macroevolution: (anomalocaris)
macroevolution ([personal profile] macroevolution) wrote2013-06-07 03:46 pm

Критика книги Д.А.Жукова "Биология поведения"

Коллеги написали критический текст по поводу главы из книги Жукова, которая выложена в "Книжном клубе" на сайте "Элементы" (выложена, кстати, именно для обсуждения и ознакомления, а не в целях рекламы - в этом идея "Книжного клуба"). По-моему, в целом у книги Жукова гораздо больше достоинств, чем недостатков. Но и придраться есть к чему, безусловно. Можно обсудить. Особый интерес этой ситуации придает то обстоятельство. что обновленная версия этой книги, готовящаяся к печати, только что была включена в длинный список премии "Просветитель". (Жуков Дмитрий Анатольевич, «Стой, кто ведет? Биология поведения человека и других зверей» (Рукопись), М.: Альпина нон-фикшн, 2013).
Говорят, что из этой версии как раз были стараниями редакции удалены такие вот недостаточно обоснованные утверждения, за которые Жукова и критикуют уважаемые  [livejournal.com profile] anna_frid и  [livejournal.com profile] marie_lo.
Ах да, чуть не забыл. Комментарии, содержащие элементы ненависти, агрессивной ксенофобии и т.п., будут удалятся, а их авторы - лишены возможности комментировать в этом журнале. Спасибо за понимание.

Оригинал взят у [livejournal.com profile] anna_frid в post
Мы с [livejournal.com profile] marie_lo - плюс примкнувшая компания добровольцев, спасибо им - тут развлеклись написанием писем в редакцию. Точнее, одного письма на "Элементы". Поскольку поводов удалять выложенный текст редакция не нашла, предложив написать комментарий к статье, мы считаем уместным выложить текст письма на всеобщее обозрение.
Дублирую его здесь.

===
Уважаемая редакция,

На Элементах уже некоторое время выложена глава "Половые различия" из книги Д. А. Жукова "Биология поведения". Не оспаривая общую квалификацию Д.А. Жукова как биолога, мы утверждаем, что текст именно этой главы книги не соответствует научным стандартам и является фактически пропагандой консервативных женоненавистнических убеждений автора, отстаивающего их вопреки существующим бесспорным данным и опускающегося до откровенных передергиваний.

Приведем несколько примеров.
Так, автор оправдывает запрет женщинам на профессии, например, водителя автобуса или машиниста тепловоза неспособностью женщин к принятию решений в стрессовой ситуации - якобы "женщины-водители значительно чаще, чем мужчины, создают аварийные ситуации". Здесь стоит напомнить сразу несколько фактов.

Во-первых, утверждение о большем количестве и большей опасности аварий, спровоцированных женщинами, просто неверно: например, согласно статистике Insurance Institute for Highway Safety, количество нарушений, совершаемых мужчинами, превышает количество нарушений, совершенных женщинами в 1,53/3,41 раза (в зависимости от типа нарушения). Аварии со смертельным исходом также чаще случаются у водителей-мужчин во всех возрастных группах (http://www.statisticbrain.com/male-and-female-driving-statistics/). Если автор оперирует другой, неизвестной нам, статистикой, то в тексте учебника не представлена ни она, ни ссылки на нее. По-видимому, автор попал в ловушку мифомании, когда человек настолько верен своим убеждениям, что не перепроверяет информацию.

Во-вторых, женщины-водители автобусов появляются и в России, а в странах Европы представляют собой совершенно привычную картину, и ни к какому повышению аварийности это не ведет.

В-третьих, традиционные запреты на профессии для женщин в последнюю очередь продиктованы целесообразностью, а в первую - сохранением статус-кво. В то же время попытки научно обосновать существующий порядок вещей предпринимались всегда. И сейчас некоторые современные авторы выступают достойными наследниками ученых-рабовладельцев XIX-го века, объявлявших склонность рабов к побегу болезнью драпетоманией. Кстати, напомним, что в том же XIX-м веке столь же "научно" обосновывалась неспособность женщин, например, к научной или медицинской деятельности - а сейчас даже Д. А. Жуков уверенно (и, кстати, тоже без статистических на то оснований) говорит о женщинах как о лучших диагностах.

