macroevolution: (Парантроп)
macroevolution ([personal profile] macroevolution) wrote2010-09-12 07:14 pm

Книга Александра Никонова «Венец творения в интерьере мироздания»

Вот сейчас уважаемые биологи, химики и другие образованные люди, читающий мой блог, будут меня дружно бить ногами. Потому что, ясен пень, образованные люди такие книги либо вообще не должны читать, либо, если уж по какой-то причине пришлось прочесть, обязаны потом долго ругаться и плеваться. А если прочел и не плюешься – все, прощай репутация. Значит, сам такой.

 

Но я сразу плеваться все-таки не буду, а попробую спокойно изложить свои впечатления. Идейная позиция автора мне очень даже близка. Тон книги – вроде бы вызывающий, местами нарочито наглый. Сначала коробит, но потом начинаешь понимать, что это скорее не хамство, а своеобразный юмор, ирония. Автор пишет не для нас с вами (я имею в виду основную аудиторию этого блога). Пишет он, так сказать, для широких масс, для обывателя. Пытается вывести эти массы из состояния тупого бездумья, а пара оплеух иногда может быть весьма эффективным методом приведения в чувство.

Людям, верующим в какого-либо Бога или богов, читать Никонова категорически воспрещается – их чувства автор нисколечки не уважает и не щадит. Это ясно. Это без комментариев. Книга не для верующих. Общение тут идет только с нерелигиозными гражданами. Все, тему религии закрыли.

Фактически Никонов пытается вдолбить в головы читателей некоторые основные положения современной научной картины мира, а заодно и выколотить оттуда хотя бы часть накопившейся дряни. Цель достойная, спору нет.

Научные данные излагаются в довольно своеобразной манере. Как если бы, допустим, журналист «Московского комсомольца» (хороший журналист, толковый) прочел книгу Морриса «Голая обезьяна», и книга эта ему бы так понравилась, что он захотел бы ее вкратце пересказать в газетной статье. В «МК». Представили? Ну вот, как-то так примерно.

Дело-то хорошее, еще раз повторю. Хорошее, нужное и правильное. В книге, на мой взгляд, есть немало удачных кусков. Я не про идеологические и философские аспекты, это дело субъективное и гуманитарное, там постмодернизм и о вкусах не спорят, я исключительно про науку. Есть там удачные куски. Про генетическую экспертизу, например (стр. 171).

НО!!! Дорогой Александр Петрович!!! Ну почему, почему вы не удосужились показать рукопись перед публикацией хотя бы трем-четырем компетентным специалистам – физикам, химикам, биологам? Скажете – показывали? Значит, мало показывали. Или не тем.

Я понимаю, что мы не ваша аудитория, но сейчас ведь и кое-кто из вашей вполне может фильмик BBC посмотреть или Animal Planet какую-нибудь. Есть же в вашей книге хорошие страницы, где все нормально, без лажи, написано. А потом вдруг – бац! какой-нибудь такой жуткий ляп, что любой хоть немного образованный в данной области читатель тут же зашвырнет книгу куда подальше.

Есть мелкие. Стивен Хокинг – не американский ученый, а английский. Пустячок, а неприятно. Сразу теряется какой-то процент доверия к автору. Талидомид продавался не как средство для облегчения родов, а как снотворное и успокаивающее. Много таких мелочей.

С биологической терминологией хуже. Что за «протокариоты» с «эутокариотами»? Если бы хоть один редактор-биолог посмотрел рукопись, такая фигня бы в книгу точно не попала (на самом деле, чисто для справки, эти твари называются «прокариоты» и «эукариоты»).

Или вот фраза: «дюгонь (морской тюлень) – прямой предок сухопутного слона».

Ну е-мое. Какая же бездна некомпетентности должна стоять за одной такой фразой! Опять же, для справки поясню.

1) Дюгонь – вовсе никакой не тюлень. Тюлени – близкие родственники хищных, их сейчас к отряду хищных и относят, а дюгони, действительно, родичи слонов, хоть и не слишком близкие.

