macroevolution: (anomalocaris)
macroevolution ([personal profile] macroevolution) wrote2014-06-08 06:36 pm

Показ фильма "Неверующие" в Москве

Для начала - перепост. А потом - пара дополнительных соображений.

*********
Оригинал взят у [livejournal.com profile] scinquisitor в Smart Is The New Sexy: показ фильма "Неверующие" в Москве
Так получилось, что сегодня я оказался гостем на очень необычном и интересном мероприятии. Около 150 человек собрались в Москве, в Сахаровском центре, чтобы посмотреть фильм "Неверующие" в оригинальной озвучке студии переводов Vert Dider. Среди гостей были также Александр Марков [livejournal.com profile] macroevolution (один из самых известных популяризаторов науки в России), Ася Казанцева [livejournal.com profile] asena (популяризатор науки и автор замечательной книги "Кто бы мог подумать!" про наше мышление), Михаил Лидин (ведущий скепсис-обзора на диване), Виталий Фролов (широко известный в узких кругах автор) и еще несколько человек.
Мне было очень приятно оказаться в такой компании. На премьере в Питере присутствовал академик Евгений Александров, где он прочитал пламенную речь, сорвавшую бурные овации. Показ фильма собрал аншлаг в Питере, в Одессе, в Тюмени, Томске, Краснодаре и дважды в Москве. И это впечатляет, учитывая, что такое мероприятие проводится впервые.


Сам фильм можно посмотреть по ссылке. Фильм не столько познавательный, сколько вдохновляющий. Он показывает, что не все в мире погрязло в болоте "духовности" и отсутствия критического мышления, что есть замечательные умные люди, не лишенные чувства юмора и отстаивающие науку и разум. Кроме того, у этих людей есть серьезная поддержка в обществе, о масштабах которой вы даже не подозревали.

Мне бы хотелось поделиться буквально несколькими мыслями, которые были высказаны в ходе обсуждения фильма после показа. Не хотелось бы их забыть.

1. Виталий Фролов высказал идею, которую я хотел, но все никак не мог сформулировать. Одна из причин по которой религия является настолько популярным явлением заключается в том, что религия способствует социализации. Особенно где-нибудь в США, где люди регулярно ходят в церковь. Люди собираются вместе, выполняют ритуалы, общаются. У атеистов нет ритуалов, у них нет мероприятий, которые могли бы сплотить их.

Сегодняшний показ "неверующих" был мероприятием, которое безусловно способствовало социализации и сплочению. Люди знакомились, общались, обсуждали кино, делились мыслями. Я считаю, что нужно больше таких мероприятий и выражаю огромную благодарность организаторам.

2. Ася Казанцева поделилась опытом работы в СМИ. Мы часто ругаем СМИ за то, что они показывают всякую фигню типа фильма "великая тайна воды". Иногда нам даже кажется, что есть заговор по запудриванию мозгов населения. Но чаще всего СМИ просто гонятся за рейтингом. И если народу нравится смотреть про память воды - будет им про память воды. А если окажется, что в моде стали качественные научно-популярные передачи, будут и они. В связи с этим, оказывается, что мы сильно недооцениваем важность "лайков" и репостов. Именно на "лайки" под статьей будут смотреть рекламодатели.

Если на сайте журнала статья про научпоп набрала больше лайков, чем статья про гомеопатию - с этим можно идти к начальству и докладывать: вот видите! Давайте публиковать такой материал! Это выгодно! А возможность ставить "лайки" тому что нравится есть у каждого из нас.

3. Александр Марков высказал интересную мысль по поводу того, почему в России наблюдается постепенный возврат к религиозности. Существует обратная корреляция между ВВП на душу населения в стране и религиозностью. Чем богаче люди живут, тем меньше в стране доля религиозных людей. США и Россия существенно выпадают из тренда: США более религиозная страна, чем можно было бы ожидать из вышеупомянутой закономерности, а Россия (на данный момент) - менее религиозная (из-за атеистического прошлого). Это может оказаться важным социальным фактором, который ведет к тому, что в США мы наблюдаем распространение атеизма, моды на просвещение и необычайную популярность людей вроде Ричарда Докинза, а в России мы видим путь на возрождение "духовности".

