macroevolution: (anomalocaris)
macroevolution ([personal profile] macroevolution) wrote2015-12-12 10:10 am

Самый верхний пост

Здесь можно обсуждать мои книжки и задавать вопросы.
     
Правда, не могу обещать, что на все быстро отвечу. Живу в режиме хронической нехватки времени.Ответы компетентных читателей приветствуются. Со сложными вопросами по эволюции человека лучше обращаться на сайт Антропогенез.ру

Дискуссии о креационизме, гомеопатии, астрологии, новой хронологии, волновом геноме, жизни после смерти, переселении душ и т.д. и т.п. здесь не ведутся. См. также: Доказательства эволюции.

____________________________________________
Научно-популярные лекции
Эволюционная биология любви  (видео)
Обзорная лекция по эволюционной психологии (нейропсихология, психогенетика) в МПГУ. Апрель 2014.
Эволюционные корни добра и зла (эволюция кооперации и альтруизма: от бактерий до человека)
    О том же 29.03.2014 в Тимирязевском музее
На "Первом медицинском":   Мозг и социальность
                       (июнь 2013)     Эволюция альтруизма
                                            Эволюционное религиоведение
Лекция про эволюционные эксперименты. Часть 1. (программа "Академия", канал "Культура" 18.03.2013)
                                                                      Часть 2, искусственное видообразование (19.03.2013)
В поисках генов человечности ("Академия", 16.09.2013)
Как гены влияют на наше поведение (психогенетика) ("Академия", 17.09.2013)
Теория эволюции: роль полового отбора
Половой отбор ("Научная Россия", январь 2014)
Происхождение разума, эмоций, морали: обзор достижений эволюционной психологии
Эволюционные корни человеческой психики
Эволюция человека: события 2011 года
Эволюция человека. Доклад на семинаре "Наука и вера" (2009)

__________________________________________
Радио- и телепередачи, интервью

про эволюцию поведения (радио Маяк, апрель 2014)
Интервью на "Эхе Москвы" с С.Корзуном (декабрь 2013)
"Вся правда о любви" с С.Корзуном (январь 2014)
"Вся правда о половом отборе" (февраль 2014)
Что значит быть человеком. Интервью на телеканале "Совершенно секретно" с Д. Губиным (2013)
"Серебряный дождь", декабрь 2013    Часть 1: http://www2.silver.ru/audio/BSDLG/
                                    Часть 2: http://www2.silver.ru/audio/BAOWI/
                                                                        Стенограмма
Эволюция чувства прекрасного (о регуляции экспрессии генов, онотогенезе, эволюционной эстетике, половом отборе. Ноябрь 2013)
Передача "Мозговой штурм" (ТВ Центр) про ранних млекопитающих.Смотреть  (март 2014)
Онлайн-ТВ (про эволюцию человека)
"Школа злословия"
В мире животных (с Н.Н.Дроздовым, про половой отбор) И еще - про любовь
Наука 2.0. Радиопередача про эволюцию человека: Часть 1 Часть 2
Телепередача: Часть 1 Часть 2
Радиопередача про эволюцию альтруизма (Постнаука, РСН)
"История успеха"
"Послесловие" с А. Архангельским (об эволюции с Дробышевским и священниками)
Мир науки /Эволюция человека (с А. Сергеевым)
Беседа с Я. Кротовым 25.03.2013
Постнаука Добиологическая эволюция, Теория РНК-мира Катархей и Архей
Наблюдатель (С С.Поповым и А.Дубасом)
Разговор с Ильей Колмановским об эволюции человека
"На грани безумия" ОТР, 2013

Интервью в журнале "Огонек" (ноябрь 2013)
Ген альтруизма (интервью в журнале "Эксперт")
Хомо прямоходящий (интервью в журнале "Русский репортер"
Интервью по теме двухтомника (журнал "Большой город")
Нейроны личности (интервью в "Ведомостях")
"Мы пещерные люди, случайно оказавшиеся в каменных джунглях" (интервью)
Меньше сидишь в интернете - лучше размножаешься
Телепередача: лит. критик Николай Александров про двухтомник "ЭЧ"
О популяризации науки (с Е. Тесаковой, "Русский репортер")



__________________________________________
Рецензии, отклики на "Эволюцию человека"

1.
Калифорниевый век русской литературы ("Троицкий вариант")

2. Из рецензии Максима Борисова в журнале "Наука в фокусе" (ноябрь 2011):
"Многие ее страницы напоминают книгу нобелевского лауреата этолога Конрада Лоренца "Агрессия" - то же преломление всех описываемых феноменов через личный авторский опыт, собственные наблюдения и основанные на них заключения, заражающие своей ясностью и увлекающие на путь реального постижения научной истины, а затем и обобщения, без видимых зазоров сливающиеся в какой-то момент с тем знанием, что уже добыто современным естествознанием....
... Впрочем, вряд ли кто-то, сознательно взявший в руки книгу Маркова, будет разочарован отсутствием лженаучных чудес и "альтернатив". Конечно, здесь не найдется ничего такого, что "полностью перевернет ваши представления", если вы, конечно, не прогуливали в свое время школу. Но подробности, связанные с научным "мэйнстримом", при должном в них погружении гораздо увлекательнее и занятнее, чем любая поверхностная псевдонаучная чепуха".


