macroevolution: (anomalocaris)
macroevolution ([personal profile] macroevolution) wrote2012-12-21 12:11 pm

Моя рабочая гипотеза

Первая реакция многих блогеров на поступок всенародных избранников, принявших закон, запрещающий российским детям-сиротам быть усыновленными гражданами США, естественна и понятна: "вычеркнуть людоедов из списков людей!". Действительно, на первый взгляд кажется, что "избранники" перешли черту, отделяющую мир людей, где существуют добро и зло, от мира нелюдей, где ничего такого нет. 
Но с точки зрения социальной антропологии, мне кажется, это неправильный вывод. Осмелюсь предположить следующее (безусловно, я могу ошибаться, в конце концов, я не антрополог, просто делюсь предположением).
Всё вполне по-человечески. Парохиальный альтруизм - самая человеческая черта. Весь вопрос в том, кого в данном сообществе считают "своими", а кого "чужими". 400 избранников своим поступком связали себя друг с другом и с властью в единый, тесно сплоченный, замкнутый социум. Связали при помощи древнего, мощного ритуального акта коллективного людоедства (или, скажем мягче, совместным демонстративным грубейшим нарушением моральных норм, принятых за пределами данного сообщества). Тем самым была окончательно прервана моральная, эмоциональная связь с окружающей социальной средой, с так называемым "обществом", "народом", с так называемыми "обычными людьми". Пути назад для них теперь нет. Но у них все же осталась мораль и представление о добре и зле. Только, как и положено по теории, это представление распространяется исключительно на своих, на членов этой замкнутой секты. Для них теперь добро - это добро только по отношению к власти, которую они, опять-таки вынужденно, чтобы сохранить собственную психическую целостность, отождествляют со страной. Преданность - главная добродетель. Учитывая силу совершенного акта, его моральную "нагруженность", его прямую связь с самыми базовыми инстинктами, такими как жалость к сиротам, - окружающая социальная среда в их сознании теперь должна быть непременно расчеловечена. Это мы теперь для них нелюди. Никакой эмпатии, никаких поблажек нелюдям! На нас просто не распространяется тот "нравственный закон", который всё-таки остался внутри них (ведь они по-прежнему хомо сапиенсы).
Поэтому их бесполезно пикетировать.
Поэтому они теперь по-настоящему опасны. 
Но вот представители РПЦ, поддерживая антисиротский демарш всенародных, совершают ну очень большую ошибку. Неужели дальше носа своего не видят? 

Update. А вот интересный   комментарий [livejournal.com profile] progenes. Там, в частности, упомянута некая фигня под названием "свобода", и еще какое-то "право ребенка". Так ведь в том-то и беда, что у многих все эти свободы и человеческие права в системе ценностей находятся ниже плинтуса. Уж во всяком случае куда ниже патриотизма (одна из простейших и древнейших форм парохиального альтруизма, кстати). Или вообще не присутствуют там. Или даже вызывают лютую ненависть. И пока это так, на серьезные перемены к лучшему рассчитывать нечего. Надеюсь, это возрастное наше. Лечится экономическим процветанием и хорошим образованием.    

[identity profile] igni-ss.livejournal.com 2012-12-21 08:51 am (UTC)(link)
Да, что-то сродни спартанской ритуальной охоте на илотов.

[identity profile] strial.livejournal.com 2012-12-21 08:53 am (UTC)(link)
У меня вот двоякое отношение к ситуации. Депутаты не правы, приняв этот закон, как ответ на закон против них (им так кажется видимо), и фактически взяв в заложники сирот. С другой стороны, когда в стране смертность превышает рождаемость, а "бэбибум" временный оголосок высокой рождаемости 80-х вывозить за границу на усыновление собственных граждан - странное действие, мягко говоря. А компенсирует власть недстаток рабочей силы мигрантами.

Вот что-то уже совсем не хорошо получается. Ну и огромное количество "отказников" и лишенных родительских прав - тоже заставляет задуматься. Иначе откуда столько детдомовцев?
Edited 2012-12-21 08:54 (UTC)

[identity profile] viktor-ch.livejournal.com 2012-12-21 08:54 am (UTC)(link)
Встречал где-то, что какой-то опрос уже провели.
40% - ЗА
40% - ПРОТИВ
20% - не определились
Для разнородного общества расклад не так уж и плох.
Правда, многое зависит от того, как вопросы были поставлены.

Параллельный мир.

[identity profile] livejournal.livejournal.com 2012-12-21 08:55 am (UTC)(link)
Пользователь [livejournal.com profile] oll_vill сослался на вашу запись в записи «Параллельный мир. (http://oll-vill.livejournal.com/177453.html)» в контексте: [...] Их бесполезно пикетировать:http://macroevolution.livejournal.com/108272.html [...]

