macroevolution: (anomalocaris)
macroevolution ([personal profile] macroevolution) wrote2013-06-07 03:46 pm

Критика книги Д.А.Жукова "Биология поведения"

Коллеги написали критический текст по поводу главы из книги Жукова, которая выложена в "Книжном клубе" на сайте "Элементы" (выложена, кстати, именно для обсуждения и ознакомления, а не в целях рекламы - в этом идея "Книжного клуба"). По-моему, в целом у книги Жукова гораздо больше достоинств, чем недостатков. Но и придраться есть к чему, безусловно. Можно обсудить. Особый интерес этой ситуации придает то обстоятельство. что обновленная версия этой книги, готовящаяся к печати, только что была включена в длинный список премии "Просветитель". (Жуков Дмитрий Анатольевич, «Стой, кто ведет? Биология поведения человека и других зверей» (Рукопись), М.: Альпина нон-фикшн, 2013).
Говорят, что из этой версии как раз были стараниями редакции удалены такие вот недостаточно обоснованные утверждения, за которые Жукова и критикуют уважаемые  [livejournal.com profile] anna_frid и  [livejournal.com profile] marie_lo.
Ах да, чуть не забыл. Комментарии, содержащие элементы ненависти, агрессивной ксенофобии и т.п., будут удалятся, а их авторы - лишены возможности комментировать в этом журнале. Спасибо за понимание.

Оригинал взят у [livejournal.com profile] anna_frid в post
Мы с [livejournal.com profile] marie_lo - плюс примкнувшая компания добровольцев, спасибо им - тут развлеклись написанием писем в редакцию. Точнее, одного письма на "Элементы". Поскольку поводов удалять выложенный текст редакция не нашла, предложив написать комментарий к статье, мы считаем уместным выложить текст письма на всеобщее обозрение.
Дублирую его здесь.

===
Уважаемая редакция,

На Элементах уже некоторое время выложена глава "Половые различия" из книги Д. А. Жукова "Биология поведения". Не оспаривая общую квалификацию Д.А. Жукова как биолога, мы утверждаем, что текст именно этой главы книги не соответствует научным стандартам и является фактически пропагандой консервативных женоненавистнических убеждений автора, отстаивающего их вопреки существующим бесспорным данным и опускающегося до откровенных передергиваний.

Приведем несколько примеров.
Так, автор оправдывает запрет женщинам на профессии, например, водителя автобуса или машиниста тепловоза неспособностью женщин к принятию решений в стрессовой ситуации - якобы "женщины-водители значительно чаще, чем мужчины, создают аварийные ситуации". Здесь стоит напомнить сразу несколько фактов.

Во-первых, утверждение о большем количестве и большей опасности аварий, спровоцированных женщинами, просто неверно: например, согласно статистике Insurance Institute for Highway Safety, количество нарушений, совершаемых мужчинами, превышает количество нарушений, совершенных женщинами в 1,53/3,41 раза (в зависимости от типа нарушения). Аварии со смертельным исходом также чаще случаются у водителей-мужчин во всех возрастных группах (http://www.statisticbrain.com/male-and-female-driving-statistics/). Если автор оперирует другой, неизвестной нам, статистикой, то в тексте учебника не представлена ни она, ни ссылки на нее. По-видимому, автор попал в ловушку мифомании, когда человек настолько верен своим убеждениям, что не перепроверяет информацию.

Во-вторых, женщины-водители автобусов появляются и в России, а в странах Европы представляют собой совершенно привычную картину, и ни к какому повышению аварийности это не ведет.

В-третьих, традиционные запреты на профессии для женщин в последнюю очередь продиктованы целесообразностью, а в первую - сохранением статус-кво. В то же время попытки научно обосновать существующий порядок вещей предпринимались всегда. И сейчас некоторые современные авторы выступают достойными наследниками ученых-рабовладельцев XIX-го века, объявлявших склонность рабов к побегу болезнью драпетоманией. Кстати, напомним, что в том же XIX-м веке столь же "научно" обосновывалась неспособность женщин, например, к научной или медицинской деятельности - а сейчас даже Д. А. Жуков уверенно (и, кстати, тоже без статистических на то оснований) говорит о женщинах как о лучших диагностах.

К тому же разряду заведомых передергиваний и подгонки под ответ относится обсуждение неудачного космического полета Валентины Терешковой. Автор намеренно игнорирует множество позднейших успешных полетов женщин-космонавтов и астронавтов и делает вывод о неспособности женщин к этой работе на основании выборки из одного человека. Если следовать такому же «научному методу», то можно сделать вывод о неспособности мужчин к профессии летчика на основании любой авиакатастрофы, вызванной серией ошибок и рискованного поведения пилотов-мужчин. Заметим, что примеров таких катастроф немедленно находится существенно больше одного. К примеру, в относительно недавней истории с крушением истребителя Су-27 генерал К.Боташев, по данным следствия, не пройдя подготовки и не имея соответствующего допуска к полету, взял управление самолетом на себя и начал выполнять незапланированные полетным заданием фигуры высшего пилотажа (см.http://radiovesti.ru/articles/2012-12-29/fm/77866). Разве из этого эпизода следует вывод, что в кабину пилота нельзя допускать мужчин, военных или носителей фамилии на букву Б?