3. В кафе с гориллой ("Ведомости")

4. Георгий Любарский. Старые кости и молодые гены (рецензия в журнале "Эксперт")

4. Путь человечества (рецензия Петра Дейниченко на сайте "Читаем вместе"). Полная версия на сайте slovosfera.

5. Двухтомник "Эволюция человека" удостоен премии "Просветитель" 2011 г. См.: "Набраться мужества и включить мозги" (газета.ру) "Александр Марков и Владимир Плунгян стали главными просветителями 2011 года" (полит.ру)

6. Биологическая поэма (КоммерсантЪ). "Двухтомник Александра Маркова — книга совершенно взрослая и для взрослых, он излагает не азы, а самые свежие идеи современной науки и чуть ли не с наибольшим удовольствием обращается именно к самым острым вопросам — острым и в научном, и в общественном плане, от эволюционного происхождения религии до угрозы генетического вырождения современного человечества. Он пишет умно, интересно и весело. Про актуальность своей книги он сам сказал в благодарственной речи: "Именно сейчас нашему обществу не хватает биологических знаний, чтобы построить у себя в голове правильную, адекватную модель мира и самих себя, когда научных знаний нет, люди заполняют эту пустоту психологически удобными, комфортными вымыслами, такие люди не только начинают заниматься уринотерапией и верить в гороскопы, они начинают бороться с ГМО, запрещать исследования стволовых клеток, то есть всерьез заталкивают общество в Средневековье, поэтому то, что внимания удостоилась книга о нашем происхождении,— это хороший знак, который позволяет надеяться, что тенденция к "отупению" еще может быть преодолена". Победит в итоге отупение или поумнение, это мы узнаем не скоро, но благодаря книгам-победительницам и вообще всей деятельности премии "Просветитель" шансы сторонников поумнения резко вырастают."

7. Рецензия в сообществе [livejournal.com profile] chto_chitat: отдельно про том 1 и про том 2.

8. Майя Кучерская ("Ведомости", 28.11.2011): «Эволюция человека» палеонтолога Александра Маркова борется с суевериями гораздо более закоренелыми, связанными с происхождением человека, с нашими ближайшими невымершими родственниками (а это шимпанзе), обсуждает нейрофизиологическую основу религиозного и нравственного чувства. Впрочем, научная истина не может оказаться в противоречии с верой, это признает, кажется, и убежденный атеист Марков, завершая свою книгу следующим изящным пассажем: «Наука не убивает душу. Она ее открывает и даже в каком-то смысле создает. А еще берет ее за ручку и выводит из детского сада со сказочными картинками на стенах в огромный и прекрасный мир реальности».

9. Рецензии читателей на сайте интернет-магазина "Лабиринт": отзыв 1, отзыв 2

10. Отклики в ЖЖ: elisapeyron   naina-kievna folkvald chaotickgood leo-mosk kozlenkoa 13mu
    " Забавно, читая двухтомник А. Маркова об "Эволюции человека", ловишь себя на забытых детских чувствах - на любви к человечеству. Отличная книга, не устану повторять. Очень теперь хочу в Африку, в колыбель человечества. Раньше и мысли об этом не возникало." ( [livejournal.com profile] a_ilichevskii )
     " Вот построю загородный домик своей мечты, поставлю там камин, который у меня уже 5 лет на складе ждет и куплю себе трубку! Буду сидеть вечером у камина с книжечкой, например "Эволюция человека" Маркова. Такое умиротворение! Жажду припасть...." (отсюда)

11. Из статьи о ярмарке нон-фикшн - 2011 в Литературной газете: "Скучая за стендами, с некоторой завистью поглядывают представители научных издательств в сторону Corpus’а и ЭКСМО. К примеру, незаменимый Академ­издатцентр «Наука» РАН не видит перспектив в повышении тиражей, спрос на их продукцию низкий даже на ярмарке, зато стабильный. «Не повышается интерес к чисто научным изданиям, у нас средний тираж – 2000 экземпляров», – грустно констатирует Наталья Комарова, сотрудник издательства. А в десяти метрах от неё, у остеклённого входа в зону семинаров, бодро подписывает свежеотпечатанную книгу Илья Колмановский, биолог и научный журналист. Предмет его внимания – «Эволюция человека» в двух томах, научно-популярная книга Александра Маркова: «Между прочим, весь тираж (а было отпечатано 5000 экземпляров) уже распродан! Но вы не волнуйтесь, – кивает он в сторону заполненного молодёжью зала. – Мы уже заказали дополнительный». И что-то подсказывает: тираж этот повторит первый успех."

