macroevolution: (Default)
macroevolution ([personal profile] macroevolution) wrote2012-03-12 10:29 pm

Хорошие новости: скоро напечатают "Слепого часовщика"

ПЕРЕПОСТ. 
Оригинал взят у [livejournal.com profile] antongopko в О собаках и лошадях
Ричард Докинз читает "письма ненависти":



Томаса Гексли называли, как известно, "бульдогом Дарвина". Докинза называют "дарвиновским ротвейлером". Меня же один приятель в шутку окрестил так: русская псовая борзая Докинза. Ну что ж, мне это лестно.

И вот на прошлой неделе я закончил долгий, почти двухлетний, труд по переводу третьей книги Докинза - "Слепого часовщика". Перевод уже в редакции и осенью будет напечатан.

Книга эта особенная. Она не отличается ни опьяняющим революционным новаторством "Эгоистичного гена", ни глубоководными погружениями в философские пучины, свойственными "Расширенному фенотипу". В каком-то смысле "Часовщик" им уступает. Он попроще.

Но этот недостаток является оборотной стороной важного достоинства. "Слепой часовщик" - первая по-настоящему научно-популярная книга Докинза. Рассчитанная не просто на широкую, а прежде всего на непрофессиональную аудиторию. В ней автор рассказывает о теории Дарвина и о её колоссальном значении для современной науки "чайникам" - тем, кто имеет об этой теории весьма смутные или попросту ошибочные представления, - умело защищая её как от воинствующих невежд, так и от оригинальничающих учёных.

Написанный в 1986 г., "Слепой часовщик" нисколько морально не устарел. А по моему мнению, стал только более актуальным. И в России сейчас его выход будет, как мне кажется, особенно кстати. Во-первых, хорошей научно-популярной литературы у нас выпускается крайне мало, а во-вторых, дарвинизму в нашей стране особенно не везло. В советское время он преподавался через пень-колоду, поскольку существенно расходился с догмами марксизма-ленинизма. А сегодня с отнюдь не бескорыстными целями дискредитируется в глазах населения вконец распоясавшимися религиозными организациями.


Приведу два отрывка. Один из предисловия:


<<По причинам, не вполне мне ясным, дарвинизм нуждается в защите больше, чем аналогичным образом установленные истины из других областей науки. Многие из нас не имеют никакого представления о квантовой теории или о специальной и общей теориях относительности, но само по себе это же не заставляет нас отрицать эти теории! А дарвинизм, в отличие, к примеру, от «эйнштенизма», как будто бы считается законной добычей для критиков с любым уровнем невежества. Мне кажется, что одну из проблем дарвинизма верно подметил Жак Моно: каждый думает, что понимает его. Эта теория, и в самом деле, замечательно проста: на фоне почти всего, что есть в физике и математике, её даже могут счесть примитивной. Если кратко, то она состоит в том, что неслучайное размножение в сочетании с наследственной изменчивостью приводит к таким последствиям, которые, если времени для их накопления достаточно, оказываются весьма далеко идущими. Но у нас есть все основания считать такую простоту обманчивой. Насколько бы простой эта теория ни казалась, не будем забывать, что впервые до неё додумались только Дарвин и Уоллес в середине девятнадцатого столетия, через 200 лет после «Начал» Ньютона и через 2000 лет после того, как Эратосфен вычислил размер Земли. Каким образом эта простейшая мысль не пришла в голову ни одному из мыслителей такого масштаба, как Ньютон, Галилей, Декарт, Лейбниц, Юм или Аристотель? Почему она была вынуждена дожидаться двух натуралистов викторианской эпохи? Что было не так с философами и математиками, которые упорно отказывались её замечать? И почему столь могущественная идея до сих пор внедряется в общественное сознание с превеликим трудом?

