macroevolution: (Default)
macroevolution ([personal profile] macroevolution) wrote2012-09-28 09:27 pm

Написать еще одну книженцию, что ли

Получил письмо, заставившее призадуматься. 

Добрый день, Александр.

Прямо сейчас читаю вашу дискуссию с креационистами на вашем сайте evolbiol.ru, десятилетней давности. Наблюдаю я это метание бисера, как и множество раз до этого, в том числе и собственного исполнения, и в голове вызревают некоторые соображения, которые я хочу донести до вас как до непосредственного участника.

Во-первых, приходится констатировать (вы наверняка это и сами знаете), что среди широкой публики процент людей, согласных с эволюционной теорией, удручающе и катастрофически мал.


Может, один из десяти, а то и из двадцати. Причем часть этих людей согласно с нею не по убеждению, а просто веря со школы (им повезло не попасть под каток креационистской пропаганды; впрочем, сути эволюции эти люди обычно понимают очень слабо). Тех, кто с ней согласен осознанно - будучи способным разобраться хотя бы в вашем тексте "Доказательства эволюции" - совсем мало. Прочее же подавляющее большинство - стихийные или индоктринированные креационисты.

Безусловно надо признать, что значительную часть людей невозможно сделать грамотными в вопросе эволюционной биологии никакими средствами. Даже надо признать, что эта часть очень велика - больше половины, а возможно и больше трех четвертей. Кто в этом виноват - отдельный вопрос (разумеется, огромная "заслуга" в этом нашей системы образования). Но среди тех людей, которых ПРИНЦИПИАЛЬНО возможно было бы сделать не-креационистами - умеющих как минимум мыслить логически и критично, и не считать что "бог сотворил" есть годный ответ на все вопросы - креационистов все же очень много, большая часть. Вот эти люди для нас по-настоящему потеряны, хотя могли бы и не быть.

Соображение состоит в том, что одна из важных причин - это отсутствие доступа к качественной информации, доказывающей эволюцию. До некоторого времени ее не было вообще. В настоящее время она существует в природе (в первую очередь это ваш evidence, за что вам и соавторам огромное, невыразимое спасибо, ваша заслуга совершенно неоценима). Особенно важно, что этот материал существует в интернете, и доступен всем.

Однако роль бумажных книг еще нельзя недооценивать. Информация все еще нужна и на бумаге.

И тут с горечью приходится признать, что у книг про-эволюционных и про-креационистских совершенно разное положение. Книгу, громящую эволюцию, можно взять бесплатно на улице, у тетечек, стоящих в переходе с брошюрками "Сторожевой башни". Я держал в руках как минимум одну (а сколько их еще существует?) книгу, сделанную вполне серьезно, на несколько сотен страниц, с массой иллюстраций, и очень грамотно написанным текстом, громящим эволюцию в пух и прах. Разумеется, текст переполнен манипуляциями, передергиванием, умалчиванием, и всем прочим, чем изобилует креационистская риторика, но сделано это весьма аккуратно, наукообразно, и в глаза не бросается.

В противоположность этому, ваш двухтомник "Эволюция человека" я искал долго, прежде чем нашел в единственном магазине в Киеве. Также недавно удалось купить "Величайшее шоу" Докинза. С немалыми усилиями, и за немалую цену. Это вполне объясняется тиражом - у Докинза 5000 экз, у вашей книги - дополнительный 3000 экз. (слово "дополнительный" радует,
но цифра огорчает). Это, как я понимаю, на все русскоязычное пространство. Украине, следовательно, досталось из них хорошо если несколько сотен - так я, выходит, еще везунчик (..)  Как вывод - по сути, для широкой публики этих книг просто не существует.

Тут я дохожу до практической части моего письма. Наряду с теми, что уже куплены, я пытался также приобрести вашу книгу "Рождение сложности". Безуспешно. Она вышла годом ранее "Эволюции человека", и в книжных магазинах отсутствует. Поэтому у меня вопрос двоякий. Первое - если вам известен какой-либо вариант, как можно приобрести вашу книгу "Рождение сложности" в
Украине - буду очень благодарен за любые сведения.

