macroevolution: (Default)
macroevolution ([personal profile] macroevolution) wrote2010-11-29 04:55 pm

Статья про мою лекцию на сайте strf.ru

Я, по правде сказать, с таким качеством журналистской работы еще не встречался. Жаль, оценить сможет только человек, помнящий саму лекцию наизусть. Автор [livejournal.com profile] asena (это, если кто случайно не знает, восходящая суперзвезда российского научпопа) в нескольких местах реально улучшила лекцию и додумала за меня мои мысли, и даже допривела недоприведенные мной примеры, причем именно те и именно так, как я бы сам сделал, если бы удосужился.

Правда, цензура не пропустила шикарный вводный абзац (сказали, "непонятно"), который я тут воспроизвожу с люб. разр. автора.

Эволюция морали

Основная разница между биологами и остальными людьми заключается не в
 том, что биологи больше знают о происхождении человека от более ранних
 приматов, а в том, что они привыкли к этому знанию. Оно не вызывает у них
 никаких ярких эмоций. Автор этой статьи - половозрелая самка вида Homo
 sapiens, отделившегося от общего с шимпанзе предка около шести миллионов
 лет назад, и этот факт её совершенно не беспокоит. Все высшие психические
 функции автора являются продуктом длительной эволюции мозга и имеют (или
 имели) адаптивное значение. Статья посвящена лекции другого представителя
 того же вида. Основная задача его деятельности - это распространение
 знаний об эволюции человека и его психических функций. Такого рода
 популяризация, как и любая другая, становится возможной благодаря тому,
 что в ходе эволюции мозга у нас выработалась способность посещать
 публичные лекции (или по крайней мере читать о
 них на сайте STRF.ru)

Читать статью на сайте STRF.ru

[identity profile] werwombat.livejournal.com 2010-11-29 05:22 pm (UTC)(link)
А как же "искать в саванне тушки слонов - вообще очень нервное занятие"?! (=

А вообще автор статьи - молодец)

[identity profile] asena.livejournal.com 2010-11-29 05:28 pm (UTC)(link)
поправила, должно стать понятнее

[identity profile] macroevolution.livejournal.com 2010-11-29 05:44 pm (UTC)(link)
Скоро должны в интернет всю лекцию выложить, я тогда сообщу.
ext_605364: geg MOPO4 (Default)

[identity profile] gegmopo4.livejournal.com 2010-11-29 06:06 pm (UTC)(link)
Абзац шикарный. Сразу вызывает предчувствие разного вкусного в самой статье.

[identity profile] metarattus.livejournal.com 2010-11-29 06:47 pm (UTC)(link)
>Страшная вещь!

Именно.
Строго по Вербицкому, да.
Такие дела.

[identity profile] pogorily.livejournal.com 2010-11-29 06:58 pm (UTC)(link)
Где-то было более подробное объяснение.
Оно такое.
Если сбросить одного человека - машинист увидит кого-то на рельсах и включит экстренное торможение.
Тогда поезд пятерых, лежащих дальше, не задавит.
Если же тормозить начнет только когда увидит пятерых на рельсах - затормозить не успеет и задавит их всех.

[identity profile] elisapeyron.livejournal.com 2010-11-29 07:05 pm (UTC)(link)
кстати, мой муж предложил такое объяснение, но я засомневалась. где гарантия что мы просто не увеличим количество трупов? согласитесь одно дело пожертвовать одним для спасения пятерых и совсем другое ради шанса на спасение. тут уж невольно начинаешь подсчитывать вероятности :)

но если уж совсем по правде, то я бы и на первой картинке не повернула бы поезд. так он едет на встречу судьбе, а так я принимаю решение кому жить кому умереть. я бы зависла и перегрузилась :)

[identity profile] pogorily.livejournal.com 2010-11-29 07:15 pm (UTC)(link)
Насчет "картинки с поездами".

В медицине катастроф, а также в военном деле подобный выбор - обыденность.

Медицина катастроф - для нее типична ситуация, когда пострадавших много, возможностей имеющихся медиков резко недостаточно. В этом случае применяется сортировка. Всех пострадавших по приблизительным признакам, "на глазок" (времени нет на долгие исследования) делят на 4 группы.
1. Не нуждаются в экстренной помощи.
2. Нуждаются, но нет непосредственной угрозы жизни.
3. Нуждаются, есть угроза жизни.
4. Умирающие или требующие для спасения больших усилий.
Вначале оказывают помощь гр.3, затем гр. 2. Гр.4 позволяют умереть, гр.1 своими силами помогают себе сами.

В военном деле - масса вариантов.
Например, после того как в первую мировую одна немецкая подводная лодка утопила 4 британских крейсера (она торпедировала один, остальные начали спасать с него людей, тут она остальных трех и потопила), британское адмиралтейство отдало категорический приказ в подобных случаях уходить, не ведя спасательных операций.
Был целый ряд случаев, когда так и действовали.
Например, уже в вторую мировую, 2 октября 1942 г., лайнер "Куин Мэри" таранил сопровождавший его крейсер "Кюрасао" и не снижая хода ушел. Крейсер затонул, из 430 моряков на крейсере погиб 331 человек. На борту лайнера было 11 тысяч солдат, рисковать их жизнью (в случае атаки подводной лодки) не стали.

Медиков, имеющих отношение к медицине катастроф, а также командиров в вооруженных силах специально учат, чтобы они действовали соответственно. При необходимости издают категорические приказы (как упомянутый приказ британского адмиралтейства), в том числе и чтобы снять моральную ответственность в момент принятия решения.

[identity profile] v-i-n.livejournal.com 2010-11-29 07:19 pm (UTC)(link)
Отчего же *не имеющим ярких эмоций*? Есть конкретное пояснение: по поводу происхождения человека от более ранних приматов.