Как будто человеческий мозг был специально устроен таким образом, чтобы неверно понимать дарвинизм и находить его неправдоподобным. Взять хотя бы проблему «случая», зачастую драматизируемую при помощи эпитета «слепой». Подавляющее большинство нападок на дарвинизм исходит со стороны людей, которые с прямо-таки неприличным упорством держатся за ту ошибочную точку зрения, будто в дарвиновской теории речь идёт только о шальной случайности и ни о чём более. А поскольку сложное устройство живых существ – это воплощённая антитеза случайности, то, приравняв дарвинизм к случайности, нетрудно счесть его несостоятельным! Одной из моих задач будет разрушить устойчивый миф, что дарвинизм – это теория «случая». Другая причина, в силу которой мы предрасположены не верить Дарвину, кроется, возможно, в том, что наши мозги созданы для того, чтобы иметь дело с событиями, происходящими в совершенно иных масштабах времени, чем те, что характерны для эволюционных преобразований. Мы хорошо оснащены для восприятия процессов, длящихся секунды, минуты, годы, самое большее десятилетия. Дарвинизм же – это теория о кумулятивных процессах, настолько медленных, что для их завершения требуются тысячи и миллионы десятилетий. По отношению к величинам такого порядка все наши интуитивные представления о том, что возможно, а что нет, могут оказаться неверными. Наш тонко настроенный аппарат скептицизма и личная теория вероятностей при расширении области своего применения дают осечку, поскольку они были отлажены (эволюцией, как это ни иронично), чтобы эффективно функционировать в пределах срока жизни, длящейся несколько десятков лет. Чтобы вырвать воображение из тюрьмы привычных временны́х масштабов, нужно сделать усилие. Усилие, которому я постараюсь оказать содействие.


Третий источник предубеждения наших мозгов против дарвинизма вытекает из того факта, что мы сами – превосходные творцы. Наш мир переполнен шедеврами инженерной мысли и произведениями искусства. Мы твёрдо приучены к тому, что сложное и изящное устройство свидетельствует о заранее обдуманном хитроумном замысле. Это, возможно, наиболее веская причина для свойственной большинству когда-либо живших на свете людей веры в ту или иную форму сверхъестественного божества. Дарвину и Уоллесу потребовался грандиозный рывок воображения, чтобы, вопреки всей интуиции, увидеть и другой способ (гораздо более правдоподобный, стоит лишь понять его), которым сложное устройство может возникать из первозданной простоты. Рывок настолько значительный, что и сегодня многие не решаются его сделать. Главная задача данной книги – помочь читателю совершить этот рывок.>>

А другой из заключения:

<<Мы обсудили все предполагаемые альтернативы дарвиновскому отбору за исключением одной, самой старой. Речь идёт о той теории, будто жизнь была создана (либо же эволюция была направляема) разумным создателем. Опровергать любую конкретную версию этой теории – скажем, ту, которая изложена в книге Бытия (или их там было две?) – это заниматься битьём лежачего. Едва ли не у каждого народа был свой собственный миф о сотворении мира – так, библейский вариант был принят в одном племени ближневосточных пастухов, и у него не больше привилегий, чем у верований другого племени, уже из Западной Африки, считающего, что мир был создан из муравьиных экскрементов. Все эти мифы роднит между собой то, что в их основе лежит осознанное намерение некоего сверхъестественного существа.

На первый взгляд, следует провести чёткую границу между «однократным сотворением» и «направляемой эволюцией». Сегодня все хоть сколько-нибудь искушённые богословы уже отказались от веры в однократное сотворение. Доказательства в пользу того, что какая-никакая эволюция была, стали слишком уж непреодолимыми. Однако многие теологи, называющие себя эволюционистами, - например епископ Бирмингемский, которого мы уже цитировали в главе 2, - пропускают Бога с потайного хода, позволяя ему исполнять роль наблюдателя, следящего за течением эволюции и либо оказывающего влияние на её ключевые моменты (особенно, разумеется, на ключевые моменты эволюции человека), либо вмешивающегося даже в каждодневные события и вносящего тем самым свой вклад в эволюционные преобразования.

