macroevolution: (anomalocaris)
macroevolution ([personal profile] macroevolution) wrote2013-11-01 07:24 pm

Интересный пример эволюции когнитивных способностей?

Меня недавно спросили, насколько это правдоподобно, что у евреев диаспоры в силу особенностей их образа жизни и социальной ниши шел отбор на интеллект, и могло ли это привести к росту частоты встречаемости каких-то аллелей, способствующих обучаемости, математическим способностям и т.п.

В поисках ответа я полез в Google Scholar и наткнулся на любопытную статью: Cochran et al., 2006 (есть pdf в открытом доступе )

Авторы - три антрополога из Университета Юты (США). Поскольку текст в открытом доступе, я не буду вдаваться в подробности и перескажу совсем кратко.

1. Во многих работах показано, что евреи-ашкеназы (но не другие группы евреев) имеют более высокие средние показатели IQ, чем другие человеческие популяции. Напр., если у североевропейцев средний IQ=100, то у живущих там же евреев в разных исследованиях получается где-то 107 - 116 (примерно на одно стандартное отклонение больше). В статье много ссылок на конкретные исследования, кому это интересно - посмотрите там. Вроде бы в самых недавних исследованиях разрыв получается меньше (?результат размывания репродуктивного барьера?) Причем преимущество у ашкеназов наблюдается не по всем типам задач в тестах на IQ, а только по вербальным и математическим (по пространственно-визуальным задачам у евреев результаты не лучше, чем у среднего европейца). У евреев испанского происхождения (сефардов) и восточных евреев (мизрахим) IQ такие же, как у окружающих народов (так что дело не в традициях грамотности и не в штудировании торы). Можно сколько угодно говорить, что IQ - плохой показатель интеллекта, на здоровье, пусть это не показатель интеллекта, но IQ реально позволяет предсказывать академическую успеваемость и успешность в освоении определенных интеллектуально-емких профессий, а в данном случае больше ничего и не нужно от данного показателя.

2. Наследуемость IQ высока, где-то в районе 0,7 - 0,8 для взрослых (у детей наследуемость IQ меньше - это обычная картина для количественных мультигенных признаков: пока организм растет, на него сильно может влиять среда, обучение, а с возрастом, увы, всё подравнивается под гены). Напомню, что наследуемость - это, говоря упрощенно, доля изменчивости по признаку, определяемая генами, а не средой. Речь идет только об изменчивости (будь у всех людей одинаковый IQ, сама постановка вопроса о наследуемости этого признака была бы бессмысленной).

3. При такой высокой наследуемости признак (т.е. в данном случае IQ) должен быть весьма чувствителен к отбору. Т.е. если в течение нескольких поколений обладатели более высокого IQ будут оставлять чуть больше потомков, чем представители той же популяции с более низким IQ, то среднепопуляционное IQ должно заметно вырасти. Поднять среднепопуляционное IQ на 10-15 пунктов за 800 лет - вполне реально, единственное, что для этого нужно, это репродуктивное преимущество особей с высоким IQ.

4. Репродуктивное преимущество особей с высоким IQ, по мнению авторов, имело место у евреев-ашкенази в Средние века (точнее, примерно с 9 века до 18-го), потому что, судя по историческим источникам, в это время ашкенази занимали уникальную социальную нишу: это единственная известная человеческая популяция, в которой большинство трудоспособного населения занималось делами, требующими высокого IQ (сначала они были чаще всего купцами-дальнобойщиками, потом ростовщиками, финансистами, управляющими поместий и т.п. - и этим занималось большинство людей в популяции). У сефардов и восточных евреев такого не было, там большинство населения занималось ремеслами. А после 18 века это кончилось и у ашкенази.

5. За исключением последней пары веков (когда начался демографический переход) репродуктивный успех людей в общем и целом достаточно хорошо коррелировал с их экономическим успехом (богатые оставляли больше потомства, чем бедные). Репродуктивная изоляция у европейских евреев была довольно полная (лишь 0,5% чужих генов попадало в генофонд за поколение). Поэтому отбор на IQ у ашкенази вполне мог иметь место и мог быть эффективным. Что касается других европейцев, то у них был куда более широкий выбор способов повысить свой репродуктивный успех (а крестьянам и рыцарям для репродуктивного успеха IQ не так важен, как ростовщикам или купцам).

