macroevolution: (anomalocaris)
macroevolution ([personal profile] macroevolution) wrote2014-03-30 06:39 pm

Научный рай

А в конце февраля был я в закрытом городе Сарове. Там проходили т.н. "Харитоновские чтения" - большая школьная олимпиада, совмещенная с культурной программой в виде лекций по разным наукам. От биофака туда традиционно ездит несколько человек, а меня командировали в качестве лектора. Спасибо организаторам, организовано все было просто прекрасно.

Но я хотел сказать про другое: про атмосферу в этом городе. С одной стороны очень странную, с другой - поучительную.

Город окружен тремя рядами колючей проволоки, вспаханной полосой, причем охраняется все это посерьезнее, чем государственная граница. Еще бы: ведь это главный центр по разработке ядерного оружия, созданный вскоре после войны. Вход только по спецпропускам (для участников чтений, конечно, их выписали). Внутри - полное отсутствие каких бы то ни было приезжих, относительно высокие зарплаты и низкая преступность. Многие жители до сих пор "невыездные" в той или иной степени, т.е. поехать в отпуск за границу для них большая проблема. Кроме того, внутри зоны много религиозных святынь (там ведь жил известный православный святой Серафим Саровский). Местные рассказывают байку, как Патриарх посещал Саров и его спросили, не находит ли он неправильным, что в таких вот святых местах при коммунистах устроили центр по разработке атомной бомбы. И Патриарх ответил, что этого бы не случилось, если бы Господь не попустил, а значит, был в этом некий высший смысл: Советская Атомная Бомба спасла мир от новой войны и т.п. Воспринимается это как большая мудрость.

И неважно, что при строительстве объектов, связанных с производством оружия массового поражения, все эти христианские святыни безжалостно сносились, на них тогда вообще никто внимания не обращал и не думал о них, а то, что сохранилось - сохранилось чисто случайно. Зато теперь здесь царит некая удивительная душевная гармония. Местные жители примерно с одинаковым энтузиазмом поклоняются и религиозным святыням, и, например, возлагают цветы к памятникам великих физиков-ядерщиков - создателей Бомбы. Одни и те же люди. И действительно с одинаковым энтузиазмом. То и другое вызывает у них воодушевление и чувство гордости. Кстати, ядерным проектом руководил Л.П.Берия, которого здесь тоже в общем-то чтут. Культурная программа для лекторов включает посещения и Музея Атомной Бомбы, и всяких религиозных памятников с мощами святых и пр.



Символы г. Сарова: термоядерная бомба "Кузькина мать" мощностью 100 мегатонн (такую взорвали на Новой Земле в 1961) и святой Серафим Саровский.


Стабильность. Изоляция от окружающего мира со всеми его раздражающими факторами. Относительно высокий уровень жизни. Огромное уважение к науке. Патриотизм. Насыщенная духовно-религиозная жизнь. Целостное мироощущение. В некотором смысле это рай. В том числе для ученых.

Хотя, конечно, надо понимать, что на всю-то страну никогда не хватит ни высоких зарплат, ни колючей проволоки. Нет, тут я не прав. Проблему с колючей проволокой вполне можно решить, если дружно постараться.

Ограниченная свобода перемещения воспринимается как необходимая и очень небольшая плата за все эти плюсы. "Свобода" вообще не воспринимается как значимая ценность. Даже, например, при обсуждении освобождения крестьян в 1861 году подчеркивается прежде всего то обстоятельство, что крестьянам под помещиками жилось сытнее и спокойнее и безответственнее, и что крестьяне в большинстве своем вовсе не обрадовались освобождению.

Эти впечатления - из бесед с очень небольшим числом местных жителей, поэтому я не утверждаю, что там подобные настроения у всех. Но заставляет задуматься. Например, о том, до какого момента тем, кто протестует против реформы Академии Наук, по пути с теми, кто протестует против цензуры, нечестных выборов и политических репрессий. И еще о том, что нужно всегда стараться понять других, а не торопиться делить на своих и чужих, своих и врагов, хотя это так просто и приятно.

Лично мне совсем не хочется такого рая. Но я, наверное, в меньшинстве? А вы как думаете?

Важный апдейт: http://vojd-blog.livejournal.com/92481.html  

[identity profile] eugene katyukhin (from livejournal.com) 2014-03-30 09:38 pm (UTC)(link)
Яркий пример ограбленной периферии - современный Китай. Что-то мне его пример говорит, что периферия не умеет пользоваться Западом, и это -её проблема, а не Запада.

[identity profile] wormball.livejournal.com 2014-03-30 09:40 pm (UTC)(link)
Ага, при том, что Б-г (по меньшей мере иудеохристианский) явно и недвусмысленно охарактеризовал свою позицию на тему того, надлежит ли его творениям заниматься каким-либо познанием.