Второе - если у вас есть какое-либо влияние на издательство, в плане увеличения тиражей, или выпуска дополнительных тиражей - призываю вас использовать его на всю катушку. Это очень важно. Ну что такое 5000 читателей на все сотни миллионов людей русскоязычного пространства? Дополнительные тиражи уже вышедших книг тоже очень важны. Пусть их мало покупают, но чтобы их все-таки было МОЖНО купить. Чтобы, если я скажу кому-то "Купи двухтомник Маркова", он мог пойти и купить, и через год, и через два.

То же самое, кстати, касается и книг других авторов - я так и не смог приобрести, например, Протопопова "Поведение человека", учебника Еськова (последний хоть есть в интернете, и я смог его распечатать). И ряда других. Есть же хорошие книги! Но их невозможно купить даже человеку, сильно заинтересованному и активно их ищущему. Что уж говорить о людях, не имеющих столь явной заинтересованности.

И чтобы уж закончить с призывами, выскажу еще одну мысль. Возможно, вы и сами об этом думали. Мне кажется, что материал "Доказательства эволюции" - текст, который представлял бы собой отличную книгу, очень нужную и важную. Конечно, после серьезной доработки - хорошо бы в него включить многое из того, что сейчас представлено в виде ссылок - например, фрагменты текстов с "элементов", и тому подобного, что увеличило его размер бы этак вдвое. И нормально иллюстрировать. Плюс было бы очень правильно туда добавить отдельным разделом материал о современных знаниях касательно происхождения жизни и РНК-мира (за основу взяв, например, очерк "Зарождение жизни", и дополнив тем новым, что возникло за прошедшие годы). Хочешь не хочешь, а вопрос эволюции и вопрос происхождения жизни связаны неразрывно (формально нет, а реально да). У большинства людей сведения о происхождении жизни остановились на коацерватных каплях Опарина. Плюс, наверное, написанный нормальным языком (без чрезмерного углубления, но и без упрощенческого сюсюканья, чем грешат некоторые авторы) раздел,
освежающий школьные знания об основных биологических понятиях (что такое ДНК и РНК, и тому подобное - ну не помнят люди ничего из школьной программы). Плюс сюда же раздел, обновляющий у человека знания, не относящиеся к биологии, но важные для понимания предмета (например, большая часть людей совершенно не понимает вопросы вероятности, даже не примитивном уровне).

Я еще не дочитал "Величайшее шоу", но мне кажется, что дублировать друг друга эти книги отнюдь не будут.

И вот ЭТА книга, мне кажется, могла бы на самом деле явиться настоящим, грозным оружием, способным убить в человеке креациониста. Людям, сделавшим ее, можно было бы, без всяких шуток, ставить памятник. Еще бы, правда, тираж чтобы был тысяч от 100, и цена не 
более 100 гривен (400-500 руб)...

Я бы попытался совместить свои прежние замыслы ("как в ходе эволюции появляются всякие новшества - новые виды, новые признаки, новые планы строения... и сама жизнь как могла появиться") с данными о наблюдаемой эволюции + экспериментальной эволюции + молекулярно-генетический ликбез. Мне бы не хотелось выводить на первый план именно доказательства эволюции, а скорее сделать акцент на фактических данных, показывающих, как она идет.

 





[identity profile] natalia-2302.livejournal.com 2012-09-28 07:09 pm (UTC)(link)
А я думала, что Вы, Александр, уже начали работать над новой книгой... поэтому месяцами и не появляетесь у себя в журнале... Как же так?! Пишите обязательно, пожалуйста! У Вас есть уникальный дар - стилистически красиво, логично, доходчиво, увлекательно, с юмором описывать очень сложные вещи.... Финансовый вопрос, конечно, всей этой истории навевает тоску (что-то мне подсказывает, что у Докинза не только за лекции баснословные гонорары, но и за книги и фильмы тоже), однако .... ну кто тогда, если не Вы?