У нас нет возможности опровергнуть такие верования, особенно если они предполагают, будто Бог позаботился о том, чтобы его вмешательство выглядело ровно так, как мы представляем себе эволюцию путём естественного отбора. Всё, что мы можем сказать по поводу подобных убеждений, - это то, что, во-первых, они избыточны, а во-вторых, они исходят из существования того явления, которое нам больше всего хотелось бы объяснить. Речь идёт об организованной сложности. Теория эволюции только потому и хороша, что она может объяснить возникновение упорядоченной сложности из первозданной простоты.

Если мы принимаем без доказательств существование божества, способного создать весь сложно устроенный мир – неважно, за одно мгновение или управляя процессом эволюции, - то это божество само по себе уже должно быть необычайно сложным. Креационист – будь то пустомеля-проповедник или образованный епископ – просто-напросто исходит из того, что поразительный разум и необычайная сложность существуют изначально. Но раз мы можем позволить себе роскошь постулировать существование организованной сложности, не предлагая для неё никакого объяснения, то почему бы нам тогда не упростить себе задачу и не принять сразу как данность ту жизнь, что нам известна?!..
>>

Между двумя этими выдержками лежит огромный путь - захватывающее дух путешествие по извилистой тропинке, сотканной из любопытных фактов, логически несокрушимых доводов и шокирующих своей смелостью предположений. Прибавьте ко всему этому вездесущий лукавый юмор Докинза и феноменальную лёгкость его стиля, которую я изо всех сил старался воспроизвести, но, разумеется, преуспел лишь отчасти.

Даже человек, знакомый с теорией Дарвина и не сомневающийся в ней, откроет здесь для себя множество незнакомых закоулков и неожиданных граней этой теории. А уж о новичках и говорить нечего. Буду откровенен: я просто не представляю, кем нужно быть, чтобы после прочтения "Слепого часовщика" оставаться креационистом. Такому человеку придётся разве что повторять, как заклинание, избитый афоризм "верую, ибо абсурдно". Других аргументов у него просто не будет!

В книге, как это сейчас обычно принято, приводятся выдержки из рецензий - разумеется, хвалебных. Есть довольно умные. Некоторые, что удивительно, написаны церковниками и радуют своей адекватностью. Вот что, например, пишет обозреватель Church Times:

<<Доктор Докинз исполнен решимости поймать на противоречиях любого богослова, который будет доказывать, или даже просто предполагать, существование Бога, выискивая бреши в неодарвинистской биологии… И это, несомненно, важно, поскольку все, кому приходится защищать религиозную веру в эпоху расцвета науки, должны понимать, насколько убедительным является объяснение природы, способное обходиться без Бога.>>

Всё-таки у них совсем другая религия и другая церковь. Вы можете себе представить подобное высказывание в каком-либо печатном издании РПЦ?

Ну что ещё вам сказать. Почтовая лошадь просвещения устала. Очень. Как собака.


[identity profile] kelavrik-0.livejournal.com 2012-03-13 07:35 am (UTC)(link)
Ясно.

[identity profile] alpas.livejournal.com 2012-03-13 07:43 am (UTC)(link)
согласен, я тоже едва осилил две странички и бросил, похоже на чёрт знает что, не на подстрочник, а на студенческую поделку.

[identity profile] boldachev.livejournal.com 2012-03-13 08:02 am (UTC)(link)
Спасибо. Продуктивная аналогия.
Так отвечает разумный демократ, когда ему указывают на проблемы демократии.

Дарвинист также мог бы ответить: да, дарвинизм лишь теория, слабая теория - множество эволюционных фактов в нее не вписываются, многого она объяснить не в состоянии, но лучшего пока ничего нет, будем развивать ее и/или искать другие теории, в науке не может быть одной теории на все случаи.

