macroevolution: (anomalocaris)
macroevolution ([personal profile] macroevolution) wrote2014-03-30 06:39 pm

Научный рай

А в конце февраля был я в закрытом городе Сарове. Там проходили т.н. "Харитоновские чтения" - большая школьная олимпиада, совмещенная с культурной программой в виде лекций по разным наукам. От биофака туда традиционно ездит несколько человек, а меня командировали в качестве лектора. Спасибо организаторам, организовано все было просто прекрасно.

Но я хотел сказать про другое: про атмосферу в этом городе. С одной стороны очень странную, с другой - поучительную.

Город окружен тремя рядами колючей проволоки, вспаханной полосой, причем охраняется все это посерьезнее, чем государственная граница. Еще бы: ведь это главный центр по разработке ядерного оружия, созданный вскоре после войны. Вход только по спецпропускам (для участников чтений, конечно, их выписали). Внутри - полное отсутствие каких бы то ни было приезжих, относительно высокие зарплаты и низкая преступность. Многие жители до сих пор "невыездные" в той или иной степени, т.е. поехать в отпуск за границу для них большая проблема. Кроме того, внутри зоны много религиозных святынь (там ведь жил известный православный святой Серафим Саровский). Местные рассказывают байку, как Патриарх посещал Саров и его спросили, не находит ли он неправильным, что в таких вот святых местах при коммунистах устроили центр по разработке атомной бомбы. И Патриарх ответил, что этого бы не случилось, если бы Господь не попустил, а значит, был в этом некий высший смысл: Советская Атомная Бомба спасла мир от новой войны и т.п. Воспринимается это как большая мудрость.

И неважно, что при строительстве объектов, связанных с производством оружия массового поражения, все эти христианские святыни безжалостно сносились, на них тогда вообще никто внимания не обращал и не думал о них, а то, что сохранилось - сохранилось чисто случайно. Зато теперь здесь царит некая удивительная душевная гармония. Местные жители примерно с одинаковым энтузиазмом поклоняются и религиозным святыням, и, например, возлагают цветы к памятникам великих физиков-ядерщиков - создателей Бомбы. Одни и те же люди. И действительно с одинаковым энтузиазмом. То и другое вызывает у них воодушевление и чувство гордости. Кстати, ядерным проектом руководил Л.П.Берия, которого здесь тоже в общем-то чтут. Культурная программа для лекторов включает посещения и Музея Атомной Бомбы, и всяких религиозных памятников с мощами святых и пр.



Символы г. Сарова: термоядерная бомба "Кузькина мать" мощностью 100 мегатонн (такую взорвали на Новой Земле в 1961) и святой Серафим Саровский.


Стабильность. Изоляция от окружающего мира со всеми его раздражающими факторами. Относительно высокий уровень жизни. Огромное уважение к науке. Патриотизм. Насыщенная духовно-религиозная жизнь. Целостное мироощущение. В некотором смысле это рай. В том числе для ученых.

Хотя, конечно, надо понимать, что на всю-то страну никогда не хватит ни высоких зарплат, ни колючей проволоки. Нет, тут я не прав. Проблему с колючей проволокой вполне можно решить, если дружно постараться.

Ограниченная свобода перемещения воспринимается как необходимая и очень небольшая плата за все эти плюсы. "Свобода" вообще не воспринимается как значимая ценность. Даже, например, при обсуждении освобождения крестьян в 1861 году подчеркивается прежде всего то обстоятельство, что крестьянам под помещиками жилось сытнее и спокойнее и безответственнее, и что крестьяне в большинстве своем вовсе не обрадовались освобождению.

Эти впечатления - из бесед с очень небольшим числом местных жителей, поэтому я не утверждаю, что там подобные настроения у всех. Но заставляет задуматься. Например, о том, до какого момента тем, кто протестует против реформы Академии Наук, по пути с теми, кто протестует против цензуры, нечестных выборов и политических репрессий. И еще о том, что нужно всегда стараться понять других, а не торопиться делить на своих и чужих, своих и врагов, хотя это так просто и приятно.

Лично мне совсем не хочется такого рая. Но я, наверное, в меньшинстве? А вы как думаете?

Важный апдейт: http://vojd-blog.livejournal.com/92481.html  

[identity profile] yohaha.livejournal.com 2014-04-02 06:49 am (UTC)(link)
Тут главный вопрос - кем признанными?

[personal profile] xs46bm52 2014-04-02 07:07 am (UTC)(link)
Я не знаю, как это объясняет она, но я знаю, как это объясняют либеральные христиане. Они просто считают Библию литературным произведением и, соответственно, все эти "факты" - художественным вымыслом.

