замечания были бы.

Date: 2016-04-09 11:48 am (UTC)
From: [identity profile] buddhistmind.livejournal.com
Ха-ха-ха, две-три недели назад где-то ББЖуков признался в коментах в ЖЖшке, в моем с ним разговоре, что не знает, кто такой Роберт Триверз. =))) Так что книжку можно сразу выбрасывать в мусорку ))))

Date: 2016-04-09 12:02 pm (UTC)
From: [identity profile] frema-zhu.livejournal.com
Вот купите - и можете хоть костёр из неё запалить.

Date: 2016-06-19 12:10 am (UTC)
From: [identity profile] lauerz.livejournal.com
А где её можно купить? А то ко мне в Америку друг едет, я прошу его купить, а он не знает где. Спасибо!

Date: 2016-06-19 01:24 am (UTC)
From: [identity profile] frema-zhu.livejournal.com
Думаю, что в "Лабиринте" и прочих книжных, где бывают все издания "Корпуса", только её напечатают в июле.

Date: 2016-06-19 03:34 am (UTC)
From: [identity profile] lauerz.livejournal.com
Уже поняла. Спасибо!

Date: 2016-04-09 10:39 pm (UTC)
From: [identity profile] bbzhukov.livejournal.com
Ну, в мусорку - не в мусорку, но Вам, вероятно, ее и правда не стоит читать. Особенно подглавки "Гены строят планы, или Экономика поведения" и "Лукавая метафора" в главе 7. Я, конечно, не обольшаюсь - но кто знает, вдруг они поколеблют Ваше убеждение, что вся мудрость мира заключена в сочинениях Триверса...

Date: 2016-06-19 12:11 am (UTC)
From: [identity profile] lauerz.livejournal.com
Боря, привет!
А в продажу твоя книга уже поступила? Где её можно купить?
Спасибо!
Оксана Литвин

Date: 2016-06-19 02:17 am (UTC)
From: [identity profile] bbzhukov.livejournal.com
Привет, Оксана!

Нет, пока не поступила и даже еще не напечатана. Но издательство уже вовсю ведет рекламную кампанию, книга уже в лонг-листе "Просветителя" этого года и т. д. Чувствую себя несколько идиотом.

Если все будет нормально, она выйдет в июле, где-нибудь числа после 10. Очень сильно на это надеюсь. Ну, а купить, наверно, можно будет везде, где обычно продается подобная продукция "Корпуса" - в "умных" книжных магазинах. Кроме того, будут еще всякие мероприятия, на которых она должна быть. В общем, как только буду что-то знать точно, вывешу в ЖЖ.

Date: 2016-06-19 03:34 am (UTC)
From: [identity profile] lauerz.livejournal.com
Тут Олег Хаит едет в Америку в июле и спросил меня, что мне привезти. Я сказала, что твою книгу, но уже вижу, что привезти её не удастся, т.к. он уедет раньше, чем её начнут продавать. Это ничего страшного, я просто куплю её онлайн. Я купила новую книгу Аси Казанцевой пару месяцев назад, на http://ozonru.com/, она дошла через два дня, что меня очень удивило, и была доставлена DHL за очень даже вменяемые деньги. *** Но спросить всё равно было правильно, спасибо, что ответил быстро. Скажу Хаиту, чтобы не мучался и не искал эту книгу, а приезжал, как есть.

Date: 2016-07-12 01:08 am (UTC)
From: [identity profile] lauerz.livejournal.com
Уже подвезли! Ест в продаже: https://ozonru.com/context/detail/id/136969412/
Счас займусь.

Date: 2016-07-12 01:21 pm (UTC)
From: [identity profile] bbzhukov.livejournal.com
Да, спасибо. Меня уже порадовали: http://bbzhukov.livejournal.com/87177.html. Но я сам еще ее в руках не держал.

Date: 2016-04-09 11:54 am (UTC)
From: [identity profile] archscolopendra.livejournal.com
Ну вот здрасьте! Зачем-то приложили всех историков науки скопом! Хотите, я Вам пришлю пару примеров того насколько захватывающим может быть чтение по нашему предмету?