О слабых или сильных отличиях от самки шимпанзе тоже речь не идёт.

Остроумная барышня и точно определила проблему - чего Вас не устроило?

О какой, к слову, эволюции Вы говорите: человека, как биологического вида, или человека, как членаа социума?

[identity profile] natalia-2302.livejournal.com 2010-11-29 07:19 pm (UTC)(link)
Супер! Подобные задачки я использую в управленческих тренингах в теме "Принятие решения". И, действительно, интересно наблюдать, как "успешные" (с точки зрения карьеры) менеджеры легко находят решение подобных сложных "задач". Убедят других в своей правоте и не страдают потом от угрызений совести. По моим наблюдениям за топ-менджерами получается - чем ниже мораль, тем выше должность...
Спасибо за Ваши статьи и примеры - очень много материала "переношу" в свою работу!

[identity profile] barson.livejournal.com 2010-11-29 07:21 pm (UTC)(link)
Самое характерное, что спрыгнуть самому ни в одном из вариантов не предлагается. ;-)

[identity profile] pogorily.livejournal.com 2010-11-29 07:22 pm (UTC)(link)
Вот поэтому медиков специально учат как надо действовать в условиях подобного выбора.
Большая автокатастрофа (столкнулись несколько машин), у одного пострадавшего внутреннее кровотечение, его спасет операция (которую в машине "Скорой" можно сделать, но это займет немало времени), у нескольких пострадавших сильное кровотечение из конечностей. Медик должен, ни секунды не колеблясь, накладывать жгуты на конечност и спасти несколько человек, а тому что с внутренним кровотечением дать умереть.

[identity profile] barson.livejournal.com 2010-11-29 07:25 pm (UTC)(link)
Прочёл статью, действительно, здорово написано. Пожалел, что не был на лекции. Но ведь Вы не в первый раз об этом рассказывате, и, возможно, не в последний? :)

[identity profile] elisapeyron.livejournal.com 2010-11-29 07:27 pm (UTC)(link)
согласна, этому нужно учиться. медикам, военным и т.д. я когда на рукопашный бой ходила нас тоже учили приемам "на автомате". потому что думать в экстремальный момент поздно. думать нужно заранее.
с другой стороны, учиться нужно не всем, а тем кому надо по роду деятельности - политикам, школьным учителям, наемным убийцам... :)

[identity profile] macroevolution.livejournal.com 2010-11-29 07:27 pm (UTC)(link)
Нет, об этом - надеюсь, что в последний, сколько ж можно :) Теперь только в письменном виде все это буду излагать - в следующей поп. книжке.

[identity profile] elisapeyron.livejournal.com 2010-11-29 07:29 pm (UTC)(link)
это было бы слишком легко :)

[identity profile] pogorily.livejournal.com 2010-11-29 07:31 pm (UTC)(link)
Да. Но это уже другой выбор, с участием себя.

[identity profile] barson.livejournal.com 2010-11-29 07:31 pm (UTC)(link)
Хорошо, будем ждать!

[identity profile] ma6inist.livejournal.com 2010-11-29 07:37 pm (UTC)(link)
У меня, наверное, тоже

[identity profile] alexy7742.livejournal.com 2010-11-30 12:19 am (UTC)(link)
Я, как и автор этого журнала, не вступаю обычно в споры с людьми, вся научная аргументация которых состоит в придирках к терминам. Но, опять же, по примеру Саши, сделаю исключение.
1. Если человек не имеет ярких эмоций по поводу своего происхождения, то он либо вообще не имеет ярких эмоций, либо олигофрен - выберите сами;
2. О слабых или сильных отличиях от шимпанзе уже высказался автор журнала в одном из своих предыдущих постов: "...У человека и шимпанзе наборы генов практически идентичны..." А в его научную репутацию я верю.
3. Про какую именно эволюцию я говорю, то тут тоже есть для Вас выбор: либо про ту, которая упомянута в процитированном вводном абзаце, либо по Андре Моруа: "А Вы видели, как течёт река?".
И напоследок, для оценки высокомерности Вашего комментария вопрос: существуют ли трансцендентные числа?

[identity profile] v-i-n.livejournal.com 2010-11-30 12:36 am (UTC)(link)
Эээх...
Начнём с *высокомерности* (или высокомерия?..)
*существуют ли трансцендентные числа?*
Понятия не имею - да, и не должна.
1. Выбор скуден - ну, да Вы сделали всё. что могли.
2. Вы писали о позиции автора цитируемых автором журнала строк, а не о его собственной.
3. Выбираю третье: А. Моруа. "Письма к Незнакомке. Против вежливости": "Если это понадобится, дорогая, станьте чудовищно невежливой".
Спасибо за внимание.

[identity profile] grihanm.livejournal.com 2010-11-30 02:03 am (UTC)(link)
"половозрелая самка вида Homo sapiens"

Это как-то слишком эротично - наверное поэтому не пустили :)

[identity profile] zlata-gl.livejournal.com 2010-11-30 06:49 am (UTC)(link)
Не поняла, чей был лайнер "Королева Мэри" и чей крейсер "Кюрасао".

[identity profile] macroevolution.livejournal.com 2010-11-30 08:34 am (UTC)(link)
Спасибо! :)

Один аспект забыли

[identity profile] ngc4594.livejournal.com 2010-11-30 10:08 am (UTC)(link)
Очень правильная и своевременная статья. Однако с религией не все так просто, у неё были (и в ряде сообществ продолжают оставаться) и другие функции.

Подробнее об этом у меня тут:
http://ngc4594.livejournal.com/17147.html

Page 2 of 3