12. Из откликов читателей.
"Моя бабушка с интересом читает первый том ЭЧ, но сказала, что не будет читать второй. Потому что, говорит, это может жестоко поколебать религиозные чувства (которые доставляют ей удовольствие)."

13. Добро выгодно генам ("Ведомости - пятница", 12.12.2011)

14. Дмитрий Шабанов: Марков и эволюция человека (Компьютерра Online)

15. Людмила Улицкая: "Эволюция человека", двухтомник Александра Маркова — самая интересная для меня книга за последнее время. Вместо некоторых давно привычных и устаревших представлений о природе человека Марков предлагает какую-то прочищенную, заново продуманную теорию эволюции. Это не самое легкое чтение, но эта книга уточняет и расширяет представление о человеке, то есть о себе самом. Эта книга получила премию фонда «Династия», и это действительно очень высокая оценка — все книги, отмеченные этой премией, — первый класс!
(отсюда)


16. Одиннадцать лучших книг 2011 года

17. Блог книжного магазина Библио-Глобус, 19 января 2012 г.

Рейтинг научно-популярных изданий
Издательство "CORPUS" наконец отпечатало дополнительный тираж настоящего бестселлера - книги-лауреата премии "Просветитель" "Эволюция человека" (так что спешите, пока и эти 5 000 не раскупили!). И эта работа снова вернулась на своё первое место среди научно-популярных изданий.
На 4-м месте тоже книга А. Маркова - "Рождение сложности".
Неизменно в десятке самых популярных - мемуары Ричарда Фейнмана.
И невероятно, но факт - 4 из 10-ти мест занимают книги Марка Перельмана, изданные в серии "Науку-всем!", что видимо, и влияет на выбор читателей;)

1. А. Марков. Эволюция человека
2. М. Перельман. А почему это так? Книга 1. Физика вокруг нас в занимательных беседах, вопросах и ответах
3. М. Каку. Физика будущего
4. А. Марков. Рождение сложности. Эволюционная биология сегодня: неожиданные открытия и новые вопросы
5. М. Перельман. А почему это так? Книга 2. Физика в гостях у других наук в занимательных беседах, вопросах и ответах
6. О. Фейгин. Теория всего
7. М. Перельман. Наблюдения и озарения, или Как физики выявляют законы природы: От Аристотеля до Николы Теслы
8. Р. Фейнман. Вы, конечно, шутите, мистер Фейнман!
9. М. Каку. Физика невозможного
10. М. Перельман. Наблюдения и озарения, или Как физики выявляют законы природы: От кванта до темной материи

18. К.Ю.Еськов. Очень своевременная книга (рецензия в журнале "Новый мир")

___________________________________________
Фрагменты из книги "Эволюция человека":

Предисловие
Гены, которые мы потеряли (из главы "Мы и наши гены" в кн. 1)
Анатоль Франс ничего не доказывает (из главы "Очеловечивание" в кн. 1)
Заключение (кн. 2, стр. 471-499)

___________________________________________
Отрицательные рецензии (как же без них, родимых!)

1. Отзыв креациониста Алексея Милюкова можно найти тут (в самом низу страницы). Здесь все более или менее просто: креационист разочарован, он ожидал, что я буду на протяжении всех двух томов на полном серьезе спорить с креационистами и отстаивать истинность эволюционных взглядов. Делать мне больше нечего...