Nikolai Krementsov "A Martian Stranded on Earth: Alexander Bogdanov, Blood Transfusions, and Proletarian Science"
Про Богданова-Малиновского, советский Институт переливания крови, идею омолаживания советских лидеров и прочие радости жизни 1920х гг.? "Собачье сердце" (которое непременно всплывает в уме по ходу чтения) нервно курит в сторонке.

Если что-то посерьезнее - то Janet Browne "The Secular Ark: Studies in the History of Biogeography" (1983) - о том как натуралисты в 18 и 19 веке пытались хоть как-то примирить идею Великого потопа с биогеографическими данными, которые у них постепенно накапливались, и как из этого у них вместо этого получила дарвиновская биология... Весьма полезная чтива для любого популяризатора теории эволюции - рассказ про то, как добросовестные христиане-натуралисты (в большинстве своем протестанты) очень-очень сильно старались, но не смогли увязать библейские мифы с научными данными.

Date: 2016-04-09 12:04 pm (UTC)
From: [identity profile] bbzhukov.livejournal.com
Спасибо, Александр Владимирович!

Date: 2016-04-09 12:57 pm (UTC)
From: [identity profile] abs8192.livejournal.com
Хоть бы кто-нибудь намекнул как будет называться книжка и когда её ждать...

Что до истории науки, то попадались мне книги про историю физики, в которых рассказывалось как именно авторы теорий приходили к своим уравнениям. Как их меняли. Какие опыты ставили. То есть, в книге описан процесс научного познания и творчества. Что для физики равносильно изложению доказательств теории, но ещё и помещённому в исторический контекст. Таких книжек мало, но они бывают.

Date: 2016-04-09 10:35 pm (UTC)
From: [identity profile] bbzhukov.livejournal.com
Хоть бы кто-нибудь намекнул как будет называться книжка и когда её ждать
Вы будете смеяться, но именно над этим я сейчас ломаю голову. То есть название-то было с самого начала, но буквально на последнем этапе в нем обнаружился вопиющий стилистический дефект. Надо или как-то его устранить или придумать другое название. Ни то, ни другое пока не получается. Так что пока ничего намекать не буду - все может измениться.

А сроки... Надеюсь, что через несколько дней начнут верстать.

Date: 2016-04-10 12:09 am (UTC)
otawa: (Default)
From: [personal profile] otawa

Надеюсь, когда с названием станет ясно, вы об этом где-нибудь проболтаетесь :-) Науки о поведении мне очень интересны, книжку буду ждать и постараюсь добыть.

Date: 2016-04-10 04:38 pm (UTC)
From: [identity profile] bbzhukov.livejournal.com
Обязательно, как только буду знать что-то определенное. Но я проболтаюсь, разумеется, в своем ЖЖ.
(deleted comment)

Date: 2016-04-09 01:45 pm (UTC)
From: [identity profile] abs8192.livejournal.com
Несколько хамовато называть науч-поп литературу "макулатурой". Вы считаете всех неспециалистов копрофагами что ли?

Date: 2016-04-09 03:37 pm (UTC)
From: [identity profile] oldodik.livejournal.com
о, а куда это оно ускакало? или выпилили? ну воздух почище стал в любом случае))

Date: 2016-04-09 04:47 pm (UTC)
From: [identity profile] abs8192.livejournal.com
У этого "оно" - пустой журнал, кстати. Оно приходило просто похамить.

Date: 2016-04-09 04:49 pm (UTC)
From: [identity profile] oldodik.livejournal.com
причем не первый раз его вижу

Date: 2016-04-09 07:24 pm (UTC)
From: [identity profile] macroevolution.livejournal.com
Да, мне он тоже где-то попадался и тоже всякую дрянь писал.

Date: 2016-04-09 03:20 pm (UTC)
From: [identity profile] caenogenesis.livejournal.com
О! Ура!

Захватывающая книга, и очень здорово учит думать.