[identity profile] livejournal.livejournal.com 2012-09-28 07:19 pm (UTC)(link)
Здравствуйте!
Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal. Подробнее о рейтинге читайте в Справке (https://www.dreamwidth.org/support/faqbrowse?faqid=303).

[identity profile] le-xa.livejournal.com 2012-09-28 07:30 pm (UTC)(link)
Мне кажется, что тут могут быть разные цели, и их лучше не смешивать. Во-первых, научно-популярные книги для читателей, которые все-таки что-то понимают про науку и готовы немного напрячься, чтобы понять больше (такие, как "Рождение сложности", "Эволюция человека" и т.д.) Во-вторых, книги, условно говоря, для школьников - они должны быть проще и увлекательней. И, наконец, книги для пропаганды , ориентированные на читателя, который, может быть, и хочет что-то узнать, но напрягаться при чтении не способен. Так вот, по-моему, надо заранее знать, на какую группу нацелена книга, и соответственно ее писать, не смешивая жанры.

[identity profile] elvensou1.livejournal.com 2012-09-28 07:33 pm (UTC)(link)
И я присоединяюсь и обоими руками за! Очень нравится ваш стиль изложения материала. Еще бы одну книгу не прочь осилить;)

Вообще странно, что человеку не удалось отыскать ваши книги... Я в Харькове на рынке в двух местах столкнулся, у других продавцов можно было без проблем заказать как двухтомник так и "Рождение сложности". С Докинзом тоже проблем не возникло.

[identity profile] teryaevv.livejournal.com 2012-09-28 07:38 pm (UTC)(link)
В Киеве двухтомник и "Рождение сложности" есть на книжном рынке на Петровке.

И новую Вашу книгу там же куплю.
Edited 2012-09-28 19:44 (UTC)

[identity profile] kean2006.livejournal.com 2012-09-28 07:42 pm (UTC)(link)
Ну всё это уже многажды оговаривалось. Такой процесс , как европейское Просвещение не затронул Россию. Большевистский проект просвещения, к сожалению, провалился (не умерла же физически такая «общность», как советский народ, а быстренько нашла себе новых идолов и разделилась согласно количеству этих идолов) и вернул нас назад. Надо принимать жизнь, как данность, без претензий, и работать ради идей и немногих, кто их понимает. Идеи дадут свои плоды много позже.
Что касается книги, то все, кто читал Вас ( и я в том числе) будут только рады любой новой книге. Но это совершенно не важно! Вы должны оставаться эволюционистом до конца: и позволить решать быть или не быть новой книге, и какой именно, не читателям, а своим хвостатым ядрам. Уверен, они сделают лучший выбор в том смысле, что книга, которую Вам будет самому интересно писать, «заразит» и читателей.
Предлагаемый план хорош тем, что книга, уже есть наполовину – только дополнить фактами . Если возьмётесь, было бы здорово (простите уж за то, что до сих пор живу в стране советов), поподробнее описать эксперименты – может быть даже предварительно сделать где-нибудь в интернете рейтинг «10 самых красивых экспериментов в биологии». Ведь красота эксперимента играет в убеждении не малую роль. Хотя, повторюсь, (пере)убеждать никого не надо – не это должно быть целью, а как Вы сами сказали в своей книге - «цель – это поиск истины, какой бы она ни была».

[identity profile] sasha-ek.livejournal.com 2012-09-28 07:57 pm (UTC)(link)
Для начала, почитайте что уже написано. В частности, написано Николаем Левашовым, в книге "Сущность и Разум", первом и втором томе. Кстати, совершенно бесплатно; как говориться "Всё лучшее в этой жизни - бесплатно". www.levashov.info

[identity profile] sveta ivanova (from livejournal.com) 2012-09-28 07:57 pm (UTC)(link)
Александр,обязательно пишите,ибо с человеческой необразованностью надо бороться,и у вас это отлично получается!

[identity profile] a265.livejournal.com 2012-09-28 08:15 pm (UTC)(link)
Отличные книги! Пишите еще!