2. Е.Н.Панов. О книге А.В.Маркова "Эволюция человека". - Тут серьезнее. Эта рецензия написана известным, уважаемым этологом. Критикует он меня в основном за то, что я поддерживаю некоторые хорошо обоснованные и прочно утвердившиеся в науке теории, такие как теория полового отбора (придуманная Дарвином и радикально доработанная Фишером), теория родственного отбора (вклад в ее развитие внесли Фишер, Холдейн, Гамильтон и другие), идея эволюционно-стабильных стратегий (Мейнард Смит и др.) и ряд других. Все эти "геноцентрические" теории по какой-то не вполне понятной мне причине (возможно, из-за самого своего геноцентризма) очень не нравятся Евгению Николаевичу. Ну что ж, я считаю, что моя задача как популяризатора науки состояла в том, чтобы познакомить читателей прежде всего с "мейнстримными" идеями (тем более, что я действительно считаю все перечисленные идеи очень полезными и во многом правильными). Что касается павлиньего "хвоста", который на самом деле надхвостье, то на эту терминологическую ошибку мне уже указал другой критик (что, кстати, намекает на редкость подобных ошибок в книге). "Надхвостье" там не подходит по стилю, читатель будет спотыкаться, придется все-таки оставить "хвост" и мужественно терпеть упреки щепетильных орнитологов. Некоторые упреки Е.Н.Панова указывают на недостаточное понимание текста. Вот типичный пример: "Но чтобы покончить с «павлиньим хвостом», приведу еще одну любопытную цитату их книги. «В исследовании, проведенном Дэниелом Круджером из Мичиганского университета, анализировался другой, гораздо более громоздкий и обременительный «павлиний хвост», которым половой отбор наградил мужчин (имеется в виду мужской совокупительный орган — Е.П.). Речь идет о расточительстве, то есть о склонности тратить больше ресурсов (например, денег), чем это необходимо и оправдано с экономической точки зрения. Это явление называют также показным потреблением» (с. 417 тома 1). Вот уж действительно «В огороде бузина, а в Киеве дядька»." Здесь Е.Н.Панов цитирует фразу из раздела, озаглавленного "Чувство юмора и щедрость - результаты полового отбора?". В этой фразе совершенно очевидно имеется в виду чувство юмора, о котором говорилось выше по тексту, а вовсе не "мужской совокупительный орган". Каким образом Евгений Николаевич усмотрел тут намек на мужской совокупительный орган? Ума не приложу. В разделе нет ни слова про этот орган, да и нигде во всей книге я не сравнивал его с павлиньим хвостом. Не удивительно, что при таком странном понимании текста рецензенту пришла на ум поговорка о бузине и дядьке. Я мог бы ответить и на другие замечания (например, я тоже читал первоисточники по экспериментам с Канзи и не согласен, что мое изложение тенденциозно; то же относится и к поведению диктиостелиума). Но интереснее всего тут другое. Евгений Николаевич озаглавил один из разделов своей рецензии "О парадигме, в тисках которой находятся взгляды А.В. Маркова". С моей парадигмой все как раз понятно: это совокупность более или менее общепринятых представлений об эволюции, являющихся результатом естественного развития т.н. генетической теории эволюции, зародившейся трудами Р.Фишера, Ф.Добжанского и мн. др. в середине XX века из синтеза классического дарвинизма и генетики, с многочисленными последующими "апдейтами", обусловленными развитием молекулярной биологии, сравнительной геномики и т.д. Но в рамках какой парадигмы мыслит Евгений Николаевич? Что заставляет его отметать даже такие, казалось бы, твердо установленные вещи, как половой отбор? Не знаю. Хочется верить в лучшее. Но, признаюсь, мне стало слегка не по себе, когда я наткнулся на упоминание "наивного, плоского эволюционизма". Надеюсь, Евгений Николаевич просто забыл, из чьего лексикона происходит этот ярлычок. И о какой не самой светлой эпохе в развитии отечественной биологии он напоминает.

* * *
Некоторые читатели, скачавшие пиратские копии моих книг, выразили желание отблагодарить автора и просили сообщить банковские реквизиты. Сообщаю:
Номер счета в Яндексе: 410011461628841

В "Альфа-банке":
Номер счета: 40817810604010452536

Банк получателя: ОАО «Альфа-Банк»
БИК: 044525593
Кор. Счет: 30101810200000000593
ИНН Банка: 7728168971
КПП Банка: 775001001




(deleted comment) (Show 1 comment)

Поломки в сложных системах

[identity profile] livejournal.livejournal.com 2012-07-08 09:45 pm (UTC)(link)
Пользователь [livejournal.com profile] che_shr_cat сослался на вашу запись в «Поломки в сложных системах (http://che-shr-cat.livejournal.com/121336.html)» в контексте: [...] жительность существования видов, родов и семейств неуклонно росла [Марков, «Рождение сложности» [...]

[identity profile] vvnis.livejournal.com 2012-07-23 10:02 am (UTC)(link)
по прочтению первого тома "Эволюции человека" возникли некоторые вопросы

1. получается археологических находок общих предков нас и шимпанзе так и нет ?
тоесть есть ОЧЕНЬ древние кости ( сотни миллионов лет) но они относятся к уже ответвившемся особям ?

вы так красиво обЪясняли что Арди это вроде как еще обезЪяна но уже человек, но потомки её по-вашему только люди а нет отдельно её потомков обезЪян и отдельно человека ( утрировано )

надеюсь вы понимаете о чем я ?

2. я примерно уже понял как по -вашему работает естественный отбор и даже как у птиц например появляются элементы красоты.