Жаль только, что она... не толще :))

Date: 2016-04-09 03:36 pm (UTC)
From: [identity profile] oldodik.livejournal.com
самому жалко, можно было бы еще картиночек напридумывать!

Date: 2016-04-09 05:43 pm (UTC)
From: [identity profile] evgeniirudnyi.livejournal.com
Цитата про ученых и историю из книги Edward Dolnick, The Clockwork Universe: Isaac Newton, the Royal Society, and the Birth of the Modern World:

‘Scientists tend to have little interest in history, even the history of their own subject. They turn to the past only to pluck out the discoveries and insights that turned out to be fruitful – Boyle, for instance, is known today for “Boyle’s law”, relating pressure and volume in gases – and they toss the rest aside.

In fields where the notion of progress is indisputable, such disdain for the past is common. The explanation is not so much anti-intellectualism as impatience. Why study ancient errors? So scientist ignore most of their forebears or dismiss them as silly codgers. They make exceptions for a tiny number of geniuses whom they treat as time travelers from the present day, thinkers just like us who somehow found themselves decked out in powdered wigs.

But they were not like us.’

Date: 2016-04-09 07:11 pm (UTC)
From: [identity profile] the-toad.livejournal.com
Тут ещё есть такой прикол: не только "Scientists tend to have little interest in history, even the history of their own subject", они ещё и не обращают особого внимания на рассказы о том, что они не обращают особого внимания. Аспиранты так и вовсе имеют традицию спать, когда философы им рассказывают про учёных.

Date: 2016-04-09 10:30 pm (UTC)
From: [identity profile] bbzhukov.livejournal.com
Ага. А потом эти аспиранты успешно защищаются, работают в хорошем месте, читают текущую литературу - и не только по своей узкой специальности, но и вообще. И, столкнувшись в своей или чужой работе со странными (на их взгляд) фактами, выдвигают Великую Теорию. Совершенно не подозревая, что подобные явления подробно и убедительно интерпретированы на другом материале лет так сто или полтораста назад. Потому что когда им рассказывали про дела тех лет, они спали.

См., например, случай доктора Шермана и его теории УГ (в смысле - "универсального генома"), обсуждавшийся в том числе и в этом журнале. Конечно, у самого Шермана, похоже, была хорошая преадаптация к таким построениям - целостно-религиозное мировоззрение. Но эти построения смутили и немало тех, у кого ничего такого не было. Просто тоже, видно, спали, когда им рассказывали про Антона Дорна и принцип смены функций.

Кстати, в самом конце обсуждаемой книги есть маленькая смешная история такого рода - естественно, случившаяся в науках о поведении.

Date: 2016-04-10 06:37 am (UTC)
From: [identity profile] evgeniirudnyi.livejournal.com
Когда человек хочет постичь Истину, он хочет достичь цели как можно скорее. Я сам, будучи студентом, не понимал, зачем изучать историю науки. Однако, как оказалось, при решении вечных проблем изучение истории крайне полезно.

Date: 2016-04-10 03:08 pm (UTC)
From: [identity profile] bbzhukov.livejournal.com
Вот и я так же. То есть я не то чтоб совсем не понимал - изучать можно все, почему бы и историю науки не изучать? Но как-то по умолчанию предполагалось, что выражение "представляет исторический интерес" - это вежливая форма вердикта "к делу не относится".

Ну вот, теперь я думаю иначе.

Date: 2016-04-10 04:00 pm (UTC)
From: [identity profile] abs8192.livejournal.com
"Те же грабли, только в профиль".

Date: 2016-04-10 04:22 pm (UTC)
From: [identity profile] bbzhukov.livejournal.com
В смысле соответствия двух формулировок? Или Вы о моих нынешних взглядах?

Date: 2016-04-10 04:30 pm (UTC)
From: [identity profile] abs8192.livejournal.com
Я о том, зачем надо изучать историю науки. Чтобы не наступать на те же грабли, которые уже посетили предшественники. Смысл истории науки выражается этой формулой, IMHO.

Date: 2016-04-10 04:52 pm (UTC)
From: [identity profile] bbzhukov.livejournal.com
А, ну да. Я о том же.

