macroevolution: (Аномалокарис не любит вранья)
macroevolution ([personal profile] macroevolution) wrote2012-01-02 11:04 pm

Конспекты

Выложил слайды и конспекты лекций, прочтенных первокурсникам совместного бакалавриата ВШЭ и РЭШ. Здесь, по идее, нужны многословные оправдания: это полуфабрикат; редактировать времени нет; привести эти материалы в божеский вид - дело будущего; это не всегда точно соответствует тому, что реально было на лекциях; многие вещи вообще не отражены в тексте - в особенности это относится к темам, которые я был уверен, что внятно расскажу без шпаргалки; некоторые пространные куски, скопированные из-каких-то других моих книжек, статей и лекций, добавлялись в конспекты на всякий случай и в действительности не были оглашены. Несколько слайдов взято из лекций А.С.Кондрашова с его разрешения. Пара слайдов - из доклада А.Ю.Журавлева, любезно предоставившего свою презентацию. Львиная доля картинок взята из интернета с характерным для меня наплевательским отношением к копирайтам (плохо представляю, как еще можно сделать слайды для такого обзорного курса). Многое преднамеренно упрощено, даже примитивизировано, что для данного курса, по-моему, было правильно и необходимо - и уж чего мне совсем не хотелось, так это морочить студентам головы рассказами "о бессилии науки перед тайною Бермуд", поэтому некоторые гипотетические вещи поданы без достаточно пространных оговорок об их гипотетичности. Можно еще долго продолжать, но неохота. При всем при том надеюсь, что кому-то этот материал может пригодиться - для самообразования или при подготовке собственных курсов.
Слайды и конспекты курса "Введение в науки о жизни"

[identity profile] david-m.livejournal.com 2012-01-04 12:12 pm (UTC)(link)
«Интегральная» — это «общая» на другом языке.

Я естественно читаю те смыслы, которые соответствуют контексту вопроса. Какой интерес для палеонтологии имеет мгновенная масса? Никакого. Интересна та масса, которая даёт отложения за какой-то период времени.

Был бы интересен вот какой вопрос: пусть N0 миллионов лет назад по земле неск. тысяч лет ходил позвоночный вид общей массой (за всё своё время существования) в миллиард тонн. Вопрос: есть ли реальный шанс _сейчас_ по его остаткам а) оценить численность и б) сделать какие-то внятные выводы о взрывном её росте? При том что разрешающая способность палеонтологических методов, как я понимаю, до тысячи лет не очень-то позволяет сфокусироваться.

Конспекты

[identity profile] pingback-bot.livejournal.com 2012-01-04 09:22 pm (UTC)(link)
User [livejournal.com profile] vchernik50 referenced to your post from Конспекты (http://wikischool-ru.livejournal.com/53832.html) saying: [...] Оригинал взят у в Конспекты [...]

[identity profile] -pg-.livejournal.com 2012-01-04 09:38 pm (UTC)(link)
Обычно в физике, "интегральная" - это "суммарная по времени". Но "на другом языке"(tm) это действительно может означать всё что угодно. :)


"При том что разрешающая способность палеонтологических методов, как я понимаю, до тысячи лет не очень-то позволяет сфокусироваться."

Разрешающая способность палеонтологических методов определяется вероятностью попадания особи в условия, способствующие фоссилизации останков (сиречь минерализации костной ткани). Я так понимаю, эта вероятность зависит и от количества и от продолжительности существования вида. Но главное - от условий, в которые попадают останки сразу после смерти животного. Наилучшие варианты, по моему, дают закапывание останков в ил, или закидывание вулканическим пеплом.

[identity profile] oldodik.livejournal.com 2012-01-05 09:39 am (UTC)(link)
О, спасибо! Утащил себе, дома поразглядываю.

Мои твиты

[identity profile] pingback-bot.livejournal.com 2012-01-05 02:17 pm (UTC)(link)
User [livejournal.com profile] 0nothing1 referenced to your post from Мои твиты (http://0nothing1.livejournal.com/91195.html) saying: [...] Конспекты http://macroevolution.livejournal.com/78593.html [...]

[identity profile] magpie73.livejournal.com 2012-01-06 11:16 am (UTC)(link)
Да, вы не могли бы пооветовать какие работы можно прочитать про причины Демаграфического перехода? Да, он начался в развитых, богатых странах, но сейчас уже распространился и на развивающиеся. Какие есть объяснения причин этого?

[identity profile] Дмитрий Шабанов (from livejournal.com) 2012-01-06 12:00 pm (UTC)(link)
Великолепно!
Начал с части, посвященной половому размножению, и получил большое удовольствие.
Где-то даже становится обидно: то, что я вроде только устаканил для себя сам, Вы формулируете в явном виде. К примеру, вещи вроде нижеследующего вовсе не являются общепризнанными: "Эволюцию полезно рассматривать на трех уровнях: групповом (популяционном), организменном (индивидуальном), генетическом". Может, конечно, надо брать еще и сообщества, но этот уровень стоит особняком из-за отсутствия общей генеалогии и программы.
Очень хочется понять расклады, как будут сочетаться разнонаправленные отборы на разных уровнях. Вероятно, там есть набор шаблонных ситуаций; хотелось бы очертить пространство возможностей и выбрать их него те шаблоны взаимодействия разных уровней, которые чаще всего реализуются в биологии и обществе. Делать это, наверное, надо именно на моделях.
Модель по влиянию рекомбинации на отбор, кажется, серьезный шаг в понимании. Наверное, попробую сделать ее аналог.
А как проявляется эгоистическое поведение у какапо?
Спасибо большое за Вашу работу!

