Извините, нет времени рыться в литературе, поэтому отвечу коротко и неаргументированно :) Качаться на качелях, летать во сне и кататься с крутых горок нам нравится, может быть, потому что при этом в центральном сером веществе (ЦСВ) среднего мозга выделяется много эндорфинов - "естественных опиатов", которые дают чувство эйфории. А выделяются они при этих ощущениях, возможно, потому что нашим предкам приходилось совершать отчаянные прыжки с ветки на ветку, удирая от опасности вроде леопарда (раскачавшись на руках перед прыжком), а выделение эндорфинов - своеобразная подготовка организма ко всяким неприятностям вроде травм, т.к. это в первую очередь естественное обезболивающее. На этом же принципе основан и своеобразный кайф, который получают спортсмены от изнурительных тренировок (мозг "думает", что мы спасаем свою жизнь от страшной опасности, иначе зачем так надрываться). Нам кажется вкусным то, что было "выгодно" воспринимать как вкусное нашим предкам, у которых была совсем другая диета и другие возможности по добыче пропитания. Любовь к сладкому, например, характерна для всех обезьян, потому что их излюбленная пища - спелые фрукты. По мере развития цивилизации мы научились обманывать свои рецепторы такими гиперстимулами, как конфеты и пирожные, что в больших дозах, конечно, может быть вредно. В общем иначе и быть не могло: естественный отбор обеспечил нас таким вкусовым восприятем, которое было оптимально при той жизни, которую вели наши далекие предки, а мы теперь, со всей мощью химической промышленности и изощренной кулинарии, насилуем свои рецепторы, как можем. Аналогия с эндорфинами и наркотиками-опиатами.
no subject
Date: 2013-06-04 06:00 pm (UTC)Качаться на качелях, летать во сне и кататься с крутых горок нам нравится, может быть, потому что при этом в центральном сером веществе (ЦСВ) среднего мозга выделяется много эндорфинов - "естественных опиатов", которые дают чувство эйфории. А выделяются они при этих ощущениях, возможно, потому что нашим предкам приходилось совершать отчаянные прыжки с ветки на ветку, удирая от опасности вроде леопарда (раскачавшись на руках перед прыжком), а выделение эндорфинов - своеобразная подготовка организма ко всяким неприятностям вроде травм, т.к. это в первую очередь естественное обезболивающее. На этом же принципе основан и своеобразный кайф, который получают спортсмены от изнурительных тренировок (мозг "думает", что мы спасаем свою жизнь от страшной опасности, иначе зачем так надрываться).
Нам кажется вкусным то, что было "выгодно" воспринимать как вкусное нашим предкам, у которых была совсем другая диета и другие возможности по добыче пропитания. Любовь к сладкому, например, характерна для всех обезьян, потому что их излюбленная пища - спелые фрукты. По мере развития цивилизации мы научились обманывать свои рецепторы такими гиперстимулами, как конфеты и пирожные, что в больших дозах, конечно, может быть вредно. В общем иначе и быть не могло: естественный отбор обеспечил нас таким вкусовым восприятем, которое было оптимально при той жизни, которую вели наши далекие предки, а мы теперь, со всей мощью химической промышленности и изощренной кулинарии, насилуем свои рецепторы, как можем. Аналогия с эндорфинами и наркотиками-опиатами.