macroevolution: (Вентастега)
macroevolution ([personal profile] macroevolution) wrote2010-03-20 12:21 pm

Опять я вляпался в историю

Сколько ни наступай на грабли... Короче, история такая. Месяц или два назад телеканал Культура попросил меня поучаствовать в обсуждении нового научно-популярного сериала про антропогенез, который они купили у французов и собрались показывать. Обсуждение будет вести Архангельский. Я однажды у него уже снимался - тогда был базар про какие-то общие проблемы упадка науки и всеобщую безграмотность. Участвовал еще Александр Городницкий и какой-то министр. Сам Архангельский мне показался вполне приличным. Ну, я согласился. Мне привезли три DVD диска с этим сериалом, я посмотрел. Фильм на 4-, но в целом терпеть можно. Т.е. в общих чертах изображенная в нем история антропогенеза соответствует фактам, но в деталях много лажи, и, главное, домыслы авторов фильма никак не отделены от научно подтвержденных данных. Ну ладно, на фоне того, что обычно показывает наше ТВ про науку, сойдет вполне. Но дело не в этом. Они от меня долго скрывали, кто еще будет участвовать. Я, естественно, думал, что для обсуждения научно-популярного фильма пригласят ученых. И вот наконец вчера, за несколько дней до съемки (съемка 24 марта), мне сообщают, кого они пригласили. Мама дорогая...
Значит всего  нас будет вроде пятеро, не считая ведущего.
1) Олег Мумриков, православный священник, кандидат богословия. Он человек приличный и к науке относится уважительно, это ведь он организовал публикацию "Доказательств эволюции" на сайте богослов.ру. Но однако все равно, для него главное - богословие, а эволюция в богословие вписывается с ба-альшим трудом. Поэтому максимум, на что может пойти даже такой прогрессивный священник, это признать эволюцию живых существ кроме человека в качестве гипотезы (по-ихнему, маловероятной, труднопроходимой гипотезы, потому что в богословие вписывается только с большими натяжками - а это для них и есть мерило правдоподобия научной гипотезы). Ну а человек уж точно из праха земного, иначе ну никак.

2) Некий физик или математик по фамилии Ефимов, но я нашел его фотографию в интернетах и опознал: он участвовал в семинарах у Мумрикова. Он, может, и физик, но прежде всего это человек, для которого на первом месте, все застилая, стоит его религия. А в телевизоре ведь не будет написано "религиозный фанатик", а будет написано "доктор физико-математических наук".
3) Главный раввин России Берл Лазар
4) Академик Скрябин.
Ну и ваш покорный слуга.
Я сказал сначала: идите нафиг, я отказываюсь. Но позвонила главная редакторша и стала уговаривать.
Блин, я же мягкотелая мямля и не умею отказывать, когда так просят. Она говорила: ну вы же знаете наш канал, он светский, ну вы же знаете Архангельского, он нормальный, никакого мракобесия он не допустит, мы на вашей стороне, и ведь мы же все-таки будем показывать ЭТОТ ФИЛЬМ.
Я им говорю: ПОЧЕМУ Я? Почему ни одного антрополога не позвали??? Позовите Стаса Дробышевского! Почему позвали кучу попов и ни одного антрополога? Это же научно-популярный фильм!!!!
Они говорят: ах, мы не можем изменить состав приглашенных, таково было желание ведущего, у него такое вИдение, он хотел именно Вас...

Короче, я уже посмотрел в интернетах, какая там позиция по вопросам эволюции у еврейской церкви. Ну вроде ничего: теистический эволюционизм приветствуется, на младоземельном креационизме не очень настаивают. Говорят, главное - дух, вдохнутый Б-гом. Конечно, я-то считаю, что эволюция без е.о. не стоит доброго слова, но в конце концов в фильме нет речи про механизмы эволюции, ладно, хоть бы сам факт эволюции отстоять, для начала сойдет.

Люди, у меня вопрос: кто такой академик Скрябин? Нет, я понимаю, что биоинженерия, защитник ГМО (и в этом отношении все говорит очень правильно). И я видел в своей френдоленте, что он вроде бы участвовал в недавнем прочтении генома русского человека, на который потратили много больше времени и денег, чем на прочтенный одновременно индусами геном индусского человека. А как он насчет антропогенеза? Почему именно его пригласили на это богословское совещание? Могу ли я рассчитывать на научно-ориентированную позицию хотя бы этого одного из 4 собеседников? Он верующий или нет?

[identity profile] macroevolution.livejournal.com 2010-03-20 04:28 pm (UTC)(link)
Спасибо!