[identity profile] macroevolution.livejournal.com 2012-01-06 12:23 pm (UTC)(link)
Спасибо за отклик, очень рад, что понравилось!
По этой модели, в которой рассматривается влияние обмена генами на эффективность отбора, я хочу попробовать статью сделать. Кое-что там вроде оригинальное получается.
Какапо: толстый неуклюжий попугай, практически разучившийся летать. Самки заботятся о птенцах в одиночку, справляются плохо, большая часть птенцов погибает. Вид на грани вымирания. А самцы, гады, вместо того чтобы помочь самкам с птенцами, всю свою жизнь занимаются только брачными демонстрациями: токуют, издают звуки и т.п.

[identity profile] oldodik.livejournal.com 2012-01-06 04:23 pm (UTC)(link)
Читаю потихоньку и завидую штудентам. Эх, у нас такого курса не было. Я-то, конечно, самообразовывался посильно, и Дарвина и Докинза как раз в институтские годы прочел. Но курс, да еще такого качества - это совсем другое дело.
Edited 2012-01-06 16:26 (UTC)

[identity profile] macroevolution.livejournal.com 2012-01-06 04:55 pm (UTC)(link)
А вы что заканчивали?

[identity profile] magpie73.livejournal.com 2012-01-06 06:59 pm (UTC)(link)
Да, вы не могли бы пооветовать какие работы можно прочитать про причины Демаграфического перехода? Да, он начался в развитых, богатых странах, но сейчас уже распространился и на развивающиеся. Какие есть объяснения причин этого?

[identity profile] macroevolution.livejournal.com 2012-01-06 09:34 pm (UTC)(link)
Вот тут, например: http://evolbiol.ru/korotayev.htm
Сначала там говорится про гиперболический рост и его причины. А в конце - про демографический переход и причины замедления роста населения.

[identity profile] oldodik.livejournal.com 2012-01-07 01:43 am (UTC)(link)
ВГИК я заканчивал. Но чем художники кино хуже экономистов?

Вообще стоило бы во всех гуманитарных заведениях такие обзорные курсы ввести. Для общего образования. А в естественных - обзорные курсы гуманитарные. Что-то вроде методологии лингвистики, истории и вот фольклористику немножко, она неплохо структурирована. Чтоб господа естественники тоже, значит, Проппа от Фоменки отличить могли))

[identity profile] oldodik.livejournal.com 2012-01-07 02:32 am (UTC)(link)
Причем смотрите. У нас было три практически дублирующихся курса. Философия искусства, эстетика и культурология. Все их можно было, в сущности, свести в один. При этом первое читал очень хороший дядька, киновед Михалёв, ныне покойный. Он очень весело рассказывал, какую страшную ерунду думали философы о нашем ремесле. Это было забавно и познавательно. Второе читал товарищ гораздо более скушный. Он пытался объяснить, почему то, что философы думали о нашем ремесле, все-таки, может быть, не совсем ерунда. Породил на его лекциях стишок (первый сверху, в комментариях заодно рассказана история создания стишка). Третье было что-то бессмысленное и беспощадное, ничего не понял, ничего не вынес и вообще второй семестр не ходил. И сдавал дуриком.

Ну что бы им было отдать все три курса Михалеву, сделал бы он из этого, допустим, три семестра. А на освободившееся время позвать кого-то вроде Маркова. А?
Edited 2012-01-07 02:33 (UTC)

[identity profile] oldodik.livejournal.com 2012-01-07 03:11 am (UTC)(link)
зы: только что прочитал про то, как половой отбор по одному и тому же признаку может разорвать вид на два. Красные-то перышки. Это же какой-то праздник!

[identity profile] oldodik.livejournal.com 2012-01-07 03:17 am (UTC)(link)
Ну вот видимо критерием и будет это самое "необходимость орудий и сильная межгрупповая конкуренция". В той или иной эконише.

[identity profile] macroevolution.livejournal.com 2012-01-07 08:45 am (UTC)(link)
Таких обзорных курсов для не биологов вообще пока мало (собственно, я бы сказал "вообще нет", но делаю скидку на свою неинформированность). Ну а уж таких курсов, как мой...
А художники и др. гуманитарии "хуже" экономистов только в том плане, что продвинутые экономисты сейчас активно пытаются сделать из экономики естественную науку. См. книгу Константина Сонина "Уроки экономики". А, скажем, искусствоведы всякие, литературоведы, философы, большинство психологов - наоборот, воротят нос от естественных наук и могут коллег жестоко побить за "биологизаторство". Попробуйте сказать в кругу классических отечественных психологов что-то вроде "человеческое поведение во многом зависит от генов" - убьют. Поэтому преподавателям гум. ВУЗов в страшном сне не приснится пригласить биолога с обзорным курсом.

