macroevolution: (Default)
macroevolution ([personal profile] macroevolution) wrote2009-03-09 06:53 pm

Психологи просят совета: как спастись от "МАИК-Науки"?

Публикую с согласия автора письмо, полученное мной сегодня. Автор письма[profile] tatarkos- ждет совета и помощи знающих людей. А таковые, вне всяких сомнений, присутствуют среди читателей этого журнала (я имею в виду людей, имеющих отношение к научно-издательской деятельности и ее юридическим аспектам).
Действительно, надо же что делать наконец!!!

> > Здравствуйте, уважаемый Александр Владимирович!
> >
> > Представлюсь: меня зовут Светлана. Мои научные интересы связаны с эволюционной проблематикой (конкретно - системно-эволюционным подходом в психологии), поэтому я с большим вниманием слежу за Вашими интернет-проектами, научными и научно-популярными статьями, выступлениями. Для меня это очень полезно! Огромное спасибо Вам за все, что Вы делаете для российской науки!
> >
> > Я бы не стала беспокоить Вас, если бы не натолкнулась сегодня случайно на Вашу статью "Российским научным журналам запрещено выставлять статьи в интернете". Хотя с момента публикации прошло уже больше года, тема по-прежнему актуальная. Дело в том, что я вот уже 4 года работаю научным редактором в "Психологическом журнале" РАН, который выпускает все та же МАИК "Наука/Интерпериодика". У нас ровно те же проблемы, что и в "Общей биологии", судя по Вашему описанию. Стоимость одного номера по подписке - 350 руб. при тираже около 1500(!) экз. Число подписчиков сокращается с каждым годом. Когда в 2005 году я пришла работать в редакцию "ПЖ" (нужно отметить, что это самый авторитетный академический журнал по психологии в России), я была поражена тем, кто работает в редакции и за какие деньги. Кому-то они - хоть какая-то добавка к пенсии, кому-то (как мне, например) - небольшой довесочек к зарплате мужа. Кстати, в связи с кризисом зарплату еще и сократили и выплачивают с некоторыми задержками. Это при том, что у дверей издательства "Наука" частенько стоит чей-то симпатичный "Майбах"... Но это все зарисовки, которые Вы и без того прекрасно знаете. Если к делу, то сейчас у меня и другой моей молодой коллеги - нам еще нет тридцати, поэтому энергии не занимать - зародилась настоятельная потребность попробовать как-то поменять сложившуюся ситуацию. Суть состоит в пересмотре ставшего уже почти кабальным договора, заключенного с "Наукой/Интерпериодикой". Более старшие наши коллеги относятся к этой затее с некоторым скепсисом, но мы пока полны решимости. Поэтому собираем информацию о том, каким образом те, кто столкнулся с аналогичными проблемами, их решают (если решают). Не знаете ли Вы каких-то примеров, когда журналы вели переговоры с "Наукой" об изменении условий договора и чем это закончилось? Есть ли такие журналы, которые перешли из "Науки" в другие издательства? Есть ли вообще, с Вашей точки зрения, более-менее достойный выход из сложившейся ситуации, кроме как "не нравится - увольняйся"?
> >
> > Буду рада любой информации и заранее благодарю Вас за ответ!
> > Прошу прощения за столь длинное письмо, но уж больно животрепещущая для меня тема.
> >  
> > С уважением, Светлана ТатаркО.



[identity profile] natchalnik.livejournal.com 2009-03-09 04:05 pm (UTC)(link)
Они не отпустят без скандала. Проще новый журнал основать. Могу поделиться опытом, хотя и не всегда положительным... У меня то ли 9, то ли 10 журналов. Можно писать мне на мэйл mikhailov2000@gmail.com или придти в Зоомузей поболтать.
(deleted comment)

[identity profile] natchalnik.livejournal.com 2009-03-09 07:39 pm (UTC)(link)
Да, у меня было всё новое, и в основном по-английски. Но МАИК пыталось у меня их перехватить в отношении зарубежной подписки - я не отдал... Некоторые журналы выходят с 1992 г.

[identity profile] tatarkos.livejournal.com 2009-03-09 08:56 pm (UTC)(link)
Да, 17 лет - это уже срок. Желаю всем Вашим журналам дальнейшего процветания! Для создания абсолютно нового журнала с нуля должна быть очень большая мотивация, притом у всего коллектива. Что касается нас, то мы пока надеемся решить вопрос с нашим старым-добрым "ПЖ" с минимальными затратами сил. Знать бы, как это грамотно сделать! :)

[identity profile] tatarkos.livejournal.com 2009-03-09 04:34 pm (UTC)(link)
Огромное спасибо за отклик! Поговорить "вживую" очень интересно, и я с удовольствием воспользуюсь этой возможностью, как только чуть более прояснится наша ситуация.
Хотела бы только сейчас уточнить два момента:
- Получается, пересмотреть договор шансов совсем мало, вернее, их нет? У Вас был с каким-то журналом такой опыт или Вы сразу были ориентированы на отделение? (В нашем случае, боюсь, сторонников для такого решения будет немного.)
- Старый бренд (особенно волнует название журнала - оно в научных психологических кругах все-таки широко известно) остается за "Наукой"? То есть в Вашем случае это абсолютно новые журналы, с другим названием, обновленным составом редколлегии и т.п.?