6. Однако же "бесплатные" (не имеющие вредных побочных эффектов) мутации, повышающие IQ, должны быть большой редкостью и они все (ну или почти все) давно уже зафиксировались у всех людей (ну, с этим можно поспорить, как и со многим другим, но ладно, я просто пересказываю). Сильный отбор на IQ у ашкенази мог привести к распространению мутаций, повышающих IQ "дорогой ценой", т.е. с вредными побочными эффектами. Например, такие мутации, которые у гетерозигот повышают IQ, а у гомозигот - вызывают какие-то ужасные болезни.

7. Хорошо известно, что у ашкенази имеется целый букет т.н. "еврейских болезней" - наследственных заболеваний, в основном рецессивных, частота которых резко повышена именно в этой популяции. Обычно это связывают с бутылочными горлышками численности и генетическим дрейфом. Но удивительно, что эти вредные мутации не рассеяны по геному абы как (что было бы логично ожидать, если бы дело было в дрейфе), а четко сгруппированы по функциональным кластерам (что очень трудно объяснить дрейфом). Например, есть кластер еврейских болезней, связанных с нарушением обмена сфинголипидов (болезнь Гоше, Ниманна-Пика, Тея-Сакса и др.). Это вещества, играющие важную роль в работе нейронов. Некоторые из них стимулируют рост аксонов и дендритов (что м. б. связано с обучаемостью). При перечисленных болезнях эти вещества накапливаются в клетках в слишком больших количествах.

8. Авторы предполагают, что многие из этих болезней (они перечисляют более 20 конкретных аллелей) распространились в популяции центрально- и восточноевропейских евреев под действием отбора на IQ. Они приводят результаты статистических тестов, опровергающих гипотезу "бутылочного горлышка". Если гипотеза авторов (об отборе на IQ) верна, то эти аллели, вызывающие болезни у гомозигот, должны повышать IQ у гетерозигот. Ну а если болезнь несмертельная, то и у гомозигот может оказаться повышенный IQ.

9. Так ли это? Покажут дальнейшие исследования. А пока авторы собрали данные по больным болезнью Гоше (она единственная несмертельная из перечисленных сфинголипидных нарушений). Таких больных в Израиле 300 с чем-то. И оказалось, что среди них резко повышен процент людей с "интеллектуальными" профессиями. Например, в случайной выборке из 300 израильских ашкенази должно быть в среднем примерно полтора физика, но среди 300 больных болезнью Гоше физиков оказалось более 20 (цифры даю по памяти, можете уточнить по статье).

Это очень неполный пересказ, в статье аргументация и фактическая база более полная, конечно.
Гипотеза красивая, если она подтвердится, это будет просто шикарный пример эволюции человека в историческое время, причем эволюции, ведомой культурно-социально-поведенческими факторами - эффект Болдуина во всей красе.

Но не фричество ли всё это? Я попытался на скорую руку проверить, не опроверг ли уже кто-нибудь эту статью 2006 года, и не относятся ли к ней, как к маргинальной. Литературы там много, всю смотреть нет времени. Я посмотрел наугад три работы, ссылающиеся на данную статью. Похоже, не опровергли. И не относятся как к маргинальной.

В 2007 году проверили, действительно ли у ашкенази в Израиле IQ выше, чем у сефардов и мизрахим. Ответ: да, на 14 пунктов (что соответствует предсказаниям): ссылка

В 2010 году на статью ссылаются в PNAS, пересказывают ее содержание и позиционируют как интересный (хотя и гипотетический) пример эволюции: ссылка

В 2012 выходит статья, где идеи авторов развиваются и переносятся на французских канадцев (восточный Квебек), где тоже часто встречаются некоторые из "еврейских" болезней и где тоже предположительно шел отбор на высокий IQ: ссылка

Напомню, это случайная выборка публикаций, там их гораздо больше. Но ясно, что работу Кокрана и др., 2006 пока не опровергли, и ее не рассматривают как какой-то маргинальный курьез, а как вполне себе правдоподобную гипотезу.