4. Тем не менее, как уже было отмечено, показ фильма везде собрал полный зал. Это говорит о том, что и у нас в стране есть огромная аудитория трезвомыслящих людей. В России темпы роста популяризации науки огромны. Еще лет десять назад не было почти ничего, а сейчас есть масса научно-популярных проектов. И это внушает оптимизм. Еще раз большое спасибо организаторам, переводчикам и авторам фильма.

*************
Конец перепоста.
Добавлю кое-какие впечатления и соображения.

Во-первых, очень милая публика: все такие молодые, умные и жизнерадостные. Редко можно увидеть вместе сразу так много нормальных живых людей.

Во-вторых, эта мода на меня уже порядком достает. Мы пришли на просмотр фильма с Еленой Наймарк, это моя жена, а также соавтор последней книжки, автор сотен замечательных статей на "Элементах", >100 научных публикаций, палеонтолог, д.б.н., научный редактор и переводчик десятков научно-популярных книг (которые вся эта публика наверняка читает взахлеб), одним словом - человек, внесший реально большой вклад в просвещение. Правда, она не сидит в соцсетях и не читает публичных лекций. Поэтому в моде - только я, все подписывали книжки только у меня, а на Ленку ноль внимания, как пустое место, хоть бы кому-то пришло в голову подписать книжку сразу у обоих авторов, благо оба были в наличии. Довольно обидно и неприятно, и к тому же сразу становится понятно, какой тлен и пшик на самом деле вся эта ваша популярность.

В-третьих, про фильм, про науку и религию. Все-таки существенная грань проходит не между религией и атеизмом, не между наукой и религией, а где-то в другом месте. Я пытался это сказать во время дискуссии после просмотра, но четко сформулировать оказалось трудно. Грань проходит скорее между желанием думать своей головой и желанием думать в едином порыве "как все" (даже если под "всеми" имеется в виду узкий кружок самых близких друзей: ведь наше мышление эволюционно заточено под решение социальных задач в маленьких, тесно сплоченных коллективах, а большие коллективы "не прописаны" в инстинктах). Я даже не говорю о том, что знаком со многими верующими людьми, которые при этом очень умны, поддерживают эволюцию, любят науку и занимаются просвещением.

Я первые 20 лет жизни прожил при развитом социализме. Мы учили историю КПСС, истмат, диамат и научный атеизм. Это была господствующая идеология, ее вбивали в мозги насильно и возражать было нельзя. Эта навязываемая система представлений занимала в мозгах людей ту же самую нишу, что и господствующая религия в религиозных странах. В ней было много отталкивающего: и принудительное вдалбливание, и явное наличие изрядного количества натяжек, подтасовок, прямой лжи и тупости. Никогда не забуду, как к нам в школу явился какой-то ученый лектор и прочел лекцию о научном атеизме. Он был запредельно безграмотен. Я был классе в седьмом или восьмом, но я-то хоть Библию читал, а этот лектор - только свою методичку. Он, например, сказал, что Христос был не еврей, а галилеянин, то есть из Галилеи; кто-то из зала спросил: а это где? Лектор замешкался, он явно не знал, где находится эта самая Галилея; тут кто-то из школьников предположил: может быть, во Франции? И лектор радостно поддержал эту версию: да, точно, Галилея - это где-то во Франции. Я попытался возразить против какой-то другой глупости, сказанной лектором, но он спросил, откуда я знаю, а сказать, что я читал Библию, было слишком стрёмно, пришлось ссылаться на вторичные источники типа Достоевского... ну да все равно учителя меня быстро заткнули, не дали шанса выиграть диспут :)

Для людей, желавших думать своей головой, естественной реакцией на подобную лажу был живой интерес к религии. Вот и у меня был такой интерес, усиливаемый любовью ко всяким мифам, древним писаниям и эпосам. И я в студенческие годы тайком ходил в церковь (тайком, потому что за такие дела можно было вылететь из комсомола а после этого автоматом - из МГУ), разговаривал со священниками, читал священные тексты разных религий, включая вымершие: многие из них мне и сейчас нравятся как литературные произведения. Правда, до обращения в религию дело не дошло: близкое знакомство с церковными порядками меня оттолкнуло и несколько охладило. А там и перестройка началась, и религия из гонимой системы представлений превратилась в модную, и ее апологеты быстро потеряли обаяние гонимых диссидентов, променяв его на самоуверенную наглость конформистов. Но все равно, пусть научный атеизм и ближе к истине, чем религия (точнее описывает мир), но если из него делают насильственно вдалбливаемую в головы доктрину, он в каком-то смысле становится не лучше. Или если в него начинают фанатично верить, потому что "так принято у умных людей", тоже - не лучше.  В общем, думайте своей головой, коллеги.