2) Тюлени почти все – морские. Пресноводные тюлени (такие как байкальская нерпа) - большая редкость. А из фразы видно, что автору это невдомек.

3) Ни одно современное животное не может быть «прямым предком» другого современного животного. И непрямым тоже. Так же, как шимпанзе – никакой не наш предок. Мы происходим от общего предка с шимпанзе, который жил примерно 6 млн лет назад. Этот предок не был ни человеком, ни шимпанзе. Он был, конечно, обезьяной, но ни к одному из современных видов обезьян не относился. Также и дюгонь со слоном имеют общего предка, который жил позже, чем, скажем, последний общий предок слона и человека или дюгоня и тюленя. Они двоюродные братья, а не предок с потомком. К тому же нет никаких оснований утверждать, что общий предок слона и дюгоня был водным животным. Он наверняка был сухопутным. Может быть, напоминал современных даманов. И вы, уважаемый Александр Петрович, все это прекрасно знаете. Зачем же лажу публиковать?

Больше не буду приводить примеров. Скажу только, что рассказ о зарождении жизни в черных курильщиках (стр. 157-161) написан, извините, так, что там даже нет ошибок. Там вообще невозможно понять, о чем речь идет, настолько все безграмотно. А вот в рассказе об эволюции приматов, наоборот, все довольно грамотно, пристойно написано.

В общем, есть такая хреновина – научная редактура называется. И в данном случае она просто жизненно необходима.

P.S. Книгу Никонова я купил и начал читать (пока только 15 глав из 40 прочел) вот почему. Все идет к тому, что скоро мне издательство АСТ официально закажет продолжение моей книги «Рождение сложности». Потому что вроде бы первый опыт оказался успешным: книга отлично продается, в «Озоне» и в магазине «Москва» на Тверской, например, она уже третий месяц болтается на первых местах в списке бестселлеров по разделу «Естественные науки». Продолжение будет про эволюцию человека. Вот я и решил ознакомится, так сказать, с ситуацией на рынке отечественной литературы по этой теме.

Ну, что я могу сказать. Ниша есть пока.


UPD. Внимательное чтение комментов к этому посту даст читателю дополнительную ценную информацию о предмете (см. в том числе наш диалог с leolion_1).

В  связи с этим вот какой вопрос: существует ли хороший русский аналог слову "копипейстер"? Чтобы не так по-иностранному звучало. Для музыкантов такого сорта есть термин "фонограмщик". А для писателей?

[identity profile] macroevolution.livejournal.com 2010-09-12 06:09 pm (UTC)(link)
А что было с Алкснесом, если не секрет?

[identity profile] ma6inist.livejournal.com 2010-09-12 06:12 pm (UTC)(link)
"пусть лучше Никонова почитают"
Да ведь хрен редьки не того.
Науч-поп дискредитирует, в том числе потому, что эта ниша не занята. Чтобы написать хорошую научно-популярную книжку, научного редактора мало. Никакой редактор не поможет, базовое образование нужно. Не думаю, что Никонов захочет глубоко разбираться в предмете.

[identity profile] ma6inist.livejournal.com 2010-09-12 06:15 pm (UTC)(link)
Пользуясь случаем - мне тоже "Рождение сложности" оч.понравилось

[identity profile] leolion-1.livejournal.com 2010-09-12 06:23 pm (UTC)(link)
Я, как верующий человек, могу прочитать такую "книгу", Александр, и мне за это ничего не будет, кроме сожаления о потерянном времени.
Чего образованному, да еще и верующему человеку не нужно, так это снисхождения Никонова к его чувствам, это унизительно, причем оскорбляет интеллект в равной с чувствами степени.

