Здравствуйте, Александр Владимирович. С большим любопытством читаю Вашу книгу, особенно впечатляет мощь технологии современных молекулярщиков. Поскольку сталкивался с проблемой выделения ДНК из зоомузейских тушек птиц – понимаю, насколько это круто – работать с костями. Теперь по поводу книги. С особым пристрастием изучил «зоологический» материал, возникает ряд вопросов. Думаю, что выложу все это в виде нормального поста или отклика, а сейчас просто перечислю:
1. павлин и его хвост фигурирует у Вас лучшей демонстрацией полового отбора; пишете об этом Вы крайне живо: «привередливые павлинихи создали роскошные узоры на хвостах самцов-павлинов; без этого (активного выбора самками самцов) нельзя объяснить такие удивительные явления природы, как павлиний хвост», всего насчитал 6 упоминаний. Но, во-первых, то, что Вы называете «роскошным хвостом» - это надхвостье. Во-вторых, единственная (подчеркиваю) полевая работа по павлинам не подтверждает наличие связи между орнаментацией, длиной надхвостья – и качеством самца. Ссылка - http://209.85.117.197/12418/66/0/p1028200/Peacockmain.pdf. Откликов на эту статью было довольно много, некоторые в том плане, что «хватит приписывать животным то, что нам кажется очевидным и необходимым…»
2. шалашники: Вы пишете «Изысканные беседки, сооружаемые самцами шалашников, не выполняют никакой утилитарной функции; ... они нужны только для того, чтобы произвести впечатление на самку». Ключевые слова здесь – «не выполняют» и «только». Хотя есть хорошие работы настоящего классика этологии Дж. Борджиа (конец 90-х где-то), в которых картина совсем иная. Об этом очень здорово написал вольф-кицес: «…шалаш (и демонстрации самца) в брачном поведении вида в первую очередь играют роль барьера, удерживающего партнёров от прямого сближения, который к тому же «ставит» самку и самца в определённые позиции друг по отношению к другу (в которых минимизируется риск стрессирования для самки и её ухода для самца) и к тому же «притягивает» их друг к другу за счёт разного рода стимулов и сигналов» То есть утилитарная функция (барьер, препятствие) тут есть. Так что Ваша позиция не подкрепляется эмпирикой.
3. Вы пишете, что п. Гамильтона настолько логично (пишу не дословно, поправьте, если ошибусь), что не требует экспериментальной проверки. Я не берусь обсуждать ПГ, про это сказано достаточно. Но «…не требует экспериментальной проверки» - в биологии это нонсенс.
Если пункты 3 и 4 скорее концептуальные, то 1 и 2 отсылают к накопленным фактам (что лично для меня важнее). Если по павлинам хорошие работы вот только-только появляются, то с шалашниками история уже давняя. Так что вполне можно было бы неточностей избежать.
no subject
Date: 2012-01-13 09:03 pm (UTC)Теперь по поводу книги. С особым пристрастием изучил «зоологический» материал, возникает ряд вопросов. Думаю, что выложу все это в виде нормального поста или отклика, а сейчас просто перечислю:
1. павлин и его хвост фигурирует у Вас лучшей демонстрацией полового отбора; пишете об этом Вы крайне живо: «привередливые павлинихи создали роскошные узоры на хвостах самцов-павлинов; без этого (активного выбора самками самцов) нельзя объяснить такие удивительные явления природы, как павлиний хвост», всего насчитал 6 упоминаний.
Но, во-первых, то, что Вы называете «роскошным хвостом» - это надхвостье. Во-вторых, единственная (подчеркиваю) полевая работа по павлинам не подтверждает наличие связи между орнаментацией, длиной надхвостья – и качеством самца. Ссылка - http://209.85.117.197/12418/66/0/p1028200/Peacockmain.pdf.
Откликов на эту статью было довольно много, некоторые в том плане, что «хватит приписывать животным то, что нам кажется очевидным и необходимым…»
2. шалашники: Вы пишете «Изысканные беседки, сооружаемые самцами шалашников, не выполняют никакой утилитарной функции; ... они нужны только для того, чтобы произвести впечатление на самку». Ключевые слова здесь – «не выполняют» и «только». Хотя есть хорошие работы настоящего классика этологии Дж. Борджиа (конец 90-х где-то), в которых картина совсем иная. Об этом очень здорово написал вольф-кицес:
«…шалаш (и демонстрации самца) в брачном поведении вида в первую очередь играют роль барьера, удерживающего партнёров от прямого сближения, который к тому же «ставит» самку и самца в определённые позиции друг по отношению к другу (в которых минимизируется риск стрессирования для самки и её ухода для самца) и к тому же «притягивает» их друг к другу за счёт разного рода стимулов и сигналов»
То есть утилитарная функция (барьер, препятствие) тут есть. Так что Ваша позиция не подкрепляется эмпирикой.
3. Вы пишете, что п. Гамильтона настолько логично (пишу не дословно, поправьте, если ошибусь), что не требует экспериментальной проверки. Я не берусь обсуждать ПГ, про это сказано достаточно. Но «…не требует экспериментальной проверки» - в биологии это нонсенс.
4. Вы пробуете объяснить поведение чаек при помощи ПГ, на каком основании? =) Я не слышал, чтобы ПГ применяли полевые зоологи. Об этом пишут и Новак и др.:
http://faculty.virginia.edu/vaformica/MLS/images/Nowak_2010_The%20evolution%20of%20eusociality_Nature-1.pdf
Если пункты 3 и 4 скорее концептуальные, то 1 и 2 отсылают к накопленным фактам (что лично для меня важнее). Если по павлинам хорошие работы вот только-только появляются, то с шалашниками история уже давняя. Так что вполне можно было бы неточностей избежать.
С уважением,
Николай Ковылов