macroevolution: (anomalocaris)
macroevolution ([personal profile] macroevolution) wrote2013-06-07 03:46 pm

Критика книги Д.А.Жукова "Биология поведения"

Коллеги написали критический текст по поводу главы из книги Жукова, которая выложена в "Книжном клубе" на сайте "Элементы" (выложена, кстати, именно для обсуждения и ознакомления, а не в целях рекламы - в этом идея "Книжного клуба"). По-моему, в целом у книги Жукова гораздо больше достоинств, чем недостатков. Но и придраться есть к чему, безусловно. Можно обсудить. Особый интерес этой ситуации придает то обстоятельство. что обновленная версия этой книги, готовящаяся к печати, только что была включена в длинный список премии "Просветитель". (Жуков Дмитрий Анатольевич, «Стой, кто ведет? Биология поведения человека и других зверей» (Рукопись), М.: Альпина нон-фикшн, 2013).
Говорят, что из этой версии как раз были стараниями редакции удалены такие вот недостаточно обоснованные утверждения, за которые Жукова и критикуют уважаемые  [livejournal.com profile] anna_frid и  [livejournal.com profile] marie_lo.
Ах да, чуть не забыл. Комментарии, содержащие элементы ненависти, агрессивной ксенофобии и т.п., будут удалятся, а их авторы - лишены возможности комментировать в этом журнале. Спасибо за понимание.

Оригинал взят у [livejournal.com profile] anna_frid в post
Мы с [livejournal.com profile] marie_lo - плюс примкнувшая компания добровольцев, спасибо им - тут развлеклись написанием писем в редакцию. Точнее, одного письма на "Элементы". Поскольку поводов удалять выложенный текст редакция не нашла, предложив написать комментарий к статье, мы считаем уместным выложить текст письма на всеобщее обозрение.
Дублирую его здесь.

===
Уважаемая редакция,

На Элементах уже некоторое время выложена глава "Половые различия" из книги Д. А. Жукова "Биология поведения". Не оспаривая общую квалификацию Д.А. Жукова как биолога, мы утверждаем, что текст именно этой главы книги не соответствует научным стандартам и является фактически пропагандой консервативных женоненавистнических убеждений автора, отстаивающего их вопреки существующим бесспорным данным и опускающегося до откровенных передергиваний.

Приведем несколько примеров.
Так, автор оправдывает запрет женщинам на профессии, например, водителя автобуса или машиниста тепловоза неспособностью женщин к принятию решений в стрессовой ситуации - якобы "женщины-водители значительно чаще, чем мужчины, создают аварийные ситуации". Здесь стоит напомнить сразу несколько фактов.

Во-первых, утверждение о большем количестве и большей опасности аварий, спровоцированных женщинами, просто неверно: например, согласно статистике Insurance Institute for Highway Safety, количество нарушений, совершаемых мужчинами, превышает количество нарушений, совершенных женщинами в 1,53/3,41 раза (в зависимости от типа нарушения). Аварии со смертельным исходом также чаще случаются у водителей-мужчин во всех возрастных группах (http://www.statisticbrain.com/male-and-female-driving-statistics/). Если автор оперирует другой, неизвестной нам, статистикой, то в тексте учебника не представлена ни она, ни ссылки на нее. По-видимому, автор попал в ловушку мифомании, когда человек настолько верен своим убеждениям, что не перепроверяет информацию.

Во-вторых, женщины-водители автобусов появляются и в России, а в странах Европы представляют собой совершенно привычную картину, и ни к какому повышению аварийности это не ведет.

В-третьих, традиционные запреты на профессии для женщин в последнюю очередь продиктованы целесообразностью, а в первую - сохранением статус-кво. В то же время попытки научно обосновать существующий порядок вещей предпринимались всегда. И сейчас некоторые современные авторы выступают достойными наследниками ученых-рабовладельцев XIX-го века, объявлявших склонность рабов к побегу болезнью драпетоманией. Кстати, напомним, что в том же XIX-м веке столь же "научно" обосновывалась неспособность женщин, например, к научной или медицинской деятельности - а сейчас даже Д. А. Жуков уверенно (и, кстати, тоже без статистических на то оснований) говорит о женщинах как о лучших диагностах.