[identity profile] sergm61.livejournal.com 2014-04-02 07:31 am (UTC)(link)
Разумеется.
Тот субъект, который определяет необходимость ограничения, тот и дает оценку свобода есть\нет.
Хорошее определение должно работать всегда. В данном случае, определение указывает на субъективность понимания области свободы и этим становится универсальным.
Заходите http://sergm.ucoz.ru/index/moj_slovarik/0-6

[identity profile] nikola-borisov.livejournal.com 2014-04-02 07:53 am (UTC)(link)
Это даже не Голливуд, а конспироложство, "а власти скрывают", и шапочка из фольги ;)

[identity profile] kontrproduktiv.livejournal.com 2014-04-02 08:47 am (UTC)(link)
Ну, что касается гамма-лазерных пистолетов и пушек, то тут дело не во фриках, а в отсутствии сопутствующих девайсов к ним. технологию самого оружия "фрики" благополучно разработали, дело за "батарейками" к нему. Вот с ними пока проблема. Так что гамма лазером можно (при желании) оснастить крейсер (правда, в ракетном исполнении он будет эффективнее), но в танк он не влазит. Не говоря уже о том, чтобы носить его в руках. :-)

[identity profile] nikola-borisov.livejournal.com 2014-04-02 08:54 am (UTC)(link)
И тем не менее даже на крейсерах и ракетах гамма-лазеров сейчас нету...

[identity profile] faber-scriptor.livejournal.com 2014-04-02 09:06 am (UTC)(link)
Почему же тогда бога они не считают "художественным вымыслом"?

[personal profile] xs46bm52 2014-04-02 09:32 am (UTC)(link)
Почему не считают? Считают! Более того, они считают художественным вымыслом всех богов, кроме того, в которого они верят! :)

[identity profile] kontrproduktiv.livejournal.com 2014-04-02 12:24 pm (UTC)(link)
По тому и нету, что старые добрые крылатые ракеты пока удобнее. Сейчас. Но это не значит, что технологий гамма-лазеров не существует. Они есть, лежат и ждут... когда и будут востребованы. В том и суть фундаментальной науки. Лежать и ждать своего часа.

[identity profile] kodak2004.livejournal.com 2014-04-02 01:30 pm (UTC)(link)
Это все понятно. Просто КЮ перестарался в рубке правды-матки :)

[identity profile] nikola-borisov.livejournal.com 2014-04-02 02:31 pm (UTC)(link)
Ох, у Вас какое-то консприроложство получается. Все открытые источники говорят, что "в кожухе" не работает ни один гамма-лазер (равно как ни один термоядерный реактор не производит энергии больше, чем потребляет из сети электропитания), а у Вас получается, что "власти скрывают".
Edited 2014-04-02 20:05 (UTC)

[identity profile] silentpom.livejournal.com 2014-04-02 03:53 pm (UTC)(link)
я понимаю слова "правосудие", "законность". вот слова "социальная справделивость" - не понимаю. но вообще американцы постоянно по всякой ерунде митингуют.

[identity profile] faber-scriptor.livejournal.com 2014-04-02 06:09 pm (UTC)(link)
вот и не понятно с чего такая избирательность.

[identity profile] kontrproduktiv.livejournal.com 2014-04-03 02:18 am (UTC)(link)
Да нет не настолько. Я не готов утверждать конкретно по гамма-лазерам ибо конкретной информацией не владею, да и не физик я вовсе. Я о другом, а именно о том, что тот факт, что чтото ещё технически не создано в металле ничего не говорит о том, что техналогий не существует и уж точно ни в коей мере не свидетельствует о том, что над ними не ведётся работы. Разумеется. в столь чувствительной сфере как технологии двойного назначения, информация об "успехах" разработки дадеко не сразу становится достоянием открытых источников.