Однако, зачастую дарвинисты ведут себя как демшиза: дарвинизм Forever, а кто не согласен, тот креационист :)

[identity profile] whiteferz.livejournal.com 2012-03-13 08:21 am (UTC)(link)
Ну хоть бы из литературы полезно знать.

http://strugacki.ru/book_36/1511.html

— А что у папы серые глаза, у мамы серые глаза, а у сына черные, верите?
— Не-а. Не верю.
— Правильно не верите. А что кузнечик слышит ногами, верите?
— Верю.
— А что есть такие утверждения, что их нельзя ни доказать, ни опровергнуть, — верите?
— Верю!
— Умница. А пример привести можете?
— Могу. "Бог создал все". Ничего не докажешь.
— Хм… А что Бог существует, верите?
— Верю.
А я вот — нет… A propos: я СОВЕРШЕННО не помню тех вопросов, которые задавал он мне двадцать лет назад, когда мама привела меня к нему на тестирование. У меня абсолютная память (бывает абсолютный слух, а у меня — абсолютная память). Я помню все. Помню, что сеансов было четыре. Помню, как была одета мама во время каждого из этих сеансов, и тогдашний коричневый шлафрок сэнсея (с пятном от мороженого на левом обшлаге) тоже помню прекрасно. Даты помню, и соответствующие дни недели помню, и погоду помню — температуру воздуха, атмосферное давление, скорость ветра… А вот вопросов не помню. И совершенно не помню своих ответов.
Может быть, он ищет гёделевские вопросы (приходит мне иногда в голову) — те самые вопросы, на которые нельзя ответить ни "да", ни "нет", не погрешивши при этом против истины? Сомнительно. Но если даже он их и в самом деле ищет, то — зачем?..

[identity profile] whiteferz.livejournal.com 2012-03-13 08:24 am (UTC)(link)
Мой комментарий Вам почему-то скринится. Либо ЖуЖа, либо хозяин дневника находят его крамолой, хотя там не более, чем цитата из Стругацких.

[identity profile] Павел Полуян (from livejournal.com) 2012-03-13 09:15 am (UTC)(link)
Никто и не отрицает естественный отбор, поскольку есть факт - искусственный отбор, направленный на выведение пород и сортов. Гипотетичность начинается тогда, когда естественный отбор выставляют ПРИЧИНОЙ видообразования и эволюции в целом. Сложные изменения в фенотипе и генотипе не объяснить случайными изменениями и давлением отбора. Все эти объяснения - по методу ad hoc.

[identity profile] Павел Полуян (from livejournal.com) 2012-03-13 09:18 am (UTC)(link)
Это ничего не меняет. Получается, что в геноме накапливались мутации, которые в сумме своей давали программу образования нового органа (например, эхолот у дельфина), а потом вдруг они все сработали и появились дельфины с эхолотами. Это покруче любого креационизма!

[identity profile] Павел Полуян (from livejournal.com) 2012-03-13 09:23 am (UTC)(link)
http://fritzmorgen.livejournal.com/475689.html#cutid1

Икона фанатиков-атеистов, мастер боевых проповедей профессор Докинз заявил, что он не может быть уверен, что Б-га не существует, и что он — скорее агностик, чем атеист:

http://vzglyadzagran.ru/chelovek_i_obshestvo/samyj-izvestnyj-ateist-professor-richard-dokinz-ya-ne-mogu-byt-uveren-chto-boga-ne-sushhestvuet.html

Если бы это заявил какой-нибудь обычный человек, мы могли бы сделать скидку на традиционное невежество современных богоборцев, которые понимают под словом «агностик» разную нелепицу типа «Б-г, может, и есть, но он бесполезен».

Однако обременённые профильным образованием или просто разбирающиеся в предмете люди знают, что на самом деле агностик — это тот, кто убеждён, что Б-г принципиально непознаваем. То есть, ангостик — это вполне себе верующий человек, просто верит он не в самого Б-га, а в его непознаваемость.

Следовательно, либо Докинз признал себя верующим человеком, либо… Докинз расписался в собственном невежестве и незнании значений базовых терминов.

