Научный рай
Mar. 30th, 2014 06:39 pmА в конце февраля был я в закрытом городе Сарове. Там проходили т.н. "Харитоновские чтения" - большая школьная олимпиада, совмещенная с культурной программой в виде лекций по разным наукам. От биофака туда традиционно ездит несколько человек, а меня командировали в качестве лектора. Спасибо организаторам, организовано все было просто прекрасно.
Но я хотел сказать про другое: про атмосферу в этом городе. С одной стороны очень странную, с другой - поучительную.
Город окружен тремя рядами колючей проволоки, вспаханной полосой, причем охраняется все это посерьезнее, чем государственная граница. Еще бы: ведь это главный центр по разработке ядерного оружия, созданный вскоре после войны. Вход только по спецпропускам (для участников чтений, конечно, их выписали). Внутри - полное отсутствие каких бы то ни было приезжих, относительно высокие зарплаты и низкая преступность. Многие жители до сих пор "невыездные" в той или иной степени, т.е. поехать в отпуск за границу для них большая проблема. Кроме того, внутри зоны много религиозных святынь (там ведь жил известный православный святой Серафим Саровский). Местные рассказывают байку, как Патриарх посещал Саров и его спросили, не находит ли он неправильным, что в таких вот святых местах при коммунистах устроили центр по разработке атомной бомбы. И Патриарх ответил, что этого бы не случилось, если бы Господь не попустил, а значит, был в этом некий высший смысл: Советская Атомная Бомба спасла мир от новой войны и т.п. Воспринимается это как большая мудрость.
И неважно, что при строительстве объектов, связанных с производством оружия массового поражения, все эти христианские святыни безжалостно сносились, на них тогда вообще никто внимания не обращал и не думал о них, а то, что сохранилось - сохранилось чисто случайно. Зато теперь здесь царит некая удивительная душевная гармония. Местные жители примерно с одинаковым энтузиазмом поклоняются и религиозным святыням, и, например, возлагают цветы к памятникам великих физиков-ядерщиков - создателей Бомбы. Одни и те же люди. И действительно с одинаковым энтузиазмом. То и другое вызывает у них воодушевление и чувство гордости. Кстати, ядерным проектом руководил Л.П.Берия, которого здесь тоже в общем-то чтут. Культурная программа для лекторов включает посещения и Музея Атомной Бомбы, и всяких религиозных памятников с мощами святых и пр.

Символы г. Сарова: термоядерная бомба "Кузькина мать" мощностью 100 мегатонн (такую взорвали на Новой Земле в 1961) и святой Серафим Саровский.
Стабильность. Изоляция от окружающего мира со всеми его раздражающими факторами. Относительно высокий уровень жизни. Огромное уважение к науке. Патриотизм. Насыщенная духовно-религиозная жизнь. Целостное мироощущение. В некотором смысле это рай. В том числе для ученых.
Хотя, конечно, надо понимать, что на всю-то страну никогда не хватит ни высоких зарплат, ни колючей проволоки. Нет, тут я не прав. Проблему с колючей проволокой вполне можно решить, если дружно постараться.
Ограниченная свобода перемещения воспринимается как необходимая и очень небольшая плата за все эти плюсы. "Свобода" вообще не воспринимается как значимая ценность. Даже, например, при обсуждении освобождения крестьян в 1861 году подчеркивается прежде всего то обстоятельство, что крестьянам под помещиками жилось сытнее и спокойнееи безответственнее, и что крестьяне в большинстве своем вовсе не обрадовались освобождению.
Эти впечатления - из бесед с очень небольшим числом местных жителей, поэтому я не утверждаю, что там подобные настроения у всех. Но заставляет задуматься. Например, о том, до какого момента тем, кто протестует против реформы Академии Наук, по пути с теми, кто протестует против цензуры, нечестных выборов и политических репрессий. И еще о том, что нужно всегда стараться понять других, а не торопиться делить на своих и чужих, своих и врагов, хотя это так просто и приятно.
Лично мне совсем не хочется такого рая. Но я, наверное, в меньшинстве? А вы как думаете?