[identity profile] nikola-borisov.livejournal.com 2014-04-03 08:23 am (UTC)(link)
\\\что над ними не ведётся работы.\\\

Над термоядерными реакторами работы ведутся вот уже шестьдесят лет, не прекращаются они и до сих пор. Только вот термоядерные реакторы до сих пор энергетически убыточны. Заметьте, не экономически невыгодны в настоящих условиях, и именно производят энергии меньше, чем потребляют из сети. Если бы они были только экономически нецелесообразны при нынешних условиях, как например, реакторы на быстрых нейтронах, которые исправно работают уже полвека -- другое дело. Быстрых реакторов мало -- но это вполне работающие и полезные девайсы. А вот энергетически полезных термоядерных реакторов -- до сих пор нету. Причем термоядерные реакторы -- это сугубо гражданская технология, которую с водородной бомбой объединяет только способ извлечения энергии. И заманчивость термоядерной энергетики велика. И занятых этой проблемой куда больше, чем занятых гамма-лазерами. И денег на это дают не в пример больше. А успехов нет десятилетиями! Что де касается гамма-лазеров -- то они, разумется, так и просятся для оружия. Но из того, что я знаю о гамма-лазерах -- я делаю вывод, что пока их, как и термоядерные реакторы, в кожухе создать именно что не смогли (а не могли, но не захотели), и что готовых гамма-лазеров, которые хоть завтра можно ставить на крейсера и ракеты -- нет.

[identity profile] metarattus.livejournal.com 2014-04-04 03:47 am (UTC)(link)
>Нет. Приведите цитату, откуда Вы сделали такой вывод.
>Хороший пример - Перельман.
У Вас есть данные когда, сколько и где конференций он за свою жизнь посетил?

>На всякий случай напоминаю, что речь идет об оборонных технологиях
П. занимался оборонными технологиями?
И Мы думал тут о науке речь, а не о технологиях...

>И если там нужны ученые
Давно уже не нужны. Только Великие Инженерио.

На самом деле для науки - для настоящей фундаментальной науки, а не узкоприкладного инженерства нужны и конференции и свинпозиумы и съезды - это отмечают все сколь-нибудь приличные ученые.

[identity profile] error-lapsus.livejournal.com 2014-04-04 04:03 pm (UTC)(link)
Я, честно говоря, полагаю, что решающими были обстоятельства по эту сторону железного занавеса - стремление коррумпированной части партийно-государственной верхушки конвертировать имеющуюся власть в собственность... да, в общем, и в куда более социально безответственную власть.

Состояние умов и издержки идеологического климата тут больше сыграли в смысле пассивности населения в моменты ключевых событий и в том, что его активные группы велись на весьма малоосмысленные "приманки" и "разоблачения".

[identity profile] error-lapsus.livejournal.com 2014-04-04 04:10 pm (UTC)(link)
А при чём тут поиски виновного? Виновных-то много, только вина у каждого разная. Мне вот как раз показалось, что "свободолюбивая общественность" своей-то вины что в нынешнем положении, что в предыдущем этапе (который нынешнее положение, вообще-то, напрямую и породил) и не видит.

[identity profile] error-lapsus.livejournal.com 2014-04-04 04:14 pm (UTC)(link)
Всего не понимают. А вот касательно "свободолюбивой общественности" (той её части, что реально влияет/влияла на события и/или представлена в СМИ) понимают как раз вполне правильно. Так как на собственной шкуре её "свободолюбие" испытали. И даже ещё значительно мягче к ней относятся, чем она того заслуживает.

[identity profile] zveriozha.livejournal.com 2014-04-04 05:44 pm (UTC)(link)
Это вы про 150 корешей Путина -- долларовых-миллиардеров российских? :)

[identity profile] andrew lobanov (from livejournal.com) 2014-04-04 10:21 pm (UTC)(link)
А как там с креационизмом, буквальностью шестоднева и прочей энтеонутостью головного мозга? Анафеме во время лекций не предали?

[identity profile] macroevolution.livejournal.com 2014-04-05 09:23 am (UTC)(link)
Нет, ну что вы. У науке полное уважение. Моя лекция "Экспериментальное изучение эволюции" прошла на ура.

[identity profile] macroevolution.livejournal.com 2014-04-05 09:24 am (UTC)(link)
Уже прочли и откомментировали. Самый важный комментарий здесь: http://vojd-blog.livejournal.com/92481.html

Саровская Модель

[identity profile] livejournal.livejournal.com 2014-04-05 12:06 pm (UTC)(link)
Пользователь [livejournal.com profile] vaspono сослался на вашу запись в записи «Саровская Модель (http://vaspono.livejournal.com/1763608.html)» в контексте: [...] плюсы. "Свобода" вообще не воспринимается как значимая ценность." Оригинал взят у в Научный рай [...]

[identity profile] aero-web-krsk.livejournal.com 2014-04-26 11:42 am (UTC)(link)
Небольшая ошибка в подписи к фото Царь-бомбы: ее мощность не превышала 58 мегатонн. Расчетная мощность составляла 100 мегатонн, но ее специально уполовинили.

Page 13 of 14