К тому же разряду заведомых передергиваний и подгонки под ответ относится обсуждение неудачного космического полета Валентины Терешковой. Автор намеренно игнорирует множество позднейших успешных полетов женщин-космонавтов и астронавтов и делает вывод о неспособности женщин к этой работе на основании выборки из одного человека. Если следовать такому же «научному методу», то можно сделать вывод о неспособности мужчин к профессии летчика на основании любой авиакатастрофы, вызванной серией ошибок и рискованного поведения пилотов-мужчин. Заметим, что примеров таких катастроф немедленно находится существенно больше одного. К примеру, в относительно недавней истории с крушением истребителя Су-27 генерал К.Боташев, по данным следствия, не пройдя подготовки и не имея соответствующего допуска к полету, взял управление самолетом на себя и начал выполнять незапланированные полетным заданием фигуры высшего пилотажа (см.http://radiovesti.ru/articles/2012-12-29/fm/77866). Разве из этого эпизода следует вывод, что в кабину пилота нельзя допускать мужчин, военных или носителей фамилии на букву Б?

Наконец, прямым оскорблением женщин является одобрительное цитирование ("обе рекомендации справедливы") "народной мудрости" в духе "послушай женщину и поступи наоборот".

Отдельно стоит отметить низкий уровень раздела о гомосексуальности, которую автор регулярно именует устаревшим, некорректным и оскорбительным термином "гомосексуализм". Как признает сам Д. А. Жуков в одном из интервью, раздел написан без должного изучения темы ("за один день написал все, что я знаю о гомосексуалистах"). Неудивительно поэтому, что раздел практически полностью состоит из утверждений как минимум непроверенных и не обоснованных; напротив, существующие данные о, например, не большем среднего проценте геев и лесбиянок среди детей, воспитанных в гомосексуальных семьях, автором полностью игнорируются. Существуют также исследования на тему того, что наличие гомосексуальных мужчин дает популяции эволюционное преимущество – матери и тетки таких людей по материнской линии рожают больше детей и сами более здоровы, - но и эту информацию автор не рассматривает в своей книге. Практика замалчивания «невыгодных» современных гипотез и исследований на тему соревнований полов, гендера, сексуальной ориентации, к сожалению, распространена у нас в стране, и данная книга не является исключением.

Таким образом, мы утверждаем, что выложенный на Элементах текст содержит ряд ненаучных и оскорбительных заявлений, а его наличие на сайте портит репутацию сайта, ориентированного на популяризацию науки, а не средневековых предрассудков.




Update (от [livejournal.com profile] marie_lo)
Я вижу у комментаторов прискорбную тенденцию - привязаться к претензии "гомосексуальность/гомосексуализм" и за этим уже не видеть всего остального.
Если бы это был единственный недочёт главы то, конечно же, для написания письма в редакцию этого было бы недостаточно. Но, увы, подобная терминологическая небрежность, скорее всего, является для автора продолжением не вполне научного подхода к вопросу, который он взялся освещать в "учебнике", поэтому прежде чем писать очередной комментарий в духе "а чем гомосексуализм-то не угодил?!!... о, проклятая политкорректность!!!"прочтите, пожалуйста, что именно автор пишет о гомосексуалах и чем он подкрепляет свои утверждения.
И ещё Википедию.

[identity profile] macroevolution.livejournal.com 2013-06-07 01:14 pm (UTC)(link)
"Нет термина" - все-таки слишком громко сказано. По-моему, в Вики дано вполне адекватное описание ситуации:
Гомосексуали́зм (др.-греч. ὁμός — тот же, одинаковый и лат. sexus — пол), изначально — термин, введённый в употребление в качестве обозначения сексуального влечения индивида к лицам одного с ним пола и сексуальных связей между ними; в настоящее время многими специалистами считается, что термин в современной России приобрёл негативную окраску[1][2][3], и является устаревшим и неточным, а также получил распространение в качестве идеологического клише[1][2][3][4], но в русском языке по-прежнему встречается как в научной литературе[5][6], так и в средствах массовой информации.

[identity profile] jackdaw75.livejournal.com 2013-06-07 01:15 pm (UTC)(link)
Эта глава сильно испортила мне впечатление от книги.

[identity profile] wingover.livejournal.com 2013-06-07 01:15 pm (UTC)(link)
Кстати, надо бы разобраться, не является ли уже устаревшим, некорректным и оскорбительным термином "гомосексуальность", используемая авторессами? Какие у нас там последние свободы слова в этой области?