Важный апдейт: http://vojd-blog.livejournal.com/92481.html
Но я хотел сказать про другое: про атмосферу в этом городе. С одной стороны очень странную, с другой - поучительную.
Город окружен тремя рядами колючей проволоки, вспаханной полосой, причем охраняется все это посерьезнее, чем государственная граница. Еще бы: ведь это главный центр по разработке ядерного оружия, созданный вскоре после войны. Вход только по спецпропускам (для участников чтений, конечно, их выписали). Внутри - полное отсутствие каких бы то ни было приезжих, относительно высокие зарплаты и низкая преступность. Многие жители до сих пор "невыездные" в той или иной степени, т.е. поехать в отпуск за границу для них большая проблема. Кроме того, внутри зоны много религиозных святынь (там ведь жил известный православный святой Серафим Саровский). Местные рассказывают байку, как Патриарх посещал Саров и его спросили, не находит ли он неправильным, что в таких вот святых местах при коммунистах устроили центр по разработке атомной бомбы. И Патриарх ответил, что этого бы не случилось, если бы Господь не попустил, а значит, был в этом некий высший смысл: Советская Атомная Бомба спасла мир от новой войны и т.п. Воспринимается это как большая мудрость.
И неважно, что при строительстве объектов, связанных с производством оружия массового поражения, все эти христианские святыни безжалостно сносились, на них тогда вообще никто внимания не обращал и не думал о них, а то, что сохранилось - сохранилось чисто случайно. Зато теперь здесь царит некая удивительная душевная гармония. Местные жители примерно с одинаковым энтузиазмом поклоняются и религиозным святыням, и, например, возлагают цветы к памятникам великих физиков-ядерщиков - создателей Бомбы. Одни и те же люди. И действительно с одинаковым энтузиазмом. То и другое вызывает у них воодушевление и чувство гордости. Кстати, ядерным проектом руководил Л.П.Берия, которого здесь тоже в общем-то чтут. Культурная программа для лекторов включает посещения и Музея Атомной Бомбы, и всяких религиозных памятников с мощами святых и пр.

Символы г. Сарова: термоядерная бомба "Кузькина мать" мощностью 100 мегатонн (такую взорвали на Новой Земле в 1961) и святой Серафим Саровский.
Стабильность. Изоляция от окружающего мира со всеми его раздражающими факторами. Относительно высокий уровень жизни. Огромное уважение к науке. Патриотизм. Насыщенная духовно-религиозная жизнь. Целостное мироощущение. В некотором смысле это рай. В том числе для ученых.
Хотя, конечно, надо понимать, что на всю-то страну никогда не хватит ни высоких зарплат, ни колючей проволоки. Нет, тут я не прав. Проблему с колючей проволокой вполне можно решить, если дружно постараться.
Ограниченная свобода перемещения воспринимается как необходимая и очень небольшая плата за все эти плюсы. "Свобода" вообще не воспринимается как значимая ценность. Даже, например, при обсуждении освобождения крестьян в 1861 году подчеркивается прежде всего то обстоятельство, что крестьянам под помещиками жилось сытнее и спокойнее
Эти впечатления - из бесед с очень небольшим числом местных жителей, поэтому я не утверждаю, что там подобные настроения у всех. Но заставляет задуматься. Например, о том, до какого момента тем, кто протестует против реформы Академии Наук, по пути с теми, кто протестует против цензуры, нечестных выборов и политических репрессий. И еще о том, что нужно всегда стараться понять других, а не торопиться делить на своих и чужих, своих и врагов, хотя это так просто и приятно.
Лично мне совсем не хочется такого рая. Но я, наверное, в меньшинстве? А вы как думаете?
Важный апдейт: http://vojd-blog.livejournal.com/92481.html
no subject
Date: 2014-03-30 09:38 pm (UTC)no subject
Date: 2014-03-30 09:40 pm (UTC)Хотя.. ежели христиане регулярно совершают иные грехи (в т. ч. оправдываясь Б-гом), то и этот грех - не такой уж и грех.
no subject
Date: 2014-03-30 10:00 pm (UTC)no subject
Date: 2014-03-30 10:50 pm (UTC)Ну, а кому-то симпозиумы - любимое дело. Почему нет? Всяк по-своему самореализуется.