[identity profile] macroevolution.livejournal.com 2010-03-20 04:31 pm (UTC)(link)
Да, Вы правы, я думаю. Но сейчас все равно уже поздно менять состав приглашенных.

[identity profile] ma6inist.livejournal.com 2010-03-20 04:33 pm (UTC)(link)
А имеющий уши - да услышит

[identity profile] macroevolution.livejournal.com 2010-03-20 04:34 pm (UTC)(link)
"будут обосновывать право научного креационизма"
Ну все-таки до этого не дойдет, я надеюсь. Разве что раввин. А на семинаре у Мумрикова н.к. не в чести.

[identity profile] overscience-mes.livejournal.com 2010-03-20 04:37 pm (UTC)(link)
Раввинам нынче идеи антропогенеза очень близки. Возможно, что он будет на вашей стороне - http://www.aen.ru/?page=brief&article_id=56478
Скрябин может говорить красивые глупости, но по сути в этиой ситуации безвреден.
А вы будете уравновешивать компанию -- плюрализм.

[identity profile] macroevolution.livejournal.com 2010-03-20 04:38 pm (UTC)(link)
Спасибо. Да, конечно, в богословские вопросы уходить нельзя. Это было бы вообще смешно: ведь просто из того факта, что я атеист, следует, что богословие с моей точки зрения есть разговор ни о чем. Так что только о науке.
Но все-таки и совсем "сдавать" психологию нельзя! Эмоции, окситоцины всякие, всякие инстинкты, основы социального поведения - имеют ведь не менее четкие эволюционные корни, чем копчик и жаберные дуги в онтогенезе.

[identity profile] macroevolution.livejournal.com 2010-03-20 04:41 pm (UTC)(link)
Спасибо. Я тоже пытался отбояриться. Проблема в мягкотелости. Но, с другой стороны, откажусь я - тогда один Скрябин против троих получится.

[identity profile] macroevolution.livejournal.com 2010-03-20 04:42 pm (UTC)(link)
Да, очень хочется на это надеяться.

[identity profile] macroevolution.livejournal.com 2010-03-20 04:51 pm (UTC)(link)
В фильме нет никакой полемики с религией. Просто популярный фильм, основанный на палеонтологических/археологических данных, примерно в стиле National geographic.

[identity profile] macroevolution.livejournal.com 2010-03-20 04:54 pm (UTC)(link)
Да, это был бы гениальный ход! :-))

[identity profile] macroevolution.livejournal.com 2010-03-20 04:56 pm (UTC)(link)
Спасибо!

[identity profile] macroevolution.livejournal.com 2010-03-20 04:59 pm (UTC)(link)
Спасибо! Ну, эти люди не будут говорить, что "факты - это ерунда". Это представители более просвещенного слоя верующих, они не могут себе позволить неуважительного отношения к фактам, по крайней мере в явном виде.

[identity profile] macroevolution.livejournal.com 2010-03-20 05:00 pm (UTC)(link)
Согласен.

[identity profile] macroevolution.livejournal.com 2010-03-20 05:01 pm (UTC)(link)
Да, тот самый.

[identity profile] chieffff.livejournal.com 2010-03-20 05:36 pm (UTC)(link)
В этом фильме мне запомнился ряд ляпов, хотя часть из них, вероятно, связана с переводом:

- гоминид упорно называли "антропоидами".
- неоднократно вместе употребляли "оррорин и тумай", хотя оррорин - это название рода, а "Тумай" - имя собственное.
- прозвучала фраза "6 миллионов лет назад в Африке уже существовали люди".
- анаменсисов выставили как "более уверенных двуногих чем афаренсис".
- прозвучал (в исполнении Пикфорда) тезис о том, что типа "про австралопитеков как предков человека надо забыть, а вот оррорин - другое дело..."

[identity profile] lenuci.livejournal.com 2010-03-20 05:59 pm (UTC)(link)
У меня тут с детьми (3 класс) дискуссия была. Вот если человека не бог создал, спросили они, то откуда появился язык? Как люди смогли договориться, что каким словом называть? Ведь в библии все понятно - людей языку научил бог, а потом разгневался и придумал для каждого свой язык. Объяснить этот момент доступно и убедительно, на пальцах, я ,к своему стыду, не смогла.
Может быть, на элементах кто-нибудь напишет ответ на такой "детский" вопрос? Была бы очень признательна.