Image

[identity profile] slambanger.livejournal.com 2012-09-28 08:19 pm (UTC)(link)
Конечно, пишите. Только пишите проще, если книга для масс и ваша цель - просветить невежд. Проще не в смысле упрощения сути, а упрощения подачи материала. Поменьше редких слов и латинских названий, побольше картинок. Я прочитал "Эволюцию человека" от начала до конца, мне понравилось. Но мне кажется, что человек без высшего образования или с IQ, скажем, не сильно выше 100 просто бросит книгу, не дочитав даже первый том.
Согласно последним опросам ВЦИОМ 33% россиян считают, что не Земля вращается вокруг Солнца, а Солнце вокруг Земли. Не забывайте об этом.
Edited 2012-09-28 20:20 (UTC)

[identity profile] zlata-gl.livejournal.com 2012-09-28 08:41 pm (UTC)(link)
Желаю Вам творческих успехов и жду новых книг.
Ваших и переводных".
"Грандиозное Шоу" Докинза - уже прочла.

[identity profile] ashipunov.livejournal.com 2012-09-28 09:14 pm (UTC)(link)
Хорошая идея.
Если в следующем году -- готов помогать.
Я, кстати, попытался недавно сконцентрировать основные положения текста в одной лекции. Среди наших студентов латентных креационистов никак не меньше, чем среди российских.
Леша Шипунов

[identity profile] truechelovek.livejournal.com 2012-09-28 09:23 pm (UTC)(link)
"Убить в человеке креациониста", то есть сделать его настоящим человеком, можно только одним-единственным способом - донеся до него ясное и точное понимание, что такое разум.
Очень жаль, что вы (мн.ч.) не способны это понять.

[identity profile] sabacha.livejournal.com 2012-09-28 09:25 pm (UTC)(link)
Конечно, нужны книги для людей с невысоким образованием!! Мне не кажется, что креационизм прям ужас-ужас как наступает. Но конечно, очень нужна книга про эволюцию, написанная максимально просто, а по цене, объему и тиражам примерно совпадающая с бульварными романами. Вот это было бы здорово. Если кто-то созреет что-то переводить и издавать, готова переводить, я это умею.
Edited 2012-09-28 21:26 (UTC)

[identity profile] terekhov.livejournal.com 2012-09-28 09:44 pm (UTC)(link)
Боюсь, что всё тщетно... Если раньше были надежды и сомнения, то сейчас они сменились тоскливой уверенностью - страна взяла курс на установление православного шариата. Это подтверждает цепь недавних событий с отъёмом собственности в пользу РПЦ, введением ОПК, и проч, которую венчает инициатива госдумы о защите чувств верующих. Несомненное свидетельство того, что процент ПГМнутых во власти достиг критического значения. Верхушка, соответственно, заставляет перестраиваться подножие. Пастыри подхлёстывают стадо, и оно устремляется в нужную сторону. Последний перекрёсток пройден. Впереди прямая дорога в бездну =)

[identity profile] ilia-yasny.livejournal.com 2012-09-28 09:50 pm (UTC)(link)
Стопудово!
Я знаю нескольких людей, включая себя, которые такую книгу не только купят, но подарят знакомым и будут всячески пиарить. Про основы школьной биологии очень правильно написано -- человек, который 15 лет назад один раз на уроке слышал, что такое ДНК, не представляет, что это.

[identity profile] lady-tiana.livejournal.com 2012-09-28 11:39 pm (UTC)(link)
Пиши конечно.