Как видите, при любом раскладе одним атеистическим святым стало меньше.

Update. Не нужно рассказывать мне, что агностик — это не верующий. Я уже знаком с этим заблуждением людей, называющих себя агностиками.

[identity profile] kelavrik-0.livejournal.com 2012-03-13 09:25 am (UTC)(link)
Даже в середине 19 века учёные признавали, что разница между породами часто превышает разницу между видами. И это тогда, когда морфологические критерии были главными.

Что до возникновения репродуктивной изоляции под давлением отбора, так это показано неоднократно:
phys.protres.ru/~mlobanov/grant/g23.html#r7
phys.protres.ru/~mlobanov/grant/g26.html

[identity profile] kelavrik-0.livejournal.com 2012-03-13 09:29 am (UTC)(link)
Эхолот есть и у вас лично. Постукивая вы можете определить время ответа (эхо). А значит определить расстояние. Слепые этим пользуются, хотя новых генов у них нет. А дальше только настройка эхолота.

И это типичнейший пример. То же самое касается глаза и чего угодно.

[identity profile] kelavrik-0.livejournal.com 2012-03-13 09:31 am (UTC)(link)
Просто вы используете внешнюю по отношению к жж ссылку. Все такие комментарии скриняться. Уберите из ссылки начало (h.t.t.p.:.//) и всё получится.

А вообще эта мода от жж-сервиса жутко раздражает.

[identity profile] macroevolution.livejournal.com 2012-03-13 09:36 am (UTC)(link)
Сначала передергиваются (подаются в кривом контексте) слова Докинза, затем притягивается за уши, что агностик - значит верующий, и пожалуйста - нужный вывод готов. Как просто.

[identity profile] palmikko.livejournal.com 2012-03-13 09:59 am (UTC)(link)
Были ошибки в его переводе «Расширенного фенотипа», про СЧ уже не помню.
Вот весьма впечатляющая цитата из ЖЖ Антона Гопко.

Мой перевод:

<<К аналогичному выводу приходит и Линсенмейр в своём чрезвычайно элегантном исследовании семейных химических «знаков отличия» у живущей группами пустынной мокрицы Hemilepistus reaumuri (Linsenmair, 1972). Бейтсон приводит завораживающие данные о том, что немые перепела обучаются отличать своих двоюродных братьев и сестёр как от сибсов, так и от более дальних родственников, при помощи зрения (Bateson, 1983).>>

Перевод Протопопова:

<<Особенно изящное исследование, приходящее к подобному заключению проделано Линсенмайром (1972) на специфических химических сигналах, используемых у социального вида древесных тлей Hemilepistus reaumuri, у которого все особи представляют собой партеногенетических самок. Подобным образом Бейтсон (1983) предоставляет интригующие свидетельства того, что японцы отличают своих кузенов от родных братьев и более отдалённых родственников, используя изученные визуальные намёки.>>

Оригинал:

<
[Error: Irreparable invalid markup ('<a [...] relatives,>') in entry. Owner must fix manually. Raw contents below.]

Были ошибки в его переводе «Расширенного фенотипа», про СЧ уже не помню.
Вот весьма впечатляющая цитата из ЖЖ Антона Гопко.

Мой перевод:

<<К аналогичному выводу приходит и Линсенмейр в своём чрезвычайно элегантном исследовании семейных химических «знаков отличия» у живущей группами пустынной мокрицы Hemilepistus reaumuri (Linsenmair, 1972). Бейтсон приводит завораживающие данные о том, что немые перепела обучаются отличать своих двоюродных братьев и сестёр как от сибсов, так и от более дальних родственников, при помощи зрения (Bateson, 1983).>>

Перевод Протопопова:

<<Особенно изящное исследование, приходящее к подобному заключению проделано Линсенмайром (1972) на специфических химических сигналах, используемых у социального вида древесных тлей Hemilepistus reaumuri, у которого все особи представляют собой партеногенетических самок. Подобным образом Бейтсон (1983) предоставляет интригующие свидетельства того, что японцы отличают своих кузенов от родных братьев и более отдалённых родственников, используя изученные визуальные намёки.>>

