macroevolution: (Default)
macroevolution ([personal profile] macroevolution) wrote2016-12-28 01:24 pm

Слава Александре Элбакян!

Вообще-то мне давно хотелось написать про Александру Элбакян.



Я считаю, что она сделала больше, чем кто бы то ни было, и для развития науки, и, в ещё большей степени, для ее популяризации, для образования и просвещения. Что бы делали без нее, например, авторы "Элементов"? А лекторы, которым нужно вставлять в свои лекции данные из новых публикаций? А когда пишешь любую научную статью, чтобы написать нормальное введение и обсуждение, обычно необходимо выкачать десятки полнотекстовых статей, из которых большинство - в платном доступе. Эта проблема особенно остро стоит здесь и сейчас, когда научные институты и университеты (вероятно, из-за отсутствия денег) практически не обеспечивают сотрудников подпиской на научные журналы.
Единственное, что меня останавливало - боязнь, что привлечение дополнительного внимания к sci-hub увеличит риск закрытия этого благословенного и спасительного сайта. Но теперь это уже не актуально, поскольку прославлением Александры занялся журнал Nature, включивший ее в десятку "людей года" (см.: Nature’s 10. Ten people who mattered this year).

"Critics and supporters alike think that the site will have a lasting impact, even if it does not last. “The future is universal open access,” says Heather Piwowar, a co-founder of Impactstory, a non-profit firm incorporated in Carrboro, North Carolina, which helps scientists track the impact of their online output. “But we suspect and hope that Sci-Hub is currently filling toll-access publishers with roaring, existential panic. Because in many cases that’s the only thing that’s going to make them actually do the right thing and move to open-access models.

Whether or not that’s true, Elbakyan says she will keep building Sci-Hub — in particular, to expand its corpus of older manuscripts — while studying for a master’s degree in the history of science. “I maintain the website myself, but if I’m prevented, somebody else can take over the job,” she says."

Я-то вообще с детства ненавижу всякие заборы, цензуру, железные занавесы, сожжения книг и блокировки сайтов - неважно, какими интересами, экономическими, политическими или просто держимордскими, мотивируется деятельность всех заборостроителей и "министерств правды" на свете. Я  восхищаюсь Александрой. 

Слава интернету и информационным технологиям! Это же счастье - жить в такое прекрасное время, когда девчонка из Казахстана может взять и в одиночку победить целую огромную систему, многомиллионный бизнес, наживающийся на противодействии распространению знаний, которые должны быть открытыми для всех.


[identity profile] fangorn-y.livejournal.com 2016-12-29 08:06 pm (UTC)(link)
"но после этого прям как-то противно стало, что я ещё и деньги переводил на поддержание серверов"
Ну в любом случае помощь в деле распространения научного знания - дело полезное и не противное :)

[identity profile] etshe chego zahoteli (from livejournal.com) 2016-12-29 08:30 pm (UTC)(link)
Если Вы с чем-ирине сталкивались, это не означает, что этого не существует. Речь даже не об абитуриентах - о школьниках. Да, слово "грант" тут не совсем корректно, речь, скорее, идет о стипендиях - тем не менее, это существует и свою роль играет.


Еще раз - я об этом знаю не по слухам и не из СМИ.
yigal_s: (Default)

[personal profile] yigal_s 2016-12-29 10:27 pm (UTC)(link)
Мне, как человеку неученому, хотелось бы еще вспомнить добрым словом "Колхоз", нынешний "Genesis".
Мне, допустим, не проблема купить десяток-другой учебников и прочих научных книг по пятьдесят баксов на Амазоне, но сколько из них я смогу прочитать, а сколько не осилю?
А тут - по каждой интересующей меня в данный момент теме можно закачать десятки книг и, неторопливо их просматривая и изучая, найти из них одну-две - подходящих. Или хотя бы подходящие главы в разных книгах. Это уж не говоря о русскоязычной научной литературе (букинистической), к которой у меня из-за границы доступ в принципе ограничен.

Если бы что-то подобное было бы, когда я был студентом. Эххх...
Edited 2016-12-29 22:37 (UTC)

[identity profile] shainek.livejournal.com 2016-12-29 11:00 pm (UTC)(link)
Интересно.

[identity profile] cmpax-u-pagocmb.livejournal.com 2016-12-29 11:13 pm (UTC)(link)
...и подворовывают в супермаркетах. Так дешевле.

[identity profile] kirill yudin (from livejournal.com) 2016-12-29 11:14 pm (UTC)(link)
Может она траль, эдакий Вербицкий наоборот.