Я Вам уже говорила, что Вы хороший человек. И у таких людей есть одна особенность - они полагают и остальных (по крайней мере, большинство) ягодами, растущими на одном с ними поле.
Но Вы ошибаетесь. Эти на первый взгляд мелкие симптомы небрежных недочетов на деле признаки того, что глубоким пониманием и ответственностью за знание человек себя не обременяет - именно потому, что этим не обременяет себя целевая аудитория, от которой ему, кроме личного признания, ничего не нужно. И никто никуда Никонова не зашвырнет по обнаружении чего-то там.
Не обольщайтесь - "шок и трепет", который своими приемами Никонов произведет в умах такой аудитории, будет вовсе не тем встряхиванием, которое Вы подразумеваете, и Вы от этой самой аудитории обрящете с той стороны, с которой не ждали.
Вы со своей компетенцией будете интересовать эту аудиторию столь же сильно, сколь и Никонова - то есть, никак.Потому что Ваше станет такой же "запредельной заумью", как и мое. Без дергания за эмоцию и самомнение, а значит, неконкуретно.
Вы с этого дела пострадаете первым, а такие, как я, уж сильно потом.
И вот тут-то мы и оценим весь юмор и своеобразную иронию, заложенную в широкие массы.

[identity profile] vchernik.livejournal.com 2010-09-12 06:23 pm (UTC)(link)
Да согласен я.
Но лучше пусть хоть какое-то движение, чем полнейший развал. Пусть Никонов хоть обозлит кого-то, что можно сделать лучше;-)

[identity profile] liartar.livejournal.com 2010-09-12 06:29 pm (UTC)(link)
Про Никонова здесь уже все сказали, даже добавить нечего.

Какая же хорошая новость, что ваша книга продается.

[identity profile] dgri.livejournal.com 2010-09-12 06:32 pm (UTC)(link)
Угу. Вы относитесь к книгам, как к яйцеклеткам, а он - как к сперматозоидам :))

[identity profile] dgri.livejournal.com 2010-09-12 06:41 pm (UTC)(link)
Будучи нецензурно обложен в ЖЖ, угрожал уголовным преследованием за оскорбления и угрозы в адрес "государственного чиновника категории А". Да и вообще требовал навести порядок в этих ваших интернетах.
Чем многих повеселил.

[identity profile] maoist.livejournal.com 2010-09-12 06:44 pm (UTC)(link)
Конечно тот же самый

[identity profile] ma6inist.livejournal.com 2010-09-12 06:45 pm (UTC)(link)
уже обозлил, судя по комментариям:)Ну или хотя бы задел за живое:)
Не получилось бы так, что человек, начитавшись Никонова, начнет по нему судить о "науке, которую тот в данный момент представляет". Тогда что никоновские книжки, что астрология...
Там ниже коммент leolion_1, вот он меня тревожит. Не оказалась бы она чертовски права:)

[identity profile] ma6inist.livejournal.com 2010-09-12 06:49 pm (UTC)(link)
Ууу, как все запущено. Невежество как профессия.

[identity profile] tinmonument.livejournal.com 2010-09-12 06:49 pm (UTC)(link)
Прочитал на днях в русской Википедии про Плиния Старшего: "Он читал, или ему читали в дороге, в бане, за обедом, после обеда, причем отнималось время и у сна, насколько это было возможно, так как он считал потерянным всякий час, не посвященный умственным занятиям. Читались всякие книги, даже и плохие, так как, по мнению Плиния Старшего, нет столь дурной книги, из которой нельзя было бы извлечь какой-либо пользы." Что-то в этом есть, наверное!

[identity profile] vchernik.livejournal.com 2010-09-12 06:57 pm (UTC)(link)
Ну, давайте на него в суд подадим!! Говорят, это сейчас модно...

"Идейная позиция автора мне очень даже близка"

[identity profile] abba65.livejournal.com 2010-09-12 06:58 pm (UTC)(link)
Смешно.
Идейная позиция автора, она же рыночная ниша, которую он долго искал и, наконец, в 2005 году нашёл - атеистическо-либерально-либертарианский эпатаж. Целевая аудитория - "слабые приверженцы" данных идей (прежде всего, стихийные атеисты/либералы) и, конечно же, их "сильные противники" (верующие/консерваторы).