[identity profile] vincentfischer.livejournal.com 2013-11-01 03:29 pm (UTC)(link)
> примерно на одно стандартное отклонение больше
дальше можно не читать, ждём новых исследований

[identity profile] zloradskij.livejournal.com 2013-11-01 03:32 pm (UTC)(link)
сразу видно, не ашкенази.

[identity profile] viktor-ch.livejournal.com 2013-11-01 03:34 pm (UTC)(link)
:))

[identity profile] macroevolution.livejournal.com 2013-11-01 03:35 pm (UTC)(link)
Поясните?

[identity profile] cema.livejournal.com 2013-11-01 03:36 pm (UTC)(link)
Да, любопытно. Я читал более позднюю статью на сходную тему, но, не будучи специалистом, определить достоверность ("фричество") не смог. Спасибо!

[identity profile] v-i-n.livejournal.com 2013-11-01 03:38 pm (UTC)(link)
Я слышала другое, еврейское народное: Нет никого глупее глупого еврея.

На практике этот курьёз всё время подтверждается... :)

[identity profile] zloradskij.livejournal.com 2013-11-01 03:39 pm (UTC)(link)
:))

[identity profile] vincentfischer.livejournal.com 2013-11-01 03:41 pm (UTC)(link)
пояснить, какая вероятность у случайного отклонения в одну сигму при гипотезе "эффекта нет"? или вы под "стандартным отклонением" какую-то хитрую ошибку понимаете, которая в вероятность по-другому пересчитывается?

[identity profile] tinmonument.livejournal.com 2013-11-01 03:41 pm (UTC)(link)
Очень интересно! Не знал, что повышенный IQ относится только к ашкеназам (кстати, почему "ашкеназим"? кажется, по-русски "ашкеназы" или "ашкенази"). И ведь должно же это как-то объясняться. Выглядит вполне правдоподобно.

[identity profile] macroevolution.livejournal.com 2013-11-01 03:42 pm (UTC)(link)
Тоже логично: если накопились мутации такого сорта, грубо меняющие метаболизм сфинголипидов и т.п., то некоторые их особые комбинации должны давать и такой эффект :)

[identity profile] stoshagownozad.livejournal.com 2013-11-01 03:45 pm (UTC)(link)
на ивирте это множественное число: "ашкеназим" :) по-русски таки да, "ашкеназы" :)))

[identity profile] numer140466.livejournal.com 2013-11-01 03:46 pm (UTC)(link)
Вот только меня смущает, а отбор-то на интеллект он вообще был? Помнится зависимость многодетности от интеллекта считается обратной.

(frozen comment)

[identity profile] dims12.livejournal.com 2013-11-01 03:51 pm (UTC)(link)
> Напр., если у североевропейцев средний IQ=100, то у живущих там же евреев в разных исследованиях получается где-то 107 - 116

Как определялась принадлежность к евреям? Было ли тестирование двойным слепым?

> Вроде бы в самых недавних исследованиях разрыв получается меньше (?результат размывания репродуктивного барьера?)

Или результат пробуждения совести?

> Наследуемость IQ высока, где-то в районе 0,7 - 0,8 для взрослых

При проверке наследуемости, естественно, брались дети, которые были разлучены с родителями сразу после рождения и воспитывались у неродных опекунов? Или нет?

> Поднять среднепопуляционное IQ на 10-15 пунктов за 800 лет - вполне реально

Но только не отбором, а селекцией (без мутаций).

> Сильный отбор на IQ у ашкенази мог привести к распространению мутаций, повышающих IQ "дорогой ценой", т.е. с вредными побочными эффектами.

Причём эти побочные эффекты по вредности не должны превышать полезность повышения IQ на 10 пунктов.

> (болезнь Гоше, Ниманна-Пика, Тея-Сакса и др.)

Я прочитал про эти болезни -- и ни за что не поверю, что они для купца или ростовщика полезней, чем небольшое повышение IQ. Например, при болезни Гоше повышается ломкость костей, снижается выносливость, увеличивается вероятность смерти в младенческом возрасте. То есть, предполагается, что владелец IQ 110 компенсирует эти недостатки с лихвой? Весьма неправдоподобно.

Гораздо больше похоже, что отбор в замкнутой популяции был ослаблен, что и привело к возникновению наследственных болезней.