[identity profile] gorrah.livejournal.com 2014-06-08 05:20 pm (UTC)(link)
Вот только любая религия, точней, принадлежность к какой-либо конфессии - это и есть проявление желания "думать в едином порыве" если не со всеми, то с некоторой группой окружающих тебя лиц. Почему зачастую неофиты и упорствуют, пытаясь обратить в свою веру близких, либо рвут с ними отношения, замыкая контакты на единоверцев.
Личная вера - отдельный вопрос. Разумеется, было и есть множество высокоинтеллектуальных и образованных верующих, являющихся достойными во всех отношениях членами общества. Но как правило их личные, связанные с различной метафизикой, убеждения очень плохо вяжутся с массовой религиозностью.
Edited 2014-06-08 17:23 (UTC)

[identity profile] eugene kachalin (from livejournal.com) 2014-06-08 05:25 pm (UTC)(link)
Слишком мягкий фильм, бла-бла много. Любые религия и вера - абсолютное зло, особенно христианские и особенно православные

[identity profile] asena.livejournal.com 2014-06-08 05:41 pm (UTC)(link)
Я могу сказать, что у меня просто катастрофически плохая память на лица. Я заметила рядом с вами красивую женщину, но я не была уверена, Елена Наймарк это или нет (а организаторы об этом объявили уже потом).
Но вообще-то, правда, раз уж так получилось, что все люди знают в лицо именно вас и подходят именно к вам - они все были бы счастливы, если бы вы, подписав книжку, передавали бы ее подписывать второму автору. Но не могут же они на этом настаивать. Все считают, что вы сами между собой разбираетесь, ктоо хочет быть знаменитостью, а кто нет.

[identity profile] yukonsnap.livejournal.com 2014-06-08 05:52 pm (UTC)(link)
какой тлен и пшик на самом деле вся эта ваша популярность...

я бы заменил "ваша" на "наша" - популярность не заслуга толпы, а заслуга "популярных" людей.

[identity profile] metarattus.livejournal.com 2014-06-08 05:52 pm (UTC)(link)
Не, на самом деле Елена Борисовна и вправду как-то менее проявлена для читателя и в статьях Элементов.
Ну и с материалом она, чесгря, не так тщательно обращается как Вы (но всегда исправляет обнаруженные неточности). Зато кащенизму в ней есть куда более. Чего стоит только вот эта статья (а особенно иллюстрация к ней, источник которой, по просьбам возмущенных поцреотических читателей был изменен. В результате чего картинка стала БОЛЬШЕ). Предайте тогда ей уж хотя бы привет от биокащенков Урала (которых, впрочемъ, тоже не существуетъ).

[identity profile] delovoice.livejournal.com 2014-06-08 06:00 pm (UTC)(link)
Атеизм ведет в пропасть, за ним остаётся след грязи и безумия.
Верующие- всегда в выигрыше, у них есть будущее, они терпеливы сегодня в этой жизни и смотрят с надеждой за грань. Атеист верит лишь в могилу, ссыт перед ней и торопливо пожирает своё и чужое. И не путайте верующих с лицемерами, лицемеры - это толпа миллиардов неискренних людей, верящей во всякую чепуху предсказателей и пропагандонское ТВ.

[identity profile] yurivasilievich.livejournal.com 2014-06-08 06:12 pm (UTC)(link)
Фильм разочаровал. Какой-то "сумбур вместо музыки". Лекторы, несущие атеизм в массы, там до смешного напоминают популярных религиозных проповедников, выступающих перед толпой своих фанатов. Впечатление такое, что смотрящий такой фильм верующий изрядно утвердится в своей вере.
Во избежание недоразумений: я атеист.

[identity profile] livebon.livejournal.com 2014-06-08 06:23 pm (UTC)(link)
Александр, спасибо за ваш комментарий об этих нападках на религию и религиозных людей, которым по-моему был посвящен почти весь фильм. Я уж начал переживать, что чуть ли не все отечественные популяризаторы науки поддерживают такой подход Докинза и Краусса.