Оригинал:

<<A particularly elegant study which comes to a similar conclusion is that of Linsenmair (1972) on the family-specific chemical “badge” of the social desert woodlouse Hemilepistus reaumuri. Similarly, Bateson (1983) provides intriguing evidence that Japanese quail discriminate their first cousins from their siblings and from more distant relatives, using learned visual cues.>>

[identity profile] macroevolution.livejournal.com 2012-03-13 10:01 am (UTC)(link)
Если вся эта дискуссия что-то и доказывает, то только одно: "Слепой часовщик" нужен позарез! И спасибо Антону Гопко!

[identity profile] kelavrik-0.livejournal.com 2012-03-13 10:10 am (UTC)(link)
Понятно. Пустынная мокрица это хорошо. :)

Мелкий совет: никогда не заключайте цитаты в угловые скобки. Они интерпретируются как html-теги.

[identity profile] palmikko.livejournal.com 2012-03-13 10:22 am (UTC)(link)
Спасибо, я уже осознала сей прискорбный факт. )

[identity profile] amosk.livejournal.com 2012-03-13 10:39 am (UTC)(link)
Это меняет вообще все.

При правильном порядке событий у вида есть неограниченное время на выработку полезных мутаций.
При обратном порядке - виду нужно приспособиться максимум за несколько поколений (а то и немедленно) - вероятность чего близка к нулю.

[identity profile] amosk.livejournal.com 2012-03-13 10:48 am (UTC)(link)
Не надо цитировать фpицaмоpгена.
Его цель - не установление истины, а повышение рейтинга путем провокации срача, причем достаточно явно видными софистическими утверждениями.

Для научной теории абсолютно неважно являются ли некоторые ее поклонники невеждами. Наука верифицирует гипотезы другим способом.

[identity profile] hvylya.livejournal.com 2012-03-13 10:48 am (UTC)(link)
электронные книги спасут мир! Я сама с трудом взяла "ЭГ" в университетской библиотеке, а сейчас скачала с флибусты, и нет проблем!
Да простит меня автор журнала.

[identity profile] poluyan.livejournal.com 2012-03-13 12:49 pm (UTC)(link)
Ну, у Вас тут тоже некий софизм... Какие-то невежды - поклонники научной теории, да еще и верификация гипотез тут же.

[identity profile] poluyan.livejournal.com 2012-03-13 12:51 pm (UTC)(link)
"Выработка полезных мутаций" - у вас это нечто вроде накопления опыта. Очередная фантазия эволюционизма.

[identity profile] amosk.livejournal.com 2012-03-13 02:41 pm (UTC)(link)
Прекратите бредить.

[identity profile] bbzhukov.livejournal.com 2012-03-13 02:55 pm (UTC)(link)
Часть, часть. Беда в том, что эта часть не всегда может отличить то, что происходит внутри нее самой, от того, что происходит в других частях. Тем более, что первое от нее принципиально скрыто: никакая система не может полностью проанализировать сама себя, да еще и без отрыва от основной работы.

[identity profile] poluyan.livejournal.com 2012-03-13 03:00 pm (UTC)(link)
А-мозг ))

[identity profile] bbzhukov.livejournal.com 2012-03-13 03:19 pm (UTC)(link)
Помилуйте, Вы что же - принимаете всерьез Фрицморгена? Это же известный интернет-клоун!

В другом месте он, помнится, представлялся "креационистом-атеистом". Так что можете себе представить, что это за персонаж.

Данная эскапада этого персонажа рассчитана на итех, кто не читал ни самого Докинза ("Бог как иллюзия",, стр. 70 - 80 и вся четвертая глава), ни самого популярного словарика философских терминов (значение термина "агностик"). Стоит ли попадаться?

Page 3 of 11