Хотя.. ежели христиане регулярно совершают иные грехи (в т. ч. оправдываясь Б-гом), то и этот грех - не такой уж и грех.

[identity profile] zveriozha.livejournal.com 2014-03-30 10:00 pm (UTC)(link)
А при чем тут христианство или вообще Бог Библии? Я про это ни слова не сказал. Богов много, а их личных восприятий столько, сколько людей на планете. :)

[identity profile] sergm61.livejournal.com 2014-03-30 10:50 pm (UTC)(link)
Нам повезло с Перельманом. Он один своим примером затыкает всех любителей свободно ездить за границу, без чего занятия наукой объявляют не эффективными. Ну не хочет Перельман за границу ездить! Ему и в его комнате свободно, если ничего не мешает заниматься любимым делом.
Ну, а кому-то симпозиумы - любимое дело. Почему нет? Всяк по-своему самореализуется.
Вы правы. Тут кооперация, а не свобода. Я например, работаю в США сидя в Питере (через сеть). И именно в прикладной науке (не в биологии). И езжу туда только по необходимости и одновременно для проветривания мозга.
А что касается политики, то кому не хватало свободы ездить за границу - её получили, а кому это было не нужно - теперь и до Москвы доехать денег не хватает. Такое впечатление, что количество свободы на общество всегда неизменно. И лишь перераспределяется.

(Свобода - отсутствие ограничений, кроме признанных необходимыми http://sergm.ucoz.ru/blog/svoboda/2011-05-21-32 ).

[identity profile] ignik.livejournal.com 2014-03-30 11:01 pm (UTC)(link)
Где байка то? Факт в натуре.

[identity profile] zwstl.livejournal.com 2014-03-30 11:04 pm (UTC)(link)
Хорошо, что с остальным возражений нет.
Скажите, а вас беспокоит только государственная цензура или любая?

[identity profile] sergm61.livejournal.com 2014-03-30 11:14 pm (UTC)(link)
Ну тогда я объясню:
Свобода - отсутствие ограничений, кроме признанных необходимыми.

Тогда если человек согласен с ограничениями, он не ощущает несвободы, ну а если не согласен, то соответственно. Но поскольку люди разные, то в одной и той же ситуации один может ощущать несвободу, а другой нет. При этом в других обстоятельствах ощущения этих людей могут поменяться местами. Все зависит от того какой способ самореализации человек для себя выбрал (разумеется, что это связано и с врожденными предрасположенностями и с онтогенезом).
Хороший пример - Перельман.

[identity profile] sergm61.livejournal.com 2014-03-30 11:27 pm (UTC)(link)
Можно подумать, что в цитадели демократии и свободы нету объектов с колючей проволокой....
Русские интеллектуалы все никак не могут изжить дурной привычки видеть негатив лишь в своей стране и все досужие разговоры сводить к этому, но это еще пол беды. Они еще умудряются своими такими действиями деконсолидировать народ (что психологически объяснимо), а потом удивляются от чего это страна развалилась???
Александр, Вы очень серьезно меня расстроили. Даже не пытайтесь представить на сколько.
Отвечать на комментарий не обязательно.

[identity profile] askondrashov.livejournal.com 2014-03-31 12:46 am (UTC)(link)
А какую собственно науку делают (и делали) эти саровские ученые? Я слышал, что собственно создание ОМУ (оставляя в стороне "химеру, именуемую совестью") перестало быть научно интересным еще в конце 50х годов. Правда, если в Web of Science вбить address = Sarov, выплывает аж 1667 статей - но из них практически все высокоцитируемые - это братские могилы, в которых саровский Russian Fed Nucl Ctr VNIIEF закопан в длинном международном списке адресов. И Хирш-фактор всей этой конторы - 30 - а там небось сотни людей пашут. Не впечатляет. Да и, помимо наукометрии, они что-нибудь фундаментальное сделали для познания мира? Из общих соображений - все эти шарашки могут успешно жить несколько лет, за счет старого интелелктуального капитала плюс хорошая кормежка - а потом быстро деградируют.
Edited 2014-03-31 00:46 (UTC)

[identity profile] friendlystrnger.livejournal.com 2014-03-31 12:58 am (UTC)(link)
"В тех же США, огромный воз социальных проблем и несправедливостей. В том числе есть и урезание финансирования науки и различные мракобесные на нее нападки."
И тем не менее уч0ные со всего мира едут работать именно туда... парадокс!

[identity profile] friendlystrnger.livejournal.com 2014-03-31 12:59 am (UTC)(link)
"чем больше свобод у отдельно взятой нации, тем быстрее она уходит со сцены."
Какая уже ушла?