"Показать рукопись компетентным специалистам" - значит, безнадёжно её испортить. Книга призвана эпатировать как противников, так и сторонников, поэтому научно-правильные главы должны в ней обязательно перемежаться откровенным бредом. Закон жанра! Научная редактура здесь категорически противопоказана.
К сожалению для Никонова, он overqualified для данной ниши (слишком много науки, слишком мало бреда), из-за чего страдают тиражи.

Ясен пень, образованные люди должны такие книги либо вообще не читать, либо не принимать бизнес-модель за "личную позицию" автора.

[identity profile] abba65.livejournal.com 2010-09-12 07:01 pm (UTC)(link)
Делать Никонову задаром "судебный" пиар как-то глупо, не находите?

[identity profile] vchernik.livejournal.com 2010-09-12 07:05 pm (UTC)(link)
+1

[identity profile] 3seemingmonkeys.livejournal.com 2010-09-12 07:06 pm (UTC)(link)
никонов - это тот что написал апгрейд обезьяны?
нет ничего удивительного в том что у него много "лажи". а также нет ничего странного, что некоторые части написаны хорошо, а некоторые из рук вон плохо. ведь его книга - это просто набор копипасты из сети, с самым минимальным авторским анализом. некоторые куски различаются даже по стилю изложения, что позволяет предположить что автор писал книгу по студенческому методу - просто накидать в кучу подходящие на первый взгляд обрывки текстов из разных мест, и заменить некоторые слова на их синонимы, чтобы не проколоться на антиплагиат.ру

[identity profile] abba65.livejournal.com 2010-09-12 07:07 pm (UTC)(link)
Так практические рекомендации настолько неадекватны творениям Никонова, что, возможно, ему будет обидно.

[identity profile] vchernik.livejournal.com 2010-09-12 07:08 pm (UTC)(link)
Вы считаете, что Вдовина тоже пиарят?

"Когда писался Коран, не было противопехотных мин"

[identity profile] abba65.livejournal.com 2010-09-12 07:13 pm (UTC)(link)
При Плинии Старшем изготовление книги было весьма дорогостоящим процессом, поэтому он и помыслить не мог "столь дурной книги", какие бывают сейчас.

[identity profile] cmike.livejournal.com 2010-09-12 07:13 pm (UTC)(link)
Что за «протокариоты» с «эутокариотами»?
Протокиприоты? Аутокариатиды? Уткоаэраторы?

«Рождение сложности».
Книгу прочту (а то ведь пропустил её). Но вообще, возникновение сложности (да и сложность как таковая) — это тема, на которой можно хорошо поломать ноги. Не сочтите за каламбур сложная тема.

[identity profile] maoist.livejournal.com 2010-09-12 07:13 pm (UTC)(link)
+ 1

Я выше об этом писал. И мой опыт экспертизы опусов Никонова показывает, что так оно и было

[identity profile] leolion-1.livejournal.com 2010-09-12 07:13 pm (UTC)(link)
О, Леолион_1 права оказывается чаще, чем сама того желает:)
То, что дюгонь в результате таких популистских, а не популяризаторских экзерсисов, будет в умах широких масс тем, кем его Никонов назначил, и чтоб там после этого долго, аргументированно, подробно и безэмоционально (а значит, занудно) с "отряды, пресноводные, нет никаких оснований утверждать, прямые и непрямые предки" ни говорил Александр Марков, а родословную дюгоня он уже в этих массах не спасет- это почти самоочевидно.

[identity profile] abba65.livejournal.com 2010-09-12 07:16 pm (UTC)(link)
У Вдовина жанр другой. Что масс-писателю здорово, то профессору МГУ - смерть (ох, стучу по дереву, чтоб не сглазить!)

[identity profile] abba65.livejournal.com 2010-09-12 07:17 pm (UTC)(link)
Да уж, с дюгонем покончено :(

Page 2 of 5