[identity profile] zwstl.livejournal.com 2012-12-21 08:56 am (UTC)(link)
http://users.livejournal.com/_lord_/1775533.html
http://krispotupchik.livejournal.com/455523.html

Зачем к этому закону приплели Магнитского - мне не понятно.

[identity profile] whiteferz.livejournal.com 2012-12-21 08:57 am (UTC)(link)
Вот тут (http://mi-b.livejournal.com/234890.html) противник закона антимагнитского поковырялся со статистикой, получил обескураживающий для себя вывод:

А вот тут (http://whiteferz.livejournal.com/234983.html) с иностранным усыновлением поковырялся адвокат:
... Поэтому крик, на самом деле, лишь про 3,6% устройств детей в семью...
... Если гражданин России решит взять ребёнка, то куда ему идти — совершенно непонятно...
... Иностранец же может обратиться в специальное агентство и ему тут же предоставят весь перечень необходимых услуг, проведут буквально за ручку...
Как происходит на практике? Во-первых, чтобы работало иностранное усыновление, нужно, чтобы было достаточно большое количество детей, более полугода находящихся в федеральном банке данных и которых оттуда не забрали россияне. Как этого добиться? Во-первых, надо «нарисовать» ребёнку как можно более страшный диагноз. Как правило, это гепатит С...
Часть этих деток, которых испугались российские усыновители, конечно, будут усыновлены за рубеж, но значительная часть «досидит» в детском учреждении до 4-х лет, потом будет переведена в детский дом, и дальше, дальше, дальше… А в 7 лет уже — всё. Только 10% усыновлений — детей старше 7 лет.
“Оставшиеся” дети — обречены. У них страшные “нарисованные” диагнозы, а стало быть их не учат, лечат не от того, и тем самым ещё больше снижают и так минимальный их шанс на нормальную жизнь...

[identity profile] whiteferz.livejournal.com 2012-12-21 08:58 am (UTC)(link)
Под эту шумиху сейчас закон об образовании принят во втором чтении.

Слово науки, или делайте ноги

[identity profile] livejournal.livejournal.com 2012-12-21 08:58 am (UTC)(link)
Пользователь [livejournal.com profile] barmaroz сослался на вашу запись в записи «Слово науки, или делайте ноги (http://barmaroz.livejournal.com/578561.html)» в контексте: [...] http://macroevolution.livejournal.com/108272.html [...]

[identity profile] viktor-ch.livejournal.com 2012-12-21 08:59 am (UTC)(link)
Позиция встать "над толпой" - это, конечно, выигрышно как бы выглядит.
Мне вот уже по возрасту не потянуть усыновление, так что - я теперь не могу назвать этот закон "Законом Подлецов", и подпись против него не могу поставить?

[identity profile] anthar.livejournal.com 2012-12-21 09:00 am (UTC)(link)
да, представьте себе, приютили. первую петицию написали именно российские усыновители. поверьте, многие из тех, кто протестует и подписывается, уже являются усыновителями, а многие с высокой вероятностью таковыми станут.

[identity profile] v-i-n.livejournal.com 2012-12-21 09:01 am (UTC)(link)
Увы, А.В.!..

Среди подписавших протест есть крайне непорядочные личности. Меня этот факт вынуждает ждать у моря погоды...

Просто факт. Весной-летом у известной актрисы родился малыш с синдромом Дауна, о чем одителей предупреждали заранее. Их этузиазм "вырастить самого известного дауна мира" был велик. К осени энтузиазм поуменьшился...

[identity profile] barmaroz.livejournal.com 2012-12-21 09:01 am (UTC)(link)
Формулировка, конечно же, чрезмерна - в мире мало что происходит напрочь и окончательно. Душевное сплочение этого террариума тоже не столь уж реально в силу отсутствия у них соответствующих чувств. Но сделан мощный шаг, который их действительно объединит, даст им сильное ощущение общности. Это не помешает перегрызть глотку падающему, но им будет легче договариваться с теми, кому глотку перегрызть покамест не удаётся.
Я так понимаю пост.

[identity profile] thor-2006.livejournal.com 2012-12-21 09:03 am (UTC)(link)
О! Возможно, здесь собака и зарыта...

[identity profile] keytaro-kun.livejournal.com 2012-12-21 09:03 am (UTC)(link)
Среди знакомых мне священников и мирян - довольно много (хотя там не все россияне). Вообще с лета нарастают раскольнические настроения... :(

[identity profile] macroevolution.livejournal.com 2012-12-21 09:05 am (UTC)(link)
Одно слово, "всбесившийся принтер". Хорошо хоть вроде на каникулы уйдут, недельку-другую поживем без плодов их творчества.