[identity profile] nicka-startcev.livejournal.com 2013-06-07 01:16 pm (UTC)(link)
В бильярде, говорят, разница между М и Ж еще больше.

[identity profile] dr-blastarr.livejournal.com 2013-06-07 01:20 pm (UTC)(link)
Если просто взять всех мужчин и всех женщин, умеющих играть, и сделать среди них случайную выборку, то я не уверен, что женщины в среднем проиграют.

Edited 2013-06-07 13:21 (UTC)

[identity profile] dr-blastarr.livejournal.com 2013-06-07 01:26 pm (UTC)(link)
Мысль имеет самостоятельную ценность, вне зависимости от того, кем она высказана. Авторитет важен для тех, кто не в состоянии понять смысла сказанного. Они могут только поверить на слово.
Edited 2013-06-07 13:26 (UTC)

[identity profile] akopyan.livejournal.com 2013-06-07 01:27 pm (UTC)(link)
Так вам же и написали, что у мужчин разброс больше. Любители шахмат — это люди, которые находятся в правой части гауссовой кривой.

[identity profile] tapka.livejournal.com 2013-06-07 01:28 pm (UTC)(link)
Речь то вообще не о том, что мужчины и женщины ничем не отличаются.
На паре моментов, однако, хочется остановиться.

1. У иванова-петрова был недавно пост про то, как мнение окружающих и социальный заказ влияет на проявление способностей (в кратце - те кого хвалили за якобы высокий IQ действительно его улучшили сильнее, чем "контроль"; Китаянки концентрировавшиеся на том, что они пренадлежат к древней, мудрой рассе, решали задачи лучше, чем те, кого перед тестом просили написать кулинарный рецепт, напоминая про их место за плитой ) http://ivanov-petrov.livejournal.com/1821546.html

2. Даже если среди женщин достоверно меньше людей со способностями к какой-то професии(в силу биологии, образа жизни или чего еще) это еще не значит, что надо судить людей по полу. Фильтруйте по способностям каждого конкретного человека.

[identity profile] vigna.livejournal.com 2013-06-07 01:37 pm (UTC)(link)
Да, те выдержки из этой книги, которые я читала на Элементах - это просто каша из бородатых анекдотов и повседневной "мудрости" (которая, конечно, к настоящей мудрости и уж тем более к науке имеет мало отношения).
Расскажу про пример, который мне бросился в глаза - автор утверждает (кстати, без каких-либо ссылок) - что non-paternity rate составляет около 10%. Тогда как все современные исследования дают оценку (сверху) в 1-3%.

Про сверхбыстрое изменение женской физиологии (сейчас в Москве вовсю набирают женщин-водителей автобусов) тут уже было сказано. Тоже весьма доставляюще.
Edited 2013-06-07 13:38 (UTC)

[identity profile] semen-serpent-2.livejournal.com 2013-06-07 01:38 pm (UTC)(link)
< Комментарии, содержащие элементы ненависти, агрессивной ксенофобии и т.п.>
Учитывая название сайта, которому адресовано письмо, звучит трогательно.
На сайте Президента РФ можно найти интересное научное открытие http://semen-serpent-2.livejournal.com/114668.html

[identity profile] nick-cher.livejournal.com 2013-06-07 01:41 pm (UTC)(link)
Надо внимателно читать, что я написал-имеет приоритет, не значит автоматически прав. Критика быть должна обязательно. Авторитет не является аргументом.

[identity profile] ilia vasiliev (from livejournal.com) 2013-06-07 01:48 pm (UTC)(link)
Книга хорошая, но некоторые утверждения могут быть спорными. Честно говоря, в некоторых областях деятельности женщины могут существенно уступать мужчинам по вполне объективным причинам: менее "резкая" реакция разного рода, более слабый в некоторых аспектах аналитический аппарат, физические кондиции и так далее. Однако тут нужно конкретно разбираться — является ли некоторое превосходство свойственным _всем_ мужчинам или же оно свойственно только, так скажем, наиболее выдающимся представителем данного пола. Средняя прослойка полов в целом может и не иметь как-либо существенных различий или иметь незначительные различия, что приводит нас к фактической бессмысленности дискуссии. К сожалению вменяемых исследований на эту тему я не видел: в основном только "кидания" из крайности в крайность или "литературные произведения".