но мне не понятно как например появляются такие вещи как например крылья.. ведь если на то чтобы они стали функциональными должны пройти десятки лет (минимум ) \\ я тут очень занизил

а отбор как раз уничтожил бы этих уродов с недокрыльями..

[identity profile] locutus-feles.livejournal.com 2012-08-07 08:10 pm (UTC)(link)
Прочитал первый том. Есть несколько замечаний, вопросов и благодарностей.

Вёрстка. Люблю книги "Династии", но вёрстка, безусловно, не является лучшей их стороной. В начале книги вы ссылаетесь на схемы участков ДНК, в которых нуклеотидные замены выделены жирным шрифтом и подчеркнуты, тогда как на самих схемах подчёркивания отсутствуют. Смущает отсутсвие банального выравнивания по ширине в своеобразных "флешбеках" или отступлениях к разбору результатов из некоторых научных статей. Ну могли бы как-то иначе выделить вставки.

Сейчас начал читать второй том, так там на странице 71 слово "встречается" "с трудом" умещено на целую строку. Одно слово растянуто на строку обычного повествования! Мой любимый тёплый ламповый LaTeX2e никогда такое не допустил бы. Так что за вёрстку я поставлю тройку.

Очень понравились иллюстрации, выдержанные в едином стиле. Чувствовалась рука хорошего художника, котороый должен был, например, привести различные гипотетические внешние виды гоминид к одному стилю.

Было бы интересно прочитать обзор по истории возникновения и распространения древнейших языков - некоторые из ни появились задолго до срока в "10 тысяч лет".

Спасибо вам за книгу. Было очень интересно получить знания из столь далекой для меня области науки.

[identity profile] ein-sucher.livejournal.com 2012-08-16 02:10 am (UTC)(link)
Здравствуйте, Александр!

Конечно, немножко не по теме, но надеюсь, что Вы не обидитесь. Хочу спросить вот о чем. Слышали ли Вы о доказательстве невозможности существования Бога, приводимом Анатолием Вассерманом? Меня удивляет, что его теория не вызывала широкого резонанса. Не встречал практически никакого обсуждения со стороны ученых или богословов. А ведь этот человек, достаточно известный и явно не относящийся к людям просто с улицы, претендует на серьезное... ну, скажем, открытие. Мне было бы очень интересно узнать Ваше мнение по этому поводу, разумное, аналитичное, каким является весь Ваш подход. Если Вы не знакомы с доказательством, то вот видео, оно небольшое (там Вассерман ссылается еще и на свою статью, у меня на нее есть ссылка, если понадобиться) - http://www.youtube.com/watch?v=hGwtfj7Xh5w

Заранее спасибо за ответ.

[identity profile] stepsa.livejournal.com 2012-09-03 06:30 am (UTC)(link)
Александр Владимирович, во-первых спасибо за правильные книги. :)

Поскольку не являюсь специалистом от слова "совсем", возник у меня такой вопрос. Приводите вы во втором томе "Эволюции человека" такой эксперимент:

Более сложный эксперимент был проведен на 50 добровольцах обоего пола — студентах одного из английских университетов. <…>

Перед началом игры каждому участнику предлагалось избрать для своей группы лидера из двух кандидатов, якобы случайно выбранных компьютером из их пятерки. На самом деле это были вымышленные личности. Студентам сообщали только имена кандидатов (Сара и Питер), их возраст (20 лет), увлечения и будущую специальность (Сара собирается стать юристом, Питер изучает английскую литературу).
Каждый студент голосовал за Сару или Питера, а потом ему сообщали "результаты выборов". Половине студентов говорили, что лидером избрана Сара, половине — что Питер. Затем проводилась сама игра.
Процент голосов, поданных студентами за лидера-мужчину и лидера-женщину в разных ситуациях: 1) внутригрупповая конкуренция, 2) межгрупповая конкуренция, 3) оба вида конкуренции, 4) контроль. По рисунку из Van Vugt, Spisak, 2008.
Результаты эксперимента полностью совпали с ожиданиями исследователей. Студенты из первой группы (внутригрупповая конкуренция) почти всегда голосовали за Сару, из второй (межгрупповая конкуренция) — за Питера. Студенты из третьей группы (оба вида конкуренции) чаще голосовали за Сару, но здесь ее преимущество было выражено слабее, чем в первой группе. Студенты из четвертой, контрольной, группы разделились поровну: половина предпочла лидера - мужчину, половина — женщину. Выбор студентов не зависел от их собственного пола.
Кроме того, пол воображаемого лидера повлиял на результаты игры. В первой группе студенты вкладывали в общественный фонд больше денег, если думали, что лидер у них Сара. Во второй группе, напротив, больше вкладывали те, кто считал лидером мифического Питера. По мнению исследователей, выявленные предпочтения при выборе лидера являются отголоском ранних этапов эволюции человека (конечно, в сочетании с культурными стереотипами, которые, впрочем, тоже могут иметь отчасти биологическое происхождение). Такие предпочтения могли зародиться очень давно, даже до разделения эволюционных линий людей и шимпанзе. Например, у шимпанзе самцы обычно верховодят военными операциями — рейдами по патрулированию границ территории группы и набегами на земли соседей. В урегулировании внутригрупповых конфликтов (например, в разнимании драчунов), напротив, чаще участвуют высокоранговые самки. Поэтому еще у очень далеких предков людей могли сформироваться и закрепиться в генах (стать врожденными) соответствующие правила принятия решений, например такие: "На войне следуй за лидером, имеющим мужественный вид".