Re: Опять я вляпался в историю

[identity profile] nataly-demina.livejournal.com 2010-03-20 06:04 pm (UTC)(link)
Мне кажется, что действительно стоит обсудить свои опасения с АА до эфира. Мне кажется, что он человек диалога и ему можно и нужно рекомендовать экспертов, я вот ему порекомендовала Женю Онищенко и его потом еще раз пригласили.

Re: Опять я вляпался в историю

[identity profile] nataly-demina.livejournal.com 2010-03-20 06:07 pm (UTC)(link)
Думаю, что в кругу ученых Вас знают не хуже, чем его. Поговорите с ним до записи, пусть найдет 10 минут.

[identity profile] psilogic.livejournal.com 2010-03-20 08:36 pm (UTC)(link)
Главное - не попадитесь на удочку. Если этот сериал, как вы говорите на 4-, то сразу назовите его "посредственным" или как-то так. Потому как могут подготовиться и специально акцентировать внимание на тех ошибках в деталях, которые там есть. Т.е не беритесь его защищать :)

То, что вас будет 2 на 3 или в худшем случае 1 на 4, не тушуйтесь, оберните себе на пользу. Можно выбить себе больше времени ;) Чуть начнут перебивать (а начнут) - акцентируйте этот факт, мол, как же так, вас больше, а вы еще и перебиваете.

Кстати, заметил одну вещь, которую почему-то никто не использует на такого рода передачах. Когда кто-то говорит явную лажу, то люди или перебивают или издают какие-то возгласы, или молча рожи недовольные корчат. А нет чтобы запомнить (а то и на бумажечку записать!) и, когда дойдет очередь, вернуться к этому неудачному моменту и хорошенько, акцентрованно, внятно расчехвостить в пух и прах. Воспользоваться ошибкой противной стороны в полной мере, так сказать ;)

[identity profile] psilogic.livejournal.com 2010-03-20 08:39 pm (UTC)(link)
Кстати, то, что их больше, можно с самого начала прокомментировать так: вот, ведущему пришлось нагнать народу, чтобы хоть как-то уравновесить явную слабость вашей позиции, драгоценные оппоненты. В общем, поскольку это не мордобитие, численный перевес противника вполне можно на пользу повернуть ;)

[identity profile] lazybird-ru.livejournal.com 2010-03-20 08:53 pm (UTC)(link)
Не бойтесь -- лягушки не тонут! ,)

Комментарии по поводу нашего проекта "Доказательства

[identity profile] nikola-borisov.livejournal.com 2010-03-20 10:45 pm (UTC)(link)
Александр, прошу прощения за чрезмерно долгое молчание по поводу наших "Доказательств эволюции" и реакции на них. Это не было знаком согласия со всем контентом книги. См. здесь: http://nikola-borisov.livejournal.com/22925.html

[identity profile] liartar.livejournal.com 2010-03-20 11:45 pm (UTC)(link)
Александр Владимирович, удачи Вам! Помните, что Вы там единственный в полной мере компетентный человек, и что истина в любом случае на вашей стороне.

[identity profile] silentpom.livejournal.com 2010-03-21 08:10 am (UTC)(link)
а есть на эту тему на 5- сериал?

[identity profile] kul-alex.livejournal.com 2010-03-21 09:47 am (UTC)(link)
1) Какой - никакой, но фильм излагает версию антропогенеза похожую на научную, поэтому креационисты будут в роли защищающейся стороны, вынужденные что-то опровергать, с чем-то не соглашаться... Вобщем защищаться.

2)Лично я бы с большой осторожностью относился бы к высказываниям Ефимова. Умный физик, способен на столь каверзные вопросы которые не под силу и десяти раввинам и батюшкам.

3)По моему опыту такого рода дискуссий - обычно ставится под сомнение правомерность датировок - контраргумент методов датировок много, они перекрестно подтверждают, уточняют, дополняют друг друга. Особенное недовольство у креационистов вызывают радиоуглеродные методы датировок - пытаются оспорить точность и правомерность метода.
Контраргумент - основа радиоуглеродного метода - калибровочная шкала, плод многолетней работы большого числа ученых в первую очередь физиков, и сомневаться в методе значит ставить под сомнение в том числе и физику.

4) Я бы не очень надеялся на поддержку радийного академика - Хомео сапиенса. В лучшем случае будут общие слова, надувание щек и высокопарные высказывания из серии "о
красоте сферического коня в вакууме".

5) Идти все-же надо, а то на ТВ сейчас и так сплошное засилье - уфологи, хиромантии, креацианисты всех мастей, шаманы с бубнами, ясновидящие с шарами... Если так дальше пойдет то скоро мы вернемся к трем китам на которых покоится плоская Земля.

Page 2 of 4