Date: 2016-04-10 08:05 pm (UTC)
From: [identity profile] the-toad.livejournal.com
Вы знаете, я человек тупой и ограниченный, когда я был будучи студентом, меня интересовали брюнетки, ушу, и асимметрический катализ.

Истина (с большой буквы) и вечные проблемы никогда меня не интересовали. Да и в самом деле - если проблемы вечные, то у них нет решения.

Date: 2016-04-11 05:28 pm (UTC)
From: [identity profile] evgeniirudnyi.livejournal.com
Как раз изучение истории науки позволяет более эффективно придти к выводу, что вечные проблемы не имеют однозачного решения.

Date: 2016-04-10 12:10 am (UTC)
otawa: (Default)
From: [personal profile] otawa

Спасибо за наводку. Почитаю, когда выйдет.

Date: 2016-04-10 07:29 am (UTC)
From: [identity profile] steblya-kam.livejournal.com
А как называется? Буду брать!

Date: 2016-04-10 10:23 am (UTC)
From: [identity profile] macroevolution.livejournal.com
Название еще не придумано (автор написал об этом где-то здесь в комментариях). Но оно будет придумано в ближайшие дни, и в нем наверняка будет слово "поведение" :)

Date: 2016-06-19 01:26 am (UTC)
From: [identity profile] frema-zhu.livejournal.com
"Введение в поведение".

Date: 2016-06-19 07:23 am (UTC)
From: [identity profile] steblya-kam.livejournal.com
Так она вышла уже?

Date: 2016-06-19 10:07 am (UTC)
From: [identity profile] frema-zhu.livejournal.com
Увы. Но Михаил Сергеевич Гельфанд вывесил рекламку в ФБ, уже с утверждённой обложкой. Ну и вот название Сергей Борисович Пархоменко придумал и Борис утвердил. В июле ждём-с.

Date: 2016-06-21 08:14 am (UTC)
From: [identity profile] steblya-kam.livejournal.com
Буду ждать-с.

Date: 2016-04-11 07:12 pm (UTC)
From: [identity profile] makrofag2.livejournal.com
Борис Жуков , автор статьи "Неуловимая энграмма" http://elementy.ru/lib/430076/430078
цитата: Это очень хорошо объясняет, почему память не удается связать с каким-то конкретным участком мозга: никакие травмы и разрушения, если только они совместимы с жизнью, не стирают ее полностью. Но тогда непонятно, почему разрушение или патологическое перерождение гиппокампа — весьма ограниченного участка древней коры, запрятанного вглубь височной доли головного мозга, — однозначно приводит к развитию уже знакомого нам синдрома Корсакова, неспособности к запоминанию новой информации? Получается, что энграммы хранятся по всему мозгу, но при этом для их формирования нужен неповрежденный гиппокамп.

Почему не понятно? В первичных зонах мозга каждый кусочек коры , хранит распознаватели по типу голограммы.
Но "энграмма" нигде никогда не хранятся . Память продукт сиюминутного восстановления. И всегда не в прежнем виде.

Date: 2016-04-19 09:15 am (UTC)
From: [identity profile] martin-222.livejournal.com
Например, я вот физику не понимал и не любил в школе. Скучная вещь была, но познакомился с научно-популярными книгами Айзека Азимова и полюбил очень физику. Айзек Азимов прививает хороший вкус к хорошей литературе по физике, как и Докинз к хорошим книгам по эволюции.
Дело не в скучном предмете, а в том как его рассказывают, насколько интересно, увлекательно и качественно. Уверен, что об эволюции можно рассказать так занудно, что будешь ненавидеть эту эволюцию, а можно рассказывать так, как Докинз. Всё дело в качестве написанного текста, а о каком предмете идёт речь не так важно на самом деле.

Айзек Азимов очень увлекательно рассказывает про историю науки. Неужели даже Азимов не увлекает когда пишет про историю науки?
Edited Date: 2016-04-19 09:21 am (UTC)
Page generated Sep. 1st, 2025 04:13 pm
Powered by Dreamwidth Studios