Есть у меня ощущение, что профессия имеет в данном вопросе куда больший "вес", чем гендерная принадлежность. Ну, по крайней меря я точно смотрел бы на это, а не на пол. Но поскольку специалистом не являюсь, как раз вопрос и задаю. То есть, ошибаюсь ли я, считая, что эксперимент поставлен не совсем корректно? Задачи "опровергнуть" у меня нет, я вменяемый… :)

Вопросы, с вашего позволения, будут ещё, но не с первого прочтения, всё-таки я технарь, сложно. А спрашивать, почему Земля круглая, а люди вниз не падают как-то не хочется.

[identity profile] yumal.livejournal.com 2012-09-06 08:17 am (UTC)(link)
А "Рождение сложности" в электронном виде есть? Поиском не нашёл.

[identity profile] sergey artamonov (from livejournal.com) 2012-09-07 07:58 am (UTC)(link)
"Сейчас нужно радоваться тому, что в России есть Марков - блестящий биолог и блестящий популяризатор биологии, который не теряет связи с наукой и никогда не уходит в бесстыжее популяризаторство" (Александр Невзоров).

Приятные слова от неожиданного человека! Или, может быть, вы знакомы? Какое у Вас вообще отношение к А. Невзорову?

[identity profile] dr-lecter-h.livejournal.com 2012-09-07 03:47 pm (UTC)(link)
Прокомментируйте пожалуйсто новость:

http://www.vesti.ru/doc.html?id=900762&cid=2161

может и остальные 20% генома тоже не являются мусорной ДНК?

[identity profile] roman-kr.livejournal.com 2012-09-08 06:14 pm (UTC)(link)
Добрый вечер,
Купил две Ваши книжки (Эволюция) в бумажном виде после скачивания - на тему копирайта.
И был вознагражден главой о патриархальном альтруизме - в электронной копии я бы до нее не добрался.
Я хотел спросить у Вас о Вашем отношении к работам Эфроимсона. Его статья в Новом мире о генетике альтруизма когда-то сотрясла советскую интеллигенцию.
С уважением, Роман

[identity profile] etaborya.livejournal.com 2012-09-16 01:40 pm (UTC)(link)
Большое спасибо за книги, не ожидал, что проучившись 6 лет на биофаке, 3 года в аспирантуре и с облегчением сменив профессию буду с таким интересом читать Ваши научно-популярные книги.

[identity profile] magpie73.livejournal.com 2012-09-16 04:59 pm (UTC)(link)
Скажите, пожалуйста, почему все ссылки на статьи в библиотеке Этология.ру у меня открываются на какую-то рекламу золотых монет Георгий Победоносец http://ethology.ru/library/id_204.html -и больше там ничего нет...? Это ошибка?

[identity profile] magpie73.livejournal.com 2012-09-17 05:40 pm (UTC)(link)
Я сейчас, затаив дыхание, слушаю вашу лекцию Эволюционные корни добра и зла. Великолепно, очень интересно, столько нвой информации!
Но у меня есть несколько англояз корреспондентов, с которыми я бы хотела поделиться этой информацией. Но они почти не говорят по-русски. Что вы могли бы посоветовать на англ языке почитать по той же теме?

[identity profile] vvnis.livejournal.com 2012-09-19 05:34 am (UTC)(link)
я прочитал ваш двухтомник.
многое было для меня в новинку
очень много интересного
я понимаю ваш взгляд на то что это всё могло произойти само по себе
"обычным способом", как говорил Кристофер Робин

но по -правде говоря вы меня не убедили в отсутствии направляющей и участвующей воле некого творца. ну не суть. я не об этом

хотел спросить как теория эволюции пытается обЪяснить существование жизни в экстремальных условиях. на безумных глубинах и при страшных температурах

например таких как Polychaetes (многощетинковые черви)

какие мутации отобранные отбором помогли им туда попасть и приспособиться прежде чем их тупо не уничтожила среда ?