К тому же разряду заведомых передергиваний и подгонки под ответ относится обсуждение неудачного космического полета Валентины Терешковой. Автор намеренно игнорирует множество позднейших успешных полетов женщин-космонавтов и астронавтов и делает вывод о неспособности женщин к этой работе на основании выборки из одного человека. Если следовать такому же «научному методу», то можно сделать вывод о неспособности мужчин к профессии летчика на основании любой авиакатастрофы, вызванной серией ошибок и рискованного поведения пилотов-мужчин. Заметим, что примеров таких катастроф немедленно находится существенно больше одного. К примеру, в относительно недавней истории с крушением истребителя Су-27 генерал К.Боташев, по данным следствия, не пройдя подготовки и не имея соответствующего допуска к полету, взял управление самолетом на себя и начал выполнять незапланированные полетным заданием фигуры высшего пилотажа (см.http://radiovesti.ru/articles/2012-12-29/fm/77866). Разве из этого эпизода следует вывод, что в кабину пилота нельзя допускать мужчин, военных или носителей фамилии на букву Б?

Наконец, прямым оскорблением женщин является одобрительное цитирование ("обе рекомендации справедливы") "народной мудрости" в духе "послушай женщину и поступи наоборот".

Отдельно стоит отметить низкий уровень раздела о гомосексуальности, которую автор регулярно именует устаревшим, некорректным и оскорбительным термином "гомосексуализм". Как признает сам Д. А. Жуков в одном из интервью, раздел написан без должного изучения темы ("за один день написал все, что я знаю о гомосексуалистах"). Неудивительно поэтому, что раздел практически полностью состоит из утверждений как минимум непроверенных и не обоснованных; напротив, существующие данные о, например, не большем среднего проценте геев и лесбиянок среди детей, воспитанных в гомосексуальных семьях, автором полностью игнорируются. Существуют также исследования на тему того, что наличие гомосексуальных мужчин дает популяции эволюционное преимущество – матери и тетки таких людей по материнской линии рожают больше детей и сами более здоровы, - но и эту информацию автор не рассматривает в своей книге. Практика замалчивания «невыгодных» современных гипотез и исследований на тему соревнований полов, гендера, сексуальной ориентации, к сожалению, распространена у нас в стране, и данная книга не является исключением.

Таким образом, мы утверждаем, что выложенный на Элементах текст содержит ряд ненаучных и оскорбительных заявлений, а его наличие на сайте портит репутацию сайта, ориентированного на популяризацию науки, а не средневековых предрассудков.




Update (от [livejournal.com profile] marie_lo)
Я вижу у комментаторов прискорбную тенденцию - привязаться к претензии "гомосексуальность/гомосексуализм" и за этим уже не видеть всего остального.
Если бы это был единственный недочёт главы то, конечно же, для написания письма в редакцию этого было бы недостаточно. Но, увы, подобная терминологическая небрежность, скорее всего, является для автора продолжением не вполне научного подхода к вопросу, который он взялся освещать в "учебнике", поэтому прежде чем писать очередной комментарий в духе "а чем гомосексуализм-то не угодил?!!... о, проклятая политкорректность!!!"прочтите, пожалуйста, что именно автор пишет о гомосексуалах и чем он подкрепляет свои утверждения.
И ещё Википедию.

[identity profile] marie-lo.livejournal.com 2013-06-07 03:02 pm (UTC)(link)
"феминистически-белоленточный костёр", ога. Термин не мой, термин придумал кто-то из окружения Жукова тут: http://vk.com/wall13965807_106

[identity profile] marie-lo.livejournal.com 2013-06-07 03:03 pm (UTC)(link)
Александр, большое Вам спасибо за перепост!

[identity profile] marie-lo.livejournal.com 2013-06-07 03:04 pm (UTC)(link)
а почему эта цитата у Вас три раза (если Вас не затруднит прокомментировать)?

[identity profile] marie-lo.livejournal.com 2013-06-07 03:07 pm (UTC)(link)
для начала - там мешанина из терминов. "Гомосексуализм" и "гомосексуальность" употребляемые более-менее равноправно. Ну и потом вики в помощь - «Гомосексуальность» и «гомосексуализм», там достаточно понятно написано.