[identity profile] thor-2006.livejournal.com 2012-12-21 09:07 am (UTC)(link)
Да ставьте - кто Вам запретит - у нас свободная страна (хотя шум стоит о новом 37-м - куда там урагану "Катрине").
P.S. А иные формы помощи сиротам не пробовали - например, создать инициативную группу и взять под контроль общественный ближайший детский дом на предмет того, как там администраиця, детей не обворовывает ли, не объедает ли, все ли деньги, выделенные ненавистным Путлером (не иначе, как в целях откармливания сирот для собственного употребления?), доходит до сирот? Это я не с подковыркой, если что, а всерьез спрашиваю - у меня вот один знакомый такими делами реально занимается...

[identity profile] thor-2006.livejournal.com 2012-12-21 09:10 am (UTC)(link)
По отношению к тем, кто это сделал - к ним мои слова не относятся. Эти люди совершили реальный подвиг (без иронии - своего воспитывать сложно, а тут взять чужого, а то и не одного!) А как быть с интернет-борцунами, которые считают, что подпись поставили - и совесть свою успокоили, внесли, так-скать, свою лепту в борьбу с Путлером и крАвАвЫм рЭжЫмом?

[identity profile] asafich.livejournal.com 2012-12-21 09:10 am (UTC)(link)
Если называть вещи своими именами, то перевод разговора в антропологическую плоскость (люди-нелюди) - это объявление войны. Я тоже надеюсь, что обойдется без крови. Но факт остается фактом.

[identity profile] macroevolution.livejournal.com 2012-12-21 09:12 am (UTC)(link)
Я этого не понимаю. Если среди тех, кто заступается за сирот, есть непорядочные личности, значит, не надо заступаться за сирот? Не могу согласиться с такой логикой.

[identity profile] anthar.livejournal.com 2012-12-21 09:14 am (UTC)(link)
вы начали с претензий, что надо бы хотя бы тысяче человек приютить сироту. вам отвечают, что там есть приютившие сироту. теперь вы беретесь говорить за остальные 99 тысяч, что они считают, и по-прежнему считать все 99 тысяч бездельниками. если даже во всей этой толпе останется всего сотня человек, которые ограничились постановкой подписи, это все равно, предполагаю, будет для вас основанием ничего не делать и важно осуждать инициативу. хотите стоять в белом? на здоровье. я откланиваюсь.

[identity profile] a-marko.livejournal.com 2012-12-21 09:14 am (UTC)(link)
Епископ Пантелеимон не последняя величина в РПЦ, прямо скажем. Про несогласных с бредовым законом священников и мирян я и не говорю...

Кстати, о. Дмитрий Смирнов, высказавшийся в поддержку закона, сам при этом основал три детских дома. Но теперь он вынужден соглашаться на все, иначе, понятное дело, все его труды могут пойти прахом...

[identity profile] viktor-ch.livejournal.com 2012-12-21 09:15 am (UTC)(link)
Как говорится, дай Бог здоровья вашему знакомому.
Я хоть не по усыновлению, но тоже в некоторых акциях благотворительных участвую.
Но вам хочу сказать, что тыкать во всех пальцем: "А что ты сам сделал!", ставить собеседника в положение оправдывающегося, это, извините, не есть хорошо.

[identity profile] snejnaya-maska.livejournal.com 2012-12-21 09:16 am (UTC)(link)
Блестящее рассуждение!
Но я думаю, что дело проще.
Закон принят под сильным административным давлением (видимо, акт Магнитского задел, даже эмоционально).
Задумано сыграть на чувствах "народа" - т.е. тех, кто у нас в неизбывном неведении обо всём, что ни происходит: о Магнитском, о детях-сиротах, гниющих в инвалидных интернатах, о том, сколько усыновлённых где и от чего погибает. Им сказать по телевизору, что америкосы наших детей убивают, и ОК. Насколько это сработало, не знаю, сомневаюсь.
Ну, а депутаты наши не столько в неведении, сколько в аморализме, что уже не раз подтверждено. У них самый мощный ритуальный акт - нажать кнопку и к кассе. Для того и сплочённый социум.
Да и РПЦ в том же самом аморализме и в том же самом замкнутом социуме. Чего уж тут.
Но всё же на психическую их целостность касса влияет больше, чем древние первичные эмоции - ИМХО.Это даёт больше надежд, чем Ваш вариант, Александр.

[identity profile] http://users.livejournal.com/leo_bonart_/ 2012-12-21 09:18 am (UTC)(link)
А вы уверены, что заступаетесь именно за сирот?

[identity profile] viktor-ch.livejournal.com 2012-12-21 09:24 am (UTC)(link)
Кстати, насчёт деятельности по "борьбе с Путлером и крАвАвЫм рЭжЫмом" [это ваши слова чуть ниже].
Я например, немало душевных сил и денежных средств отдал на написание и издание литературно-философского альманаха в русле этой борьбы.
Основой этого альманаха является мой рассказ "Художник и Бог".
Так вот прототипом одного из героев рассказа, Павла К., является мой знакомый, который к своим 4-м усыновил ещё 19(!) детей из детдомов.

Page 2 of 11