продолжая тему эволюции

[identity profile] livejournal.livejournal.com 2012-09-19 05:41 am (UTC)(link)
Пользователь [livejournal.com profile] vvnis сослался на вашу запись в «продолжая тему эволюции (http://vvnis.livejournal.com/2752809.html)» в контексте: [...] я дочитал двухтомник Маркова [...]

[identity profile] magpie73.livejournal.com 2012-09-20 12:20 pm (UTC)(link)
продолжаю читать и обдумывать вашу лекцию про эволюционные корни Добра и Зла - как хорошо, что есть распечатка, а особенно интересны обсуждение вопросов после лекции.
и уже по их поводу ябы хотела задать вам еще вопросы.
1) Борис Долгин: Второй вопрос в том, считаете ли вы, что религиозные обряды — проявление альтруизма? По-моему, у вас в лекция это совершенно иначе звучало?
Александр Марков: Не проявление альтруизма, а вы сказали, могут подавлять психику?
Григорий Чудновский: Да, для этого они, возможно, и создаются.
Александр Марков: А здесь нет противоречия. Очень может быть, что проявлению парохиального альтруизма, то есть беззаветной преданности своим, готовности умереть за свою веру, за своих единоверцев, подавление психики как раз может способствовать. - Да, конечно, это взаимосвязано, и как раз по социопсихологическому механизму тошо, как это работает, есть очень интересные работы Jonathan Haidt, часть ссылок лежит здесь http://magpie73.livejournal.com/955806.html?mode=reply#add_comment
2) Сергей Капустин: И второй вопрос, мы обобщаем разные рассуждения, о мемо-вирусах, таких культурных явлениях. Как вы относитесь к такой идее: в принципе, эволюция — это и есть распространение и размножение генетической информации. Ген как носитель информации «имеет цель» чтобы себя реплицировать. Не появляются ли в человеческой среде, в какой-либо природной среде, на информационном уровне, другие носители? То есть человек является носителем информации в другой не генетической форме, идеи, утверждения как один из возможных вариантов, он старается распространять эту информацию уже не в генетической форме, а в форме культурной, например. И тем самым какое-то поведение, которое может показаться альтруистическим для генетического размножения, может быть совсем не альтруистическим в качестве информационного эквивалента размножения. --это очень интересный вопрос и мне он, в общем, понятен, потому что сама много на эту тему думала. Было бы очень интересно узнать, кто и откуда этот Сергей Капустин, и можно ли в жж его где-то встретить, пообщаться?

[identity profile] magpie73.livejournal.com 2012-09-20 12:22 pm (UTC)(link)
Извините, поторопилась нажать.
Буду очень признательна вам за ответ. Спасибо за лекцию

[identity profile] fi-nick.livejournal.com 2012-09-24 06:29 am (UTC)(link)
Уважаемый Александр Владимирович,

на замечательном портале «антропогенез.ру» в рубрике «Интересно» помещена цитата из статьи К.О.Россиянова Опасные связи: И.И. Иванов и опыты скрещивания человека с человекообразными обезьянами // Вопросы истории естествознания и техники, №1, 2006.

«Хотя в середине 50-х гг. и было установлено, что у человека и шимпанзе разное число хромосом (46 – у человека и 48 – у шимпанзе), директор Иеркесовского приматологического института в Атланте, один из «отцов-основателей» американской национальной приматологической программы Дж. Борн писал в 1971 г. о принципиальной возможности получения – путем искусственного осеменения – жизнеспособного гибрида человека и шимпанзе, недоумевая при этом, что подобные опыты до сих пор не поставлены. ... Позднее было показано, что сперматозоиды человека способны проникать в яйцеклетку человекообразных обезьян. Различное же число хромосом у родителей еще не означает, что развитие гибридного зародыша невозможно, хотя и резко снижает шансы на то, что полученные гибриды будут в дальнейшем плодовиты.»

В той же статье К.О.Россиянова приведена ссылка (помимо других авторитетов) на “Gaps in the mind” Докинза:

«Если предположить, что кому-то удалось бы получить гибрид между шимпанзе и человеком, то новость эта потрясла бы мир…»

и рассмотрены практически все мыслимые философские, этические и прочие вне-естественнонаучные аспекты и возможные следствия подобного эксперимента.

Это всё, конечно, очень интересно, но как-то мимо темы. Если уважаемые биологи сказали А, то хотелось бы услышать от них и Б.
Является ли такой опыт при современном уровне биологической науки реально возможным?

Если нет, то ради чего философический огород городить и неискушенную публику эпатировать?