Наконец, прямым оскорблением женщин является одобрительное цитирование ("обе рекомендации справедливы") "народной мудрости" в духе "послушай женщину и поступи наоборот".

Отдельно стоит отметить низкий уровень раздела о гомосексуальности, которую автор регулярно именует устаревшим, некорректным и оскорбительным термином "гомосексуализм". Как признает сам Д. А. Жуков в одном из интервью, раздел написан без должного изучения темы ("за один день написал все, что я знаю о гомосексуалистах"). Неудивительно поэтому, что раздел практически полностью состоит из утверждений как минимум непроверенных и не обоснованных; напротив, существующие данные о, например, не большем среднего проценте геев и лесбиянок среди детей, воспитанных в гомосексуальных семьях, автором полностью игнорируются. Существуют также исследования на тему того, что наличие гомосексуальных мужчин дает популяции эволюционное преимущество – матери и тетки таких людей по материнской линии рожают больше детей и сами более здоровы, - но и эту информацию автор не рассматривает в своей книге. Практика замалчивания «невыгодных» современных гипотез и исследований на тему соревнований полов, гендера, сексуальной ориентации, к сожалению, распространена у нас в стране, и данная книга не является исключением.

Таким образом, мы утверждаем, что выложенный на Элементах текст содержит ряд ненаучных и оскорбительных заявлений, а его наличие на сайте портит репутацию сайта, ориентированного на популяризацию науки, а не средневековых предрассудков.




Update (от [livejournal.com profile] marie_lo)
Я вижу у комментаторов прискорбную тенденцию - привязаться к претензии "гомосексуальность/гомосексуализм" и за этим уже не видеть всего остального.
Если бы это был единственный недочёт главы то, конечно же, для написания письма в редакцию этого было бы недостаточно. Но, увы, подобная терминологическая небрежность, скорее всего, является для автора продолжением не вполне научного подхода к вопросу, который он взялся освещать в "учебнике", поэтому прежде чем писать очередной комментарий в духе "а чем гомосексуализм-то не угодил?!!... о, проклятая политкорректность!!!"прочтите, пожалуйста, что именно автор пишет о гомосексуалах и чем он подкрепляет свои утверждения.
И ещё Википедию.

[identity profile] maz-d.livejournal.com 2013-06-07 04:11 pm (UTC)(link)
не видел ни одной такой девочки.

[identity profile] anna-frid.livejournal.com 2013-06-07 04:12 pm (UTC)(link)
Да, но он же прямым текстом и одобрительно цитирует всяческое "послушай женщину и поступи наоборот", то есть во-первых, таки считает, что решения женщин хуже решений мужчин, а во-вторых, не рассматривает женщин как собеседников-читателей вообще. Очень чувствуется подход "мы, мужчины=люди" vs. "они, женщины", то ли инопланетянки, то ли вообще "кошки".

Впрочем, в письме мы этого не писали, ибо не эксперты в языке и словоупотреблении. Когда приводимый "факт" противоречит статистическим данным, это легче отловить и обосновать.

[identity profile] kean2006.livejournal.com 2013-06-07 04:14 pm (UTC)(link)
Тогда в чём проблема? Вы сами сначала конкретизируйте свой термин "приоритет" (в чём именно?). На мой взгляд, приоритет специалиста в том и состоит, что на его мнение отзываются открытой критикой. На " мнение Маринки" никто из специалистов реагировать не должен вообще (в нормальной ситуации). Если Вы просите прорецензировать Вашу работу до публикации, получаете приватный ответ "на мейл". Если уже опубликовались, готовьтесь к публичной критике без всякой просьбы с Вашей стороны. В чём тут отсутствие конструктивности?

[identity profile] semen-serpent-2.livejournal.com 2013-06-07 04:14 pm (UTC)(link)
Список видов современного человека предоставить не можете?

[identity profile] marie-lo.livejournal.com 2013-06-07 04:16 pm (UTC)(link)
Александр, а можно как-нибудь проапдейтить пост такими моими словами, если Вас не затруднит:

"Я вижу у комментаторов прискорбную тенденцию - привязаться к претензии "гомосексуальность/гомосексуализм" и за этим уже не видеть всего остального.

Если бы это был единственный недочёт главы то, конечно же, для написания письма в редакцию этого было бы недостаточно. Но, увы, подобная терминологическая небрежность, скорее всего, является для автора продолжением не вполне научного подхода к вопросу, который он взялся освещать в "учебнике", поэтому прежде чем писать очередной комментарий в духе "а чем гомосексуализм-то не угодил?!!... о, проклятая политкорректность!!!" прочтите, пожалуйста, что именно автор пишет о гомосексуалах и чем он подкрепляет свои утверждения.

И ещё Википедию."

[identity profile] silentpom.livejournal.com 2013-06-07 04:18 pm (UTC)(link)
а оно им надо?