[identity profile] vblago.livejournal.com 2012-09-28 11:51 pm (UTC)(link)
Саша, пожалуйста пиши. Больше - лучше

[identity profile] krassova-lily.livejournal.com 2012-09-29 02:09 am (UTC)(link)
В России все ещё можно купить, у нас, в Новосибирске, почти в каждом магазине есть, покупаю все, что появляется, ибо ребенок подрастает, а кругом какая-то вакханалия мракобесия

[identity profile] tanya yavorskaya (from livejournal.com) 2012-09-29 05:39 am (UTC)(link)
Могу помочь киевлянину:дать почитать упомянутых метров-просветителей

[identity profile] pc.livejournal.com 2012-09-29 06:44 am (UTC)(link)
В любом интернет-магазине можно приобрести и Маркова и Докинза и т.д.
(deleted comment) (Show 2 comments)

[identity profile] jazzp0lice.livejournal.com 2012-09-29 07:20 am (UTC)(link)
Книга нужна мировоззренчески нейтральная. То есть чисто о науке. Информативно о методах современной биологии и о теории эволюции. Без упоминания слова "креационизм" вовсе. Исторический обзор тоже лишний, ибо: "Дарвин про ДНК не знал, значит не прав. Раз не прав, то нет никакой эволюции. Что и требовалось доказать."

Проблема в том, что сейчас любой разговор об эволюции идеологически окрашен. Соответственно, аудитория, далекая от атеизма, просто не читает книг про эволюцию. Принципиально. Они, может, и хотели бы читать о современной биологии, а им талдычат о том, что "Гагарин в космос летал, Бога не видал".

[identity profile] aspidisca.livejournal.com 2012-09-29 07:40 am (UTC)(link)
Мне кажется, причина тяги людей к креацианизму и другой мистике не столько в недостатке знания и понимания, сколько в естественном интересе ко всему загадочному. В школе и большинстве профессиональных учебных заведений людям дают информацию о том, что уже давно известно, информация об устройстве мира вообще и о происхождении жизни в частности оказывается в общем ряду набора сведений, которым должен овладеть каждый человек, таких как знание своего домашнего адреса и представление о законах своего государства - может и необходимо, но скучно. А потом появляются креационисты, астрологи, нетрадиционные медики и т.д. и говорят: "Товарищи, мир на самом деле не так прост, как вам внушали, в нём столько всего необъяснимого (причём наука на это необъяснимое закрывает глаза, делает вид, что его нет вовсе)..." Затем товарищам предлагается присоединиться к числу первопроходцев на этом новом пути познания мира, приобщиться к великому, так сказать.
Поэтому лучше бы не разъяснять людям давно известные в кругах специалистов истины (это практически бесполезно до того, как появится желание их знать), а дать представление о том, что происходит на самых границах научного знания. Чтобы они видели, что внутри "сообщества эволюционистов" число вопросов не меньше, чем число вопросов, предъявляемых к теории эволюции креационистами, и главное, эти вопросы гораздо интереснее и "фундаментальнее", чем вопросы типа того, почему белые бабочки до сих пор не стали серыми. В общем, дать понять, что в плане удовлетворения интереса к "загадочному" наука может дать даже больше, чем мистика. А когда человек поймёт, что ему не хватает каких-то знаний для того, чтобы в полной мере "ощутить" всю глубину этой "загадочности", тогда он сам проявит инициативу в плане ликвидации пробелов в своём образовании. А ликвидировать эти пробелы без инициативы со стороны самого "просвещаемого" вряд ли получится. (С детьми, конечно, всё несколько по-другому.)
Это я в основном по собственному опыту сужу. Против эволюции никогда ничего не имела, но в своё время очень интересовалась всякими летающими тарелками и прочими паранормальными явлениями. Потом как-то незаметно и постепенно переключилась на "настоящие" "тайны природы" (особенно в связи с появлением общедоступного интернета), так что теперь никакие "зелёные человечки" меня не волнуют. Существуют ли они и прилетают ли на землю - какая разница? - Это такая незначительная деталь нашего мира, не стоящая внимания. Теперь вот жалею, что в школе и институте толком не училась.

Написать еще одну книженцию, что ли

[identity profile] livejournal.livejournal.com 2012-09-29 08:27 am (UTC)(link)
Пользователь [livejournal.com profile] eredraug сослался на вашу запись в «Написать еще одну книженцию, что ли (http://apokrif93.livejournal.com/10826403.html)» в контексте: [...] ник сообщения [...]

Page 2 of 3