[identity profile] a-rodionova.livejournal.com 2013-06-07 03:09 pm (UTC)(link)
гуигнгнамы и еху - это факты или домысел?
Не всякий учёный теперь может так хорошо сформулировать видовое поведение хомо сапиенса

"Правда, он слышал от некоторых любознательных гуигнгнмов, что в
большинстве стад еху бывают своего рода правители (подобно тому как в наших
парках стада оленей имеют обыкновенно своих вожаков), которые всегда
являются самыми безобразными и злобными во всем стаде. У каждого такого
вожака бывает обыкновенно фаворит, имеющий чрезвычайное с ним сходство,
обязанность которого заключается в том, что он лижет ноги и задницу своего
господина и поставляет самок в его логовище; в благодарность за это его
время от времени награждают куском ослиного мяса. Этого фаворита ненавидит
все стадо, и потому для безопасности он всегда держится возле своего
господина. Обыкновенно он остается у власти до тех пор, пока не найдется еще худшего; и едва только он получает отставку, как все еху этой области, молодые и старые, самцы и самки, во главе с его преемником, плотно обступают его и обдают с головы до ног своими испражнениями. Насколько все это приложимо к нашим дворам, фаворитам и министрам, хозяин предложил определить мне самому.
Я не осмелился возразить что-нибудь на эту злобную инсинуацию,
ставившую человеческий разум ниже чутья любой охотничьей собаки, которая обладает достаточной сообразительностью, чтобы различить лай наиболее опытного кобеля в своре и следовать за ним, никогда при этом не ошибаясь.
Хозяин мой заметил мне, что у еху есть еще несколько замечательных
особенностей, о которых я или не упомянул вовсе в своих рассказах о
человеческой породе, или коснулся их только вскользь.
У этих животных, продолжал он, как и у прочих зверей, самки общие; но
особенностью их является то, что самка еху подпускает к себе самца даже во время беременности и что самцы ссорятся и дерутся с самками так же свирепо, как и друг с другом. Оба эти обыкновения свидетельствуют о таком гнусном озверении, до какого никогда не доходило ни одно одушевленное существо."

[identity profile] marie-lo.livejournal.com 2013-06-07 03:10 pm (UTC)(link)
собственно, если какой-либо труд позиционируется как "учебник" (или хотя бы "книга в жанре учебника") - желательно всё же избегать в нём спорных утверждений или подкреплять их научными аргументами более современными, чем Плутарх.

[identity profile] bik-top.livejournal.com 2013-06-07 03:10 pm (UTC)(link)
> Эмма Нётер

Эмми.

[identity profile] prijutme4ty.livejournal.com 2013-06-07 03:11 pm (UTC)(link)
Согласен.
timur_nechaev77: (Азъ)

[personal profile] timur_nechaev77 2013-06-07 03:15 pm (UTC)(link)
связь между умом и способностью играть в шахматы весьма условна :)
========================
Это точно, если под умом понимать не только умение играть в шахматы

P.S. А что, чернокожие гроссмейстеры таки есть в топ 1000?
=========================
Не слышал о таких вообще. По-моему среди чернокожих нет ни одного гросса.
Edited 2013-06-07 15:18 (UTC)

[identity profile] a-rodionova.livejournal.com 2013-06-07 03:17 pm (UTC)(link)
..."Далее его милость сказал, что ему часто случалось наблюдать, как самка
еху, желая поглазеть на проходящих молодых самцов, прячется за бугорок или
за куст, откуда по временам выглядывает со смешными жестами и гримасами;
было подмечено, что в такие минуты от нее распространяется весьма неприятный
запах. Если некоторые из самцов подходят ближе, она медленно удаляется,
поминутно оглядываясь, затем в притворном страхе убегает в удобное место,
прекрасно зная, что самец последует туда за ней.
Если в стадо забегает чужая самка, то три или четыре представительницы
ее пола окружают ее, таращат на нее глаза, что-то лепечут, скалят зубы, все
ее обнюхивают и отворачиваются с жестами презрения и отвращения.
Быть может, мой хозяин немного пересолил в этих выводах из собственных
наблюдений или из рассказов, слышанных от других; однако я не мог не прийти
к несколько курьезному и очень прискорбному заключению, что зачатки
разврата, кокетства, придирчивости и злословия прирождены всему женскому
полу.
Я все ожидал услышать от моего хозяина обвинение еху в
противоестественных наклонностях, которые так распространены у нас среди
обоих полов. Однако природа, по-видимому, малоопытный наставник в этих
утонченных наслаждениях, и они целиком порождены искусством и разумом на
нашей части земного шара."..."Жена и дети встретили меня с большим удивлением и радостью, так как они
давно считали меня погибшим; но я должен откровенно сознаться, что вид их
наполнил меня только ненавистью, отвращением и презрением, особенно когда я
подумал о близкой связи, существовавшей между нами. Ибо хотя со времени
моего злополучного изгнания из страны гуигнгнмов я принудил себя выносить
вид еху и иметь общение с доном Педро де Мендес, все же моя память и
воображение были постоянно наполнены добродетелями и идеями возвышенных
гуигнгнмов. И мысль, что благодаря соединению с одной из самок еху я стал
отцом еще нескольких этих животных, наполняла меня величайшим стыдом,
смущением и отвращением.
Как только я вошел в дом, жена заключила меня в объятия и поцеловала
меня; за эти годы я настолько отвык от прикосновения этого гнусного
животного, что не выдержал и упал в обморок, продолжавшийся больше часу.
Когда я пишу эти строки, прошло уже пять лет со времени моего возвращения в
Англию[158]. В течение первого года я не мог выносить вида моей жены и
детей; даже их запах был для меня нестерпим; тем более я не в силах был
садиться с ними за стол в одной комнате. И до сих пор они не смеют
прикасаться к моему хлебу или пить из моей чашки, до сих пор я не могу
позволить им брать меня за руку. Первые же свободные деньги я истратил на
покупку двух жеребцов, которых держу в прекрасной конюшне; после них моим
наибольшим любимцем является конюх, так как запах, который он приносит из
конюшни, действует на меня самым оживляющим образом. Лошади достаточно
хорошо понимают меня; я разговариваю с ними, по крайней мере, четыре часа
ежедневно. Они не знают, что такое узда или седло, очень ко мне привязаны и
дружны между собою."