А насчет обратного движения - вот Света Бурлак читает лингвистику Гельфандовским студентам на ф-те Биоинженерии и биоинформатики.
Edited 2012-01-07 08:46 (UTC)

[identity profile] oldodik.livejournal.com 2012-01-07 08:52 am (UTC)(link)
Вот то-то и беда. Потому что нас грузили всем этим филосожеством, а ларчик-то, как выяснилось, открывается через нейрофизиологию и половой отбор. Почему вот эта картинка работает, а вот та - нет. Самый главный ларчик.

Ну а то что там сверху на ларчике наросло, это уже несколько иная история. Пропп и Бахтин ни в коем случае не отменяются. Но самая-то база эстетики - -

[identity profile] oldodik.livejournal.com 2012-01-07 10:47 am (UTC)(link)
А про Свету отличная новость, да. Надо будет ее попросить тоже где-нибудь вывесить, или так дать почитать))

[identity profile] magpie73.livejournal.com 2012-01-08 06:07 pm (UTC)(link)
Спасибо большое за интересную ссылку, очень интересные работы, вот только (ИМХО конечно) насколько успела понять, это эмпирические теории, так часто встречающиеся в физике. Когда непеременные величины подбираются в мат формулу для более полного ее соответствия наблюдаемому явлению. А объяснения механизм эффекта не предлагается. Но ИМХО они все упускают из вида зкологию человека - как одного из биолог видов Глобального биоценоза и влияние законов авторегуляции численности популяции в замк биоценозе на человеческое общество
Вот тут в паре слов http://www.livejournal.com/editjournal.bml

Через эту ссылку я вышла на очень интересную работу Мйкла Келлераю. Вообще, даже те его идеи о сваязи численности с увеличением за счет развития технологий емкости данного бииоценоза -очень ценна. Вот только при выведении закономерности"чем выше численность - тем выше кол-во инноваций" - он абсолютно упускает из виды наличие необходимой для этого социальной системы - или политико-эконом системы общества в котором появляются эти изобретатели. Извините, больше просто не могу писать, уьегаю.
Только скажитте плз, почему "мы называем эту систему Мир-Системой, и вслед за ним мы хотим подчеркнуть, что на то, чтобы Мир-Система охватила собой весь мир, ушло много тысяч лет; и поэтому на протяжении абсолютно большей части своего существования история Мир-Системы ни в коем случае не была тождественна "всемирной истории".?

[identity profile] magpie73.livejournal.com 2012-01-08 08:19 pm (UTC)(link)
Ой, сорри, ссылка не та, вот http://magpie73.livejournal.com/858067.html-

[identity profile] Дмитрий Шабанов (from livejournal.com) 2012-01-09 06:42 am (UTC)(link)
Конечно-конечно, модель надо публиковать!
Мне вообще кажется, что в Ваших обобщениях Вы иногда уходите вперед от академически подкрепленной науки. Вы что-то новое понимаете для себя и тут же пытаетесь донести это другим в тех обобщающих конструкциях, которые Вы создаете. А хотя бы для того, чтобы дать ссылку на какую-то важную мысль или развить ее, акаждемически корректно поданного материала вроде как иногда и нет. Это вполне нормально, но только после того, как Вы это устаканите для себя, хорошо бы чтоб Вы доводили это до статей или монографий.
А вообще этот Ваш курс - хороший пример того, как выходя за жесткие рамки ограниченности одной темой, можно получить значимые результаты в осмыслении общей картины. Спасибо!

[identity profile] silentpom.livejournal.com 2012-01-09 09:46 am (UTC)(link)
вы мясо едите? Сколько в день. Сколько дней вы прожили? Потом оцените вес свиньи или коровы, узнаете сколько свиней за всю жизнь вы съели. Не считая там кроликов всяких

[identity profile] magpie73.livejournal.com 2012-01-09 11:39 am (UTC)(link)
Скажите, пожалуйста, почему авторы говорят, что "мы называем эту систему Мир-Системой, и вслед за ним мы хотим подчеркнуть, что на то, чтобы Мир-Система охватила собой весь мир, ушло много тысяч лет; и поэтому на протяжении абсолютно большей части своего существования история Мир-Системы ни в коем случае не была тождественна "всемирной истории" - В чем разница? И не является ли описываемое развитие системы тем, что изучается клиодинамикой Петра Турчина?

Просветительство не может быть не оценено!

[identity profile] pingback-bot.livejournal.com 2012-01-11 02:16 pm (UTC)(link)
User [livejournal.com profile] mother_irina referenced to your post from Просветительство не может быть не оценено! (http://mother-irina.livejournal.com/757271.html) saying: [...] В конце концов, не нравится - не читайте. Я сейчас получил отзывы студентов о прослушанном курсе [...]

Page 4 of 5