> Это вещества, играющие важную роль в работе нейронов. Некоторые из них стимулируют рост аксонов и дендритов (что м. б. связано с обучаемостью).

Так доказано, что у ашкеназим больше аксонов и/или дендритов?

> Гипотеза красивая, если она подтвердится, это будет просто шикарный пример эволюции человека в историческое время...Но не фричество ли всё это?

При всём уважении, гипотеза очень некрасивая и даже уродливая. В общем-то, это обычный расизм, а никакое не фричество. Не более красиво, чем сказки об арийцах или гордых чеченцах.

Update

[identity profile] livejournal.livejournal.com 2013-11-01 03:51 pm (UTC)(link)
Пользователь [livejournal.com profile] roman_kr сослался на вашу запись в записи «Update (http://roman-kr.livejournal.com/740745.html)» в контексте: [...] з, а как вполне себе правдоподобную гипотезу. http://macroevolution.livejournal.com/141838.html [...]

[identity profile] zloradskij.livejournal.com 2013-11-01 03:51 pm (UTC)(link)
Ваш комментарий оч. подрывал бы мою веру в человечество. Eсли бы я в него еще верил.

[identity profile] pricklet.livejournal.com 2013-11-01 03:53 pm (UTC)(link)
Как бы тактичнее задать вопрос?

"Меня недавно спросили..." А кто спросил?

На дня у кого-то из блоггеров читала, что Лауреат Нобелевской премии (американец) был изгнан из своего института за то, что опубликовал статью о том, что афроамериканцы имеют более низкий IQ, чем американцы евреи-ашкенази......

Вот почему мы, евреи-ашкеназы, такие умные

[identity profile] livejournal.livejournal.com 2013-11-01 03:54 pm (UTC)(link)
Пользователь [livejournal.com profile] achernitsky сослался на вашу запись в записи «Вот почему мы, евреи-ашкеназы, такие умные (http://achernitsky.livejournal.com/130731.html)» в контексте: [...] Оригинал взят у в Интересный пример эволюции когнитивных способностей? [...]

[identity profile] laier.livejournal.com 2013-11-01 03:55 pm (UTC)(link)
Ну да, как правильно заметили выше "-им" окончание множественного числа в иврите.

Ашкеназ - ашкеназим, банк - банким, и так далее.

[identity profile] macroevolution.livejournal.com 2013-11-01 03:57 pm (UTC)(link)
В статье сказано вот что: Ashkenazi Jews... score 0.75 to 1.0 standard deviations above the general European
average, corresponding to an IQ 112-115. This has been seen in many studies (Backman, 1972; Levinson, 1959; Romanoff, 1976), although a recent review concludes that the advantage is slightly less, only half a standard deviation Lynn (2004).

[identity profile] laier.livejournal.com 2013-11-01 03:57 pm (UTC)(link)
В современном обществе, или в средневековом?

[identity profile] macroevolution.livejournal.com 2013-11-01 03:59 pm (UTC)(link)
Авторы пишут, что сильный отбор на интеллект - это уникальная особенность именно этой популяции и только в этот период (с 9 по 18 век). А в наши дни да - обратная зависимость.

[identity profile] set-o-lopata.livejournal.com 2013-11-01 03:59 pm (UTC)(link)
То есть вы сочли бы эффект значимым только при отклонении в пять сигм? Поверьте, если бы у какого-то народа средний IQ был бы 180, это бы заметили раньше.

[identity profile] tinmonument.livejournal.com 2013-11-01 04:01 pm (UTC)(link)
Ну ведь пост же не на иврите. Поэтому я и придираюсь.

(frozen comment)

[identity profile] zloradskij.livejournal.com 2013-11-01 04:01 pm (UTC)(link)
Согласен. Т.н. "расовое интеллектуальное превосходство" евреев элементарно объясняется просто тем, что они в детстве лучше питаются и получают лучшее образование (за счет других наций).

[identity profile] macroevolution.livejournal.com 2013-11-01 04:03 pm (UTC)(link)
Т.е. даже поднимать вопросы о межпопуляционных различиях у людей нельзя?
Но тем не менее подобные статьи публикуются в уважаемых журналах.

Page 1 of 26