[identity profile] a-rodionova.livejournal.com 2013-06-07 03:18 pm (UTC)(link)
"Затем мне приходится пожалеть о собственной большой оплошности,
выразившейся в том, что я поддался просьбам и неосновательным доводам как
вашим, так и других лиц, и, вопреки собственному убеждению, согласился на
издание моих Путешествий. Благоволите вспомнить, сколько раз просил я вас,
когда вы настаивали на издании Путешествий в интересах общественного блага,
принять во внимание, что еху представляют породу животных, совершенно
неспособных к исправлению путем наставлении или примеров. Ведь так и вышло.
Уже шесть месяцев, как книга моя служит предостережением, а я не только не
вижу, чтобы она положила конец всевозможным злоупотреблениям и порокам, по
крайней мере, на нашем маленьком острове, как я имел основание ожидать, - но
и не слыхал, чтобы она произвела хотя бы одно действие, соответствующее моим
намерениям. Я просил вас известить меня письмом, когда прекратятся партийные
распри и интриги, судьи станут просвещенными и справедливыми, стряпчие -
честными, умеренными и приобретут хоть капельку здравого смысла,
Смитсфильд[6] озарится пламенем пирамид собрания законов, в корне изменится
система воспитания знатной молодежи, будут изгнаны врачи, самки еху
украсятся добродетелью, честью, правдивостью и здравым смыслом, будут
основательно вычищены и выметены дворцы и министерские приемные,
вознаграждены ум, заслуги и знание, все, позорящие печатное слово в прозе
или в стихах, осуждены на то, чтобы питаться только бумагой и утолять жажду
чернилами. На эти и на тысячу других преобразований я твердо рассчитывал,
слушая ваши уговоры, ведь они прямо вытекали из наставлений, преподанных в
моей книге. И должно признать, что семь месяцев - достаточный срок, чтобы
избавиться от всех пороков и безрассудств, которым подвержены еху, если бы
только они имели малейшее расположение к добродетели и мудрости. Однако на
эти ожидания не было никакого ответа в ваших письмах; напротив, каждую
неделю вы обременяли нашего разносчика писем пасквилями, ключами,
размышлениями, замечаниями и вторыми частями[7]; из них я вижу, что меня
обвиняют в поношении сановников, в унижении человеческой природы (ибо у
авторов хватает еще дерзости величать ее так) и в оскорблении женского
пола."

\\\\\\
"Комментарии, содержащие элементы ненависти, агрессивной ксенофобии и т.п., будут удалятся, а их авторы - лишены возможности комментировать в этом журнале"
Вероятно, Свифта, забанили бы сразу. Но подумайте, он записал "Путешествия" потому что ненавидел людей до отвращения, или потому, что любил?
Тот же, кто обвиняет автора, " в поношении сановников, в унижении человеческой природы и в оскорблении женского
пола", какую услугу оказывают человечеству эти друзья человека?
Edited 2013-06-07 15:45 (UTC)

[identity profile] macroevolution.livejournal.com 2013-06-07 03:19 pm (UTC)(link)
Да, по-моему, здесь есть противоречие.
Утверждение, что мужчины менее болезненно переносят унизительные шуточки, по-моему, сомнительно. И в любом случае надо проводить специальные исследования, чтобы это проверить.