А если да, то получается что вариантов-то немного: либо тема запретная в принципе (что для науки странновато), либо она просто строжайше засекречена. Предположение довольно дурацкое, но как ещё следует понимать нехарактерную для серьёзных учёных уклончивость и нарочитую неопределённость в изложении заявленной темы?

[identity profile] fi-nick.livejournal.com 2012-09-25 07:31 am (UTC)(link)
Спасибо за ответ, Александр Владимирович.
Но если несколько переформулировать вопрос: как можно было бы теоретически расценить шансы на результативный (в смысле жизнеспособности потомства) исход подобного гипотетического эксперимента по гибридизации (при условии использования существующих медицинских методик ЭКО и без привлечения тонкого инструментария т.н. «генной инженерии») – как а) высокие, б) низкие, в) принципиально непрогнозируемые?
Больно уж сослагательные конструкты Докинза – provocative & suggestive.

[identity profile] derzkijvolk.livejournal.com 2012-10-01 07:21 pm (UTC)(link)
Извиняюсь если такой вопрос уже был (нет возможности прочесть все комментарии), но всё же считаю важным его спросить: планируется ил сделать аудио-версию ваших замечательных книг? Данный формат пользуется весьма большой популярностью, особенно среди молодёжи, и людей у которых проблему со свободным временем (можно слушать по пути на работу/домой). Также хотелось бы узнать, что вы думаете по поводу создания документального фильма по данной тематике, также затронув вопросы мракобесия и лженауки. Дело в том, что благодаря интернету подобный материал можно очень быстро и эффективно распространить, в то время как в СМИ против мракобесия и слова не дают свободно сказать.

[identity profile] tayamarn.livejournal.com 2012-10-11 07:29 pm (UTC)(link)
Добрый день. Подскажите, а есть ли "Рождение сложности" в электронном виде? В смысле - где на халяву скачать я и так знаю, но как-то это невежливо. что ли. А места на полках нет уже совсем. =(

[identity profile] ersharl.livejournal.com 2012-10-15 04:53 pm (UTC)(link)
Спасибо за книги! Сегодня пошла забирать (по инет-магазину заказала), продавец (молодой парень) посм. на них и говорит. А это теория Дарвина. Знаете это все давно устарело. Это только теория. Я "Все с вами понятно". Вот что у людей с мозгами происходит?

[identity profile] nagaylik.livejournal.com 2012-10-15 07:07 pm (UTC)(link)
Здравствуйте. У меня к вам вопрос. Можно ли сказать, что всякая эволюционная специализация способствует более "жесткому" фенотипу? Т.е. при прочих равных условиях генералисты могут быть кривыми и трехлапыми, а у специалистов фенотипический коридор Уже. Следовательно, адаптивные механизмы (морфологические, поведенческие..) удобнее изучать на примере специалистов. У млекопитающих, например - рукокрылых или китообразных - групп совсем не похожих на "архетип зверя".

[identity profile] roman-off.livejournal.com 2012-10-17 10:23 pm (UTC)(link)
Доброй ночи!
Отправил к Вам в личку приглашение участвовать в телепердаче Эдуарда Сагалаева на канале "Психология 21". Очень жду вашей реакции ))
С уважением, Роман, режиссер проекта.

[identity profile] greenhouse.livejournal.com 2012-10-21 06:54 pm (UTC)(link)
Добрый день!
Возник следующий вопрос. Сейчас люди стали заниматься генной модификацией растений. В вашей книжке "Обезьяны, кости, гены" описано, как по геному можно четко проследить кто от кого и когда произошел. Значит ли это, что с распространением генной инженерии мы утратим такую возможность?
И еще один довольно тупой вопрос. Общалась сегодня со знакомым, который прочел, что ни у одного из видов обезьян не бывает отрицательного резус-фактора. У обезьян нет, у нас есть, отсюда делается вывод, что у нас был предок, отличный от обезьян. Развивалась мысль, что некоторые люди - "потомки древних астронавтов", от которых и пришли гены отрицательного резус-фактора. Выглядит как бред, но возразить у меня получилось не очень убедительно. То есть мы, разумеется, не могли скрещиваться с кем-то, кто не является нашим достаточно близким родственником, а особенностьм огла возникнуть в результате мутации, или же, наоброт, положительный резус-фактор является распространившейся мутацией, но предлагалась еще и идея, что прилетевшие "инопланетяне" могли, например, при помощи генной инженерии изменить наши гены. Понятно, что наплодить таких теорий можно великое множество и они просто никуда не ведут, поэтому бессмысленны. Но, может быть, есть реальные аргументы в пользу того, что таких вмешательств не было и все в нас развивалось закономерно. Существуют ли в реальности в геноме человека какие-то части, происхождение которых объяснить невозможно?

Заранее спасибо.

Page 5 of 19