Придирка в используемому слову "гомосексуализм"(->гомосексуальность) носит странный характер и является личным рекомендательным обращением, которое можно и не соблюдать.

Спасибо за внимание.

[identity profile] nick-cher.livejournal.com 2013-06-07 01:55 pm (UTC)(link)
Не могу согласится на 100%, чтобы конструктивно критиковать, необходимо разбираться в материале. Почему автор пишет, что-то и не приводит ссылки мы не знаем. Может лучше эти вопросы ему и адресовать? А потом уже судить об адекватности написанного...

[identity profile] shadow-stasia.livejournal.com 2013-06-07 01:56 pm (UTC)(link)
Вопрос.

Сначала автор статьи говорит - и обуславливает - что для женщины важно "накопительство" ресурсов, а для мужчины - социальный статус. Мол, при вербовке это часто используется, женщин проще купить материальными благами, а мужчин - лестью.

"В соответствии с этой схемой действуют, когда надо привлечь мужчину на свою сторону: восхищаются его достоинствами, умом, знаниями, способностями, чисто человеческим обаянием и т. п. При этом постоянно подчеркивают, что его не ценят, что он занимает невысокое положение в иерархии своего сообщества не по своей вине, а исключительно из-за интриг завистников и недальновидности начальства. В результате мужчина меняет свою самоидентификацию, он предпочитает теперь считать себя членом другой социальной группы — другой семьи, другой производственной организации, другого государства.
Поговорка бродячих артистов «Не аплодируйте, лучше — деньгами» сформулирована их женами. Женщина заинтересована в витальных ресурсах, а мужчина — во внимании (восхищении) окружающих, т. е. в лидерстве."

Дальше, рассуждая про чувство юмора, автор говорит уже совсем по-другому.

"Мужчина, в отличие от женщины, может позволить себе временно оказаться в глупом положении, т. е. понизить свой социальный ранг."
Казалось бы, из прошлого утверждения следует, что мужчина как раз болезненно воспринимает понижение социального ранга.

Нет ли здесь противоречия?
timur_nechaev77: (Азъ)

[personal profile] timur_nechaev77 2013-06-07 01:57 pm (UTC)(link)
2. Даже если среди женщин достоверно меньше людей со способностями к какой-то професии(в силу биологии, образа жизни или чего еще) это еще не значит, что надо судить людей по полу. Фильтруйте по способностям каждого конкретного человека. ]
=========================
Так и делаю :)
timur_nechaev77: (Азъ)

[personal profile] timur_nechaev77 2013-06-07 01:58 pm (UTC)(link)
Может быть.
timur_nechaev77: (Азъ)

[personal profile] timur_nechaev77 2013-06-07 01:59 pm (UTC)(link)
Не из-за этого.

[identity profile] yva.livejournal.com 2013-06-07 01:59 pm (UTC)(link)
"Гетеросексуализм", думается, не говорят, потому что это могучее значение по умолчанию, а "гомосексуализм" - отклонение от нормы, встречающееся в сравнительно небольшом числе случаев. Примерно как нет никакого "не-затмения" в противовес солнечному затмению.
timur_nechaev77: (Азъ)

[personal profile] timur_nechaev77 2013-06-07 02:00 pm (UTC)(link)
Как бы то ни было, но играю мужчины лучше.
timur_nechaev77: (Азъ)

[personal profile] timur_nechaev77 2013-06-07 02:00 pm (UTC)(link)
Бильярд это не интеллектуальная игра.

[identity profile] chaotickgood.livejournal.com 2013-06-07 02:00 pm (UTC)(link)
Но говорят "гетеросексуальность", а "не-затмение" вообще никак не обозначают.

[identity profile] nicka-startcev.livejournal.com 2013-06-07 02:01 pm (UTC)(link)
но и особой физической силы не требует.
timur_nechaev77: (Азъ)

[personal profile] timur_nechaev77 2013-06-07 02:02 pm (UTC)(link)
Да, интересно почему так.

[identity profile] yva.livejournal.com 2013-06-07 02:04 pm (UTC)(link)
Не возьмусь утверждать наверняка, но, думается, термин "гетеросексуальность" был введён в оборот сравнительно недавно, из необходимости обозначать-таки "не-затмение", когда термин "гомосексуализм" был давно в ходу.

Page 2 of 20