[identity profile] aosypov.livejournal.com 2016-12-29 11:51 pm (UTC)(link)
о. Про синеязыких сцинков - напишете? ;)

[identity profile] vdinets.livejournal.com 2016-12-30 12:21 am (UTC)(link)
Про всех напишем, книжка будет - не дай бог на ногу уронить :-) Соавторы очень крутые.

[identity profile] aosypov.livejournal.com 2016-12-30 12:59 am (UTC)(link)
Когда б вы знали, из какого сора...

Чрезвычайно поучительная история, исключительно.

Даже если Сашина некоторая, гм, неадекватность в общении - не реактивного генеза. Возможно, эмоциональная вовлекаемость и некий набор убеждений может служить мотивирующей основой для некоторых дел. Будем топтаться на этике поступков - или намерений? Так даже и по намерениям не все просто. И Ленина Вы в детстве явно не читали (или делали это без удовольствия), если отождествляете коммунизм и реальную советскую практику и не чувствуете молодой привлекательности коммунистических идей - впрочем, тут все еще сложнее. Ох.

Чрезвычайно поучительная история.

И да, конечно - Слава Александре Элбакян! :)
Edited 2016-12-30 01:01 (UTC)

[identity profile] buddhistmind.livejournal.com 2016-12-30 09:16 am (UTC)(link)
Да, товарищ прав - в России экономически дела намного лучше, чем в Украине, и никаких таких ужасов, что кого-то на что-то "сажают", нет. Тут совершенно другая ситуация, и не надо ее оценивать по украинским реалиям.

Ну в любом случае, любое оправдание путинско-гебешной активности - или от незнания абсолютного , что происходит в Р., или от общей гнусности. Не знаю, что у вас.
Edited 2016-12-30 09:18 (UTC)

[identity profile] boblj.livejournal.com 2016-12-30 09:18 am (UTC)(link)
Всё может быть :) Насколько мне известно (поправьте если не так), Вербицкий в жизни спокойнейший человек и преподаватель, тезисы про "сжигать всю русню" и прочие бредни у него только в блоге, что делает все эти его слова даже комичными. Чем чёрт не шутит, может это только в интернете Александра даже после пятиминутного разговора с Далай Ламой назовёт его либералом (считать оскорблением) и расскажет ему как все они её постоянно ужасно унижают, а в жизни она приятнейший человек ))

К слову, кажется, про это как-то А.В. в какой-то лекции и рассказывал. Мол, в интернете уровень эмпатии снижается, вы разговариваете не людьми, а с их мыслями и идеями. А какое мне дело до чужих мыслей и идей, тут можно оттянуться по полной и сказать, что я о них на самом деле думаю.
Edited 2016-12-30 09:19 (UTC)

[identity profile] macroevolution.livejournal.com 2016-12-30 09:21 am (UTC)(link)
Да, очень поучительно получилось, просто великолепно!
Я действительно не подумал, что мотивацией для создания сайхаба может быть не идеал свободы и "долой заборы и бессмысленные рогатки на пути знаний", а идеал "отнять и поделить". И вот оказалось, что может быть и такое. И что сделанное дело ничуть не становится от этого менее полезным и правильным.

Как я мог Ленина не читать, интересно? У нас была и "история партии", и "научный коммунизм", и "политэкономия!. Всё время заставляли читать и конспектировать. Но без удовольствия - это правда.

Привлекательность-то я чувствую, но ведь всем известно, что получается на практике всегда и везде, где пытаются эти идеи воплотить в жизнь.

Ну и да, конечно, слава!

[identity profile] buddhistmind.livejournal.com 2016-12-30 09:29 am (UTC)(link)
Еще в Болгарии президентом был Желю Желев - доктор философских наук, автор хорошей книги "Фашизм" (была запрещена в СССР).

[identity profile] buddhistmind.livejournal.com 2016-12-30 09:45 am (UTC)(link)
Вот выкладки по истории термина:
http://www.emersonkent.com/history_dictionary/communism.htm
http://www.lacan.com/essays/?page_id=126

Из которых видно, что слово "коммунизм" было придумано в левых кругах во время Маркса, незадолго/во время его первых "Рукописей" и "Немецкой идеологии", но быстро стало ассоциироваться именно с марксизмом из-за влияния "Манифеста" и др. работ и учения М. и Э.

Во Франции ключевым термином был "социализм".

"Ничего, что термин употреблялся к тому моменту"

Ничего, что я говорил не об этом? "Маркс ввел понятие "коммунизм" в общественный дискурс его времени." я сказал.

"Т.е. Манифест сработал как популяризатор, сама же суть коммунизма, как общественного строя была более-менее ясна."