[identity profile] marie-lo.livejournal.com 2013-06-07 04:20 pm (UTC)(link)
я-то вовсе не кровожадна и докторов биологических наук на кострах сжигать не рвусь. Просто забавно, какую форму могут принимать чужие фантазии...

[identity profile] gilgamesh-lugal.livejournal.com 2013-06-07 04:21 pm (UTC)(link)
Таблички "Не сорить" и "Не курить" вас тоже нервируют до обмирания?

[identity profile] marie-lo.livejournal.com 2013-06-07 04:22 pm (UTC)(link)
На сайте могли выложить любую другую главу, но выбрали эту по причине: "...мы стараемся выложить главы, отражающие "дух" книги, а не наиболее удачные или научно-безупречные."
По-моему, неудачно у них вышло.

[identity profile] marie-lo.livejournal.com 2013-06-07 04:24 pm (UTC)(link)
ну теперь уже жду комментария самого три-раза-копипастера, если он снизойдёт, конечно, до разъяснения своих приёмов...

[identity profile] macroevolution.livejournal.com 2013-06-07 04:25 pm (UTC)(link)
Проапдейтил.
timur_nechaev77: (Азъ)

[personal profile] timur_nechaev77 2013-06-07 04:27 pm (UTC)(link)
Я про тех, кому надо

[identity profile] vlad-malakhoff.livejournal.com 2013-06-07 04:28 pm (UTC)(link)
Женщинам, тем, которые не чувствуют себя мужчинами внутри, действительно не очень нравится принимать самостоятельные решения. Девиз женщины - "Дай!"
Это факт.

[identity profile] maz-d.livejournal.com 2013-06-07 04:30 pm (UTC)(link)
я загуглил "гетеросексуальность" и "гетеросексуализм" словари на которые дает ссылки гугль знают и то и другое. Кстати пока я пишу, встроенный редактор ЖЖ подчеркнул мне первый вариант, как ошибочный. Может это просто у вас круг общения такой, где "никто же не говорит "гетеросексуализм". ?

[identity profile] marie-lo.livejournal.com 2013-06-07 04:33 pm (UTC)(link)
О, как это в стиле обсуждаемой книги - переводить разговор с дефектов научной методологии на памятники мировой литературы. Аргумент "вы придираетесь к мелочам, но ведь в Главном Он Прав!". Вот сначала докажите, и с цифрами, пожалуйста, а не с картиной "Мышь".

[identity profile] maz-d.livejournal.com 2013-06-07 04:33 pm (UTC)(link)
Еще у булгакова комсомолка на трамвае отрезала башку берлиозу =)

хотя наверное это пример в пользу жукова =/

[identity profile] anna-frid.livejournal.com 2013-06-07 04:34 pm (UTC)(link)
Поздравляю, вас настигло высшее знание: вы лучше женщин, причем всех сразу, знаете, чего именно они, причем все три с половиной миллиарда, хотят, и чего не хотят! А если они хотят внезапно не этого, то они "мужчины внутри". Видимо, по определению. Поздравляю, поздравляю. Универсальная и неопровержимая позиция.

[identity profile] marie-lo.livejournal.com 2013-06-07 04:36 pm (UTC)(link)
Спасибо!

[identity profile] nicka-startcev.livejournal.com 2013-06-07 04:37 pm (UTC)(link)
несколько лет назад видел по телевизору женский бильярд. Вроде бы евроспорт, вроде бы мировое первенство.

ощущение (по частоте промахов) - играют на уровне не средних, а даже начинающих мужчин.
Спросил у знакомых бильярдистов - у них ровно то же впечатление.

То есть, после усилий как у мужчин-суперспецов, у женщин выходит очень-очень средний результат, соизмеримый с мужчиной, который вообще не тренировался.

и это реально удивляет.

[identity profile] kean2006.livejournal.com 2013-06-07 04:37 pm (UTC)(link)
всегда думал, что он единственный... китайцы пытались доказать своё происхождение от синантропа без участия более поздних ветвей в Африке и Европе, но генетика их не поддержала ...

А на сайте Администрации Президента висит то, что им прислали учёные из института: мудрёные формулировки - дело не царское, и не боярское.

[identity profile] silentpom.livejournal.com 2013-06-07 04:41 pm (UTC)(link)
может их мало просто? когда я ходил в шахматную школу у нас было мало девочек, но играли они лучше среднего.
вообще было бы неплохо еще связь между умом и шахматами установить. Неоднократно слышал, что Каспаров - дурак

[identity profile] vaidat-natalie.livejournal.com 2013-06-07 04:48 pm (UTC)(link)
Простите, а Вам это кто сказал? Женщины? Или "Это я так думаю"(с)?

[identity profile] kean2006.livejournal.com 2013-06-07 04:53 pm (UTC)(link)
Нет, так легко сожжением на костре он от нас не отделается!
Давайте-ка лучше отправим его в командировку изучать "гомосексуализм"... :)

[identity profile] vlad-malakhoff.livejournal.com 2013-06-07 04:54 pm (UTC)(link)
-- Дважды два равняется четырем.
-- Простите, а Вам это кто сказал? Два? Четыре? Или "Это я так думаю"(с)?

Page 5 of 20