[identity profile] chaotickgood.livejournal.com 2013-06-07 03:22 pm (UTC)(link)
Нет, это-то я всё знаю, я просто не понимаю, что имел в виду nature_wonder, мне показалось, что kate_nsk поняла.

[identity profile] marie-lo.livejournal.com 2013-06-07 03:24 pm (UTC)(link)
ОК, кроме несогласия с "нелепыми загонами" по поводу данной терминологии, есть возражения против того, что про гомосексуальность у Жукова написано не очень компетентно?

[identity profile] marie-lo.livejournal.com 2013-06-07 03:25 pm (UTC)(link)
а, ну ОК, мне вот самой интересно и я даже вопрос задала по поводу того комментария

[identity profile] macroevolution.livejournal.com 2013-06-07 03:26 pm (UTC)(link)
Пусть меня поправят, если я ошибаюсь, но это такой способ выражения своего "фе" (насмешка, презрение, указание на моральную или интеллектуальную ущербность цитируемого автора - что-то в этом роде); это риторический прием, заимствованный уважаемым Денисом у его френда проф_умориарти (если вам это о чем-то говорит).
Edited 2013-06-07 15:28 (UTC)

[identity profile] preem-palver.livejournal.com 2013-06-07 03:27 pm (UTC)(link)
как сейчас гомосексуализм правильно называется?

[identity profile] pronzus.livejournal.com 2013-06-07 03:27 pm (UTC)(link)
+100!

Многие недооценивают подобных тонких психологических воздействий...

[identity profile] ladycat65.livejournal.com 2013-06-07 03:41 pm (UTC)(link)
Вот только что на Задолбашках был прекрасный пост учителя математики из простой школы в простом спальном районе. В 7 классе из 25 детей способными к математике оказались две девочки и один мальчик. Одной девочке охоту к учёбе отбила мама-иммигрантка "с Востока" (всё равно высшее образование девочке не светит), второй - мама-русская (дочка получит экономическое образование, выйдет замуж и станет домохозяйкой). Это к седьмому-то классу уже всё за них решено! Да, а третий способный ученик, мальчик - с синдромом гиперактивности. Иначе говоря, психически нездоровый, а лечить его родители не хотят. Печально это всё, господа.

[identity profile] kean2006.livejournal.com 2013-06-07 03:50 pm (UTC)(link)
.... имеется ввиду открытие разных видов людей в недавнем прошлом, которые:
- жили одновременно,
- развивались, какое -то время изолировано,
- а потом могли обмениваться генами и быть нашими предками.
Это неандерталец (от 0,6 до 2,5% в современных внеафриканских популяциях), флоресский (0%), денисовский человек (?%), ..... Денисовского человека вроде как раз Деревянко и изучал.

[identity profile] steblya-kam.livejournal.com 2013-06-07 03:54 pm (UTC)(link)
Какая тут может быть научная дискуссия? Стремление доказать, что кто-то другой хуже тебя, любимого, априори не является наукой. Оно является проявлением ущербности доказывающего.
ЗЫ: про Андрею Дворкин я бы сказала то же самое.

[identity profile] macroevolution.livejournal.com 2013-06-07 03:59 pm (UTC)(link)
Жуков, по-моему, не доказывает, что женщины хуже. И пишет об этом прямым текстом: не хуже и не лучше, а просто другие.

[identity profile] tatiana-chess.livejournal.com 2013-06-07 04:03 pm (UTC)(link)
гомосексуальность (по аналогии с гетеросексуальностью, никто же не говорит "гетеросексуализм")

[identity profile] anna-frid.livejournal.com 2013-06-07 04:07 pm (UTC)(link)
Он пытается действовать чуть тоньше: продвигает мысль "они другие, нам, людям их никогда не понять". Мол, инопланетяне какие-то. Другой биологический вид. Очень удобная точка зрения для того, чтобы обесценивать "их" мнения и искренне считать, что "им", наверное, должно нравиться мыть посуду и не нравится принимать решения. "Они" же не "мы".

[identity profile] maz-d.livejournal.com 2013-06-07 04:08 pm (UTC)(link)
это такой стилистический прием, позволяющий подчеркнуть идиотизм происходящего. Как правило.

Page 4 of 20