Нет, вы неправы. Общая идея "разумного альтруистического общежительства всех людей" была известна и ранее и разделялась "утопическими социалистами" и древними авторами до Маркса, однако в Манифесте и др. статьях и работах М. предложен совершенно новый, реалистический, "научный" анализ/взгляд на общественное устройство и способы его будущего изменения. Поэтому в советской традиции справедливо разделяли "утопический социализм" (иногда "утоп. коммунизм")" (до Маркса) и "научный коммунизм" (иногда "социализм"). Маркс предложил новую глубокую теорию общества, и в этом был залог "научности", реалистической и прагматической ориентации нового течения.

[identity profile] etshe chego zahoteli (from livejournal.com) 2016-12-30 09:54 am (UTC)(link)
Я это наблюдал с 90-х, а в 90-е ситуация на Украине была лучше, чем в России.

[identity profile] buddhistmind.livejournal.com 2016-12-30 09:56 am (UTC)(link)
да не, ну свой Скайхаб бы не сделал, но стал бы мировым героем , как Пусси Райот (или даже больше), и карьеру бы сделал на этом хорошую. А суд бы пошел на встречу и отпустил. Урок тому, что никогда нельзя сдаваться.

Не "таким же крутым" , а мировым рокстаром. Думаю, известности ему и хайпа вокруг него было бы намного больше, чем у Александры : как же, рыцарь знания, схваченный тупыми держимордами, душителями прогресса !

[identity profile] buddhistmind.livejournal.com 2016-12-30 10:02 am (UTC)(link)
Да, но сейчас в Р. намного лучше, чем в Украине в 90-х )

[personal profile] xs46bm52 2016-12-30 10:04 am (UTC)(link)
Ну, хоть современные патриоты-то являются истинными патриотами?

[identity profile] macroevolution.livejournal.com 2016-12-30 10:30 am (UTC)(link)
Надо же, оказывается, Александра уже давно участвует в борьбе с "биологизаторами".
https://vk.com/wall44208289_13030

[identity profile] buddhistmind.livejournal.com 2016-12-30 11:22 am (UTC)(link)
Ожидаемо, раз она такой коммунист :)

Привет Трофиму Денисовичу !

[identity profile] etshe chego zahoteli (from livejournal.com) 2016-12-30 11:50 am (UTC)(link)
Ну, так это тоже самое, что я написал. Таинственные "французские революционеры", упомянутые по Вашим ссылкам, это и есть фурьеристы.
Кстати, вторая ссылка прямо отождествляет communuate, употребленное в 1785 году, задолго до работ маркса, с коммунизмом?

Т.е. Вы, в своих попытках спорить со мной, привели доказательства, целиком и полностью подтверждающие мою точку зрения.

[identity profile] woodenfriend.livejournal.com 2016-12-30 11:56 am (UTC)(link)
мама моя, что делается-то. предчувствие ахтунга неспроста меня посетило, когда я открывал безобидный псто про сайхаб с двумя сотнями комментариев.
слава какая-то сомнительная получилась в итоге..

[identity profile] etshe chego zahoteli (from livejournal.com) 2016-12-30 12:02 pm (UTC)(link)
Т.е. Вы хотите сказать, что в России такая деятельность была, но, после улучшения экономического состояния, прекратилась? Или что ее нет и не было?

[identity profile] buddhistmind.livejournal.com 2016-12-30 12:33 pm (UTC)(link)
"Маркс ввел понятие "коммунизм" в общественный дискурс его времени."

Нет, это не то же самое, что вы написали, читайте внимательнее.

Croyez-moi, mon ami, je parle français et je sais au sujet des socialistes français sont beaucoup plus que vous.
Edited 2016-12-30 12:52 (UTC)

[identity profile] buddhistmind.livejournal.com 2016-12-30 12:43 pm (UTC)(link)
В таком виде и в 90-е не было. Такая активность есть, но она намного более тонкая и свободная. Вообще-то путлер ввел лет 7-8 назад программу : государство финансирует учебу студентов и докторантов в лучших зарубежных ВУЗах (Гарвард, Стэнфорд, Оксфорд и т.д,), но они обязаны после получения дипломов вернуться и 5 лет минимум работать в росс. науке и смежных областях. И на эти стипендии огромная очередь сейчас. И все хорошие росс. ВУЗы отправляют студентов на стажировки / иностранный год (abroad year) в известные зарубежные. Там в рассиянии это на таком уровне. Никого на гранты не "посадить". Кого можно посадить на гранты , те и на деньги росс.науки МОГУТ, пусть и плохонько, но прожить. Так что те, кто выигрывает гранты, просто пользуются доп. возможностями. Ну и во многих областях росс.наука недофинансирована, так что иностранные институты ее как бы спонсируют, обеспечивая возможность заниматься более-менее приличной наукой, а не практически бесполезную ерунду клепать.
Edited 2016-12-30 12:47 (UTC)

Page 8 of 17