Вы правы. Тут кооперация, а не свобода. Я например, работаю в США сидя в Питере (через сеть). И именно в прикладной науке (не в биологии). И езжу туда только по необходимости и одновременно для проветривания мозга.
А что касается политики, то кому не хватало свободы ездить за границу - её получили, а кому это было не нужно - теперь и до Москвы доехать денег не хватает. Такое впечатление, что количество свободы на общество всегда неизменно. И лишь перераспределяется.
(Свобода - отсутствие ограничений, кроме признанных необходимыми http://sergm.ucoz.ru/blog/svoboda/2011-05-21-32 ).
no subject
Date: 2014-03-30 11:01 pm (UTC)no subject
Date: 2014-03-30 11:04 pm (UTC)Скажите, а вас беспокоит только государственная цензура или любая?
no subject
Date: 2014-03-30 11:14 pm (UTC)Свобода - отсутствие ограничений, кроме признанных необходимыми.
Тогда если человек согласен с ограничениями, он не ощущает несвободы, ну а если не согласен, то соответственно. Но поскольку люди разные, то в одной и той же ситуации один может ощущать несвободу, а другой нет. При этом в других обстоятельствах ощущения этих людей могут поменяться местами. Все зависит от того какой способ самореализации человек для себя выбрал (разумеется, что это связано и с врожденными предрасположенностями и с онтогенезом).
Хороший пример - Перельман.
no subject
Date: 2014-03-30 11:27 pm (UTC)Русские интеллектуалы все никак не могут изжить дурной привычки видеть негатив лишь в своей стране и все досужие разговоры сводить к этому, но это еще пол беды. Они еще умудряются своими такими действиями деконсолидировать народ (что психологически объяснимо), а потом удивляются от чего это страна развалилась???
Александр, Вы очень серьезно меня расстроили. Даже не пытайтесь представить на сколько.
Отвечать на комментарий не обязательно.
no subject
Date: 2014-03-31 12:46 am (UTC)no subject
Date: 2014-03-31 12:58 am (UTC)И тем не менее уч0ные со всего мира едут работать именно туда... парадокс!
no subject
Date: 2014-03-31 12:59 am (UTC)Какая уже ушла?
no subject
Date: 2014-03-31 01:02 am (UTC)no subject
Date: 2014-03-31 01:04 am (UTC)Плохой пример, потому что он один единственный! А все остальные - работают в разъездах и кооперации.
no subject
Date: 2014-03-31 01:09 am (UTC)И довольно инфантильно отказываться их обсуждать/решать, оправдываясь наличием негатива у кого-то еще :->
no subject
Date: 2014-03-31 01:20 am (UTC)no subject
Date: 2014-03-31 01:28 am (UTC)no subject
Date: 2014-03-31 02:56 am (UTC)Свобода - условие необходимое, но недостаточное. Но необходимое.
no subject
Date: 2014-03-31 03:00 am (UTC)no subject
Date: 2014-03-31 03:20 am (UTC)no subject
Date: 2014-03-31 03:43 am (UTC)no subject
Date: 2014-03-31 03:50 am (UTC)no subject
Date: 2014-03-31 03:55 am (UTC)А требование работодателя соблюдать оговоренные в трудовом договоре требования или же принятые на предприятии нормы, - относится ли это к "любым внешним ограничениям"?
no subject
Date: 2014-03-31 04:18 am (UTC)no subject
Date: 2014-03-31 05:51 am (UTC)Минпромторгу миллионы на оборонку, инженерам 20к рублейНаноуберхолдингу (тм) КАМАЗ бабла, ученым двойную пайку риса - то да, устроит многих. Особенно в Наноуберхолдинге (тм) :)no subject
Date: 2014-03-31 05:53 am (UTC)Мой контрпример разрушает теорию sergepolar, который путает гражданскую свободу и способ организации научных исследований, в условиях конкурентной среды. Ваш частный контрпример - нет.. Извините, но на этом я закончу, мне нужно прикладывать крутую математику, которую приходится создавать на лету, к практическим задачам.