[identity profile] nataly-demina.livejournal.com 2009-03-09 04:29 pm (UTC)(link)
Все-таки, надо разделять "МАИК" и "Науку", это разные компании, у них разные начальники. Но с крепостным правом действительно пора кончать.

[identity profile] tatarkos.livejournal.com 2009-03-09 04:46 pm (UTC)(link)
Насколько я понимаю, нам придется иметь дело с Академиздатцентром "Наука" РАН в лице директора В.И. Васильева и начальника управления по выпуску журналов Н.П. Ястребовой.

[identity profile] kouprianov.livejournal.com 2009-03-09 05:59 pm (UTC)(link)
Не хотите написать открытое письмо для "Полит.ру"? Напечатаем в "документах".

[identity profile] tatarkos.livejournal.com 2009-03-09 06:25 pm (UTC)(link)
Это интересное предложение и, честно говоря, я уже задумывалась над аналогичным вариантом. Однако оно из разряда пойти ва банк. Сначала хочется попробовать сделать что-то продуктивное, не поднимая особой шумихи. Вернее так: на мой взгляд, широкий резонанс здесь как раз был бы нужен, поскольку это не частная проблема одного конкретного журнала, а по большому счету проблема всего отечественного научного сообщества. Но своими чересчур активными действиями я могу навлечь большие неприятности на голову тех людей, под руководством которых я работаю. Это сложившиеся, занимающие определенное положение в научных кругах люди, и, кстати, почти все уже на пенсии. В этой связи моя непосредственная задача, не делая поспешных движений, сейчас собрать как можно больше полезной информации, чтобы затем сказать им: "Вот смотрите: есть такой вариант, такой и такой. Что из этого мы выбираем?" Про открытое письмо я им, конечно же, тоже скажу. Это может быть весьма эффективно. Еще раз большое спасибо Вам за предложение!

[identity profile] elena-ksh.livejournal.com 2009-03-10 08:49 pm (UTC)(link)
Психологический журнал РАН!
Не публикуется в интернете при тираже 1500 экз!
Да это сущая профанация самой идеи профессионального журнала!!!

Прям... Слов нет, одни эмоции!

[identity profile] tatarkos.livejournal.com 2009-03-13 08:20 pm (UTC)(link)
1500 экз. для научного журнала - это солидный тираж, поэтому, видимо, считается, что кто хочет, тот вполне сможет его достать. При этом стоимость подписки на полугодие (три номера) в редакции (т.е. без наценки) составляет 350х3=1050 рублей, а на почте по каталогу Роспечати с наценкой стоимость возрастает еще весьма существенно. За такие деньги в регионах мало кто это может потянуть (за 350 рублей можно купить вполне хорошую книгу). А за пределами России его и подавно не добудешь, так как, со слов наших зарубежных читателей (Беларусь, Украина, Прибалтика...), там никто не занимается его распространением. Для таких случаев в "Науке" придумали замечательную штуку. Полнотекстовая электронная версия журнала доступна по подписке с сайта научной электронной библиотеки eLIBRARY. Только вот стоит такая подписка на год... 3600 рублей!!! То есть в полтора раза дороже, чем бумажная версия. Чудеса!

[identity profile] le-xa.livejournal.com 2009-03-11 11:12 am (UTC)(link)
Насколько я знаю, Наука заключает договора с редакцией каждого журнала отдельно, и многое зависит от того, что сумеет выторговать главный редактор. Из-за этого в разных журналах ситуация разная. В МолБиологии дела до недавнего времени обстояли сравнительно неплохо, в Биохимии, говорят, еще лучше.

[identity profile] tatarkos.livejournal.com 2009-03-13 08:29 pm (UTC)(link)
Спасибо за информацию! А почему дела неплохо обстояли до недавнего времени? Связано ли как-то это изменение, как я поняла, в худшую сторону, с пересмотром договора? (Спрашиваю так подробно, поскольку, возможно, их опыт может быть полезен для нашего случая.)

[identity profile] le-xa.livejournal.com 2009-03-14 01:02 pm (UTC)(link)
Возможные изменения связаны с тем, что прежний главный редактор умер, а чего ждать от нового, никто не понимает.