[identity profile] friendlystrnger.livejournal.com 2014-03-31 01:02 am (UTC)(link)
вот [livejournal.com profile] don_beaver работает в наса, никаких заборов что-то не упоминает

[identity profile] friendlystrnger.livejournal.com 2014-03-31 01:04 am (UTC)(link)
>Хороший пример - Перельман.
Плохой пример, потому что он один единственный! А все остальные - работают в разъездах и кооперации.

[identity profile] friendlystrnger.livejournal.com 2014-03-31 01:09 am (UTC)(link)
imho, совершенно нормально испытывать больше чувств и эмоций к негативу у себя дома, чем у кого-то за тридевять земель, не находите?
И довольно инфантильно отказываться их обсуждать/решать, оправдываясь наличием негатива у кого-то еще :->

[identity profile] friendlystrnger.livejournal.com 2014-03-31 01:20 am (UTC)(link)
по-моему, чуть ли не Сахаров говорил, что благодаря добытой информации, бомбу сделали на 2 года быстрее

[identity profile] shaatom.livejournal.com 2014-03-31 01:28 am (UTC)(link)
Скан коленки пожалста в студию :)

[identity profile] valyam57.livejournal.com 2014-03-31 02:56 am (UTC)(link)
свобода, в общем-то, не панацея

Свобода - условие необходимое, но недостаточное. Но необходимое.

[identity profile] kontrproduktiv.livejournal.com 2014-03-31 03:00 am (UTC)(link)
Вы никогда не найдёте в Web of Science действительные результаты того, что они там делают. Равно как не найдёте там и результаты аналогичных заведений США, Франции и Китая. Уж больно специфический "продукт" они создают. И "фундаментального, для познания мира" люди, работающие в подобного рода заведениях сделали и продолжают делать немало, вот только Вы и те, кто не в системе, об этом узнаете не скоро. И слава богу.

[identity profile] askondrashov.livejournal.com 2014-03-31 03:20 am (UTC)(link)
"Специфические продукты" - это не наука, а создание ОМУ. Естественно, это все засекречено - и, возможно, в Сарове и вправду много чего в этой области достигли. Но фундаментальное познание мира - открытый процесс. Если научный результат не опубликован, его не существует. Какая мне радость, если Вася Иванов или Джон Браун изобрели новую теорию суперструн (или чем там занимаются физики - я биолог и не в теме), если про это никто не узнает?

[identity profile] e-1-off.livejournal.com 2014-03-31 03:43 am (UTC)(link)
И почему мне кажется, что люди, считающие атомную бомбу мудрым божим промыслом категорически с вами не согласятся?

[identity profile] sebbenth.livejournal.com 2014-03-31 03:50 am (UTC)(link)
Мне как раз казалось, что именно Перельман за границу ездил, его работа во многом не прошла незамеченной именно из-за американских контактов, так как родная академия его задвинула, а образ бессеребренника умалишённого у него возник тогда, когда он пребывал в депрессии из-за разочарования в математическом сообществе.

[identity profile] Василий Мельник (from livejournal.com) 2014-03-31 03:55 am (UTC)(link)
Мне интересно, входит ли в понятие "свободы мысли, совести, слова, передвижения" такие интересные вещи, как возможность банков показывать фиктивную прибыль за счет резервов? Или неконтролируемый приток малограмотной рабочей силы из центральной Азии?
А требование работодателя соблюдать оговоренные в трудовом договоре требования или же принятые на предприятии нормы, - относится ли это к "любым внешним ограничениям"?
Edited 2014-03-31 03:59 (UTC)

[identity profile] limachko.livejournal.com 2014-03-31 04:18 am (UTC)(link)
Это не негатив. Это "так везде".

[identity profile] pritkiy-kaban.livejournal.com 2014-03-31 05:51 am (UTC)(link)
А, ну если иметь в виду вариант Минпромторгу миллионы на оборонку, инженерам 20к рублей Наноуберхолдингу (тм) КАМАЗ бабла, ученым двойную пайку риса - то да, устроит многих. Особенно в Наноуберхолдинге (тм) :)

[identity profile] bvn-mai.livejournal.com 2014-03-31 05:53 am (UTC)(link)
А Вы знаете все о NACA? Вы сможете поведать миру об их успехах в области разработки хотя бы ионных двигателей?

Мой контрпример разрушает теорию sergepolar, который путает гражданскую свободу и способ организации научных исследований, в условиях конкурентной среды. Ваш частный контрпример - нет.. Извините, но на этом я закончу, мне нужно прикладывать крутую математику, которую приходится создавать на лету, к практическим задачам.

Page 7 of 14