[identity profile] maz-d.livejournal.com 2014-06-08 06:25 pm (UTC)(link)
/Но все равно, пусть научный атеизм и ближе к истине, чем религия (точнее описывает мир), но если из него делают насильственно вдалбливаемую в головы доктрину, он в каком-то смысле становится не лучше. /

Все так. Единственное, мне кажется грань проведена все таки между наукой и чем то. Поскольку умение "думать своей головой" можно назвать критическим мышлением, а это по моему обязательный элемент научного взгляда на мир. Хоть я и не ученый никоим боком =)

[identity profile] monkeyfree.livejournal.com 2014-06-08 06:48 pm (UTC)(link)
Я предложил бы рассматривать веру с т.з. психологии, т.е. зрить в корень на фундаментальные причины.

1. 95% любого населения - выраженные сенсорики. У них абстрактивная функция более усеченная
относительно интуитов. Это означает, что при любой инквизиции в самые набожные времена 5%
не верили в бога. Это означает, что склонность к вере предопределена генетически, но процент верующих
сильно зависит от социумного мейнстрима или мейнстрима ближнего круга.

2.Вера в коммунизм\Сталина или т.п. совершенно вписывается в учение Христа, подразумевая
провозглашение идеалистической справедливости (равенства, братства, мира, труда, мая.) и\или спасения\облагодетельствования народа мудрым
сверхчеловеком. Поэтому от веры в бога народ после революции также истово перешел к вере в коммунизм.

3.У каждого верующего свой индивидуальный образ бога, т.е. этот образ всегда наделен собственными проекциями и окрашен личными
качествами. Также и веровать могут под совершенно противоположными мотивациями - один из страха перед адом, другой
реализуя склонность к филантропии, а третий бытово без особого эмоционального окраса.

[identity profile] paredox-wczoraj.livejournal.com 2014-06-08 07:05 pm (UTC)(link)
я ожидал от этого фильма большего. А вышло, что он какой-то никакой. Ни о чём. Пустой.

Показ фильма "Неверующие" в Москве

[identity profile] livejournal.livejournal.com 2014-06-08 07:24 pm (UTC)(link)
Пользователь [livejournal.com profile] hemiechinus сослался на вашу запись в своей записи «Показ фильма "Неверующие" в Москве (http://hemiechinus.livejournal.com/210453.html)» в контексте: [...] ОНО ИНТЕРЕСНЕЕ САМОГО ПОСТА. Originally posted by at Показ фильма "Неверующие" в Москве [...]

Показ фильма "Неверующие" в Москве

[identity profile] livejournal.livejournal.com 2014-06-08 07:40 pm (UTC)(link)
Пользователь [livejournal.com profile] alphist сослался на вашу запись в своей записи «Показ фильма "Неверующие" в Москве (http://alphist.livejournal.com/11337.html)» в контексте: [...] Оригинал взят у в Показ фильма "Неверующие" в Москве [...]

[identity profile] val-koivo.livejournal.com 2014-06-08 08:07 pm (UTC)(link)
Чайник Рассела велик

[identity profile] muh2.livejournal.com 2014-06-08 08:26 pm (UTC)(link)
/ Грань проходит скорее между желанием думать своей головой и желанием думать в едином порыве "как все" /

И с какой стороны грани был просмотр данного фильма в такой компании?

Фильм "Неверующие".

[identity profile] livejournal.livejournal.com 2014-06-08 08:28 pm (UTC)(link)
Пользователь [livejournal.com profile] numer140466 сослался на вашу запись в своей записи «Фильм "Неверующие". (http://numer140466.livejournal.com/226802.html)» в контексте: [...] чных мусульман общественностью. Оригинал взят у в Показ фильма "Неверующие" в Москве [...]

[identity profile] Александр Кузнецов (from livejournal.com) 2014-06-08 09:44 pm (UTC)(link)
Александр Владимирович, вы критикуете иллюзию бога, но при этом выступаете в защиту иллюзии свободы воли. Так чем же одна иллюзия лучше другой? Почему бы не договоривать верующим всю правду: "Вы все биологические машины, а значит не существует не только бога, но и всех вас"?

[identity profile] lexa-deni.livejournal.com 2014-06-08 10:33 pm (UTC)(link)
Александр, вы же сами признаёте, что:
> СМИ просто гонятся за рейтингом

Просто и граждане гоняются за медийными персонами.

А Елене огромное спасибо за главы в вашем двухтомнике.

[identity profile] ad-rem-lj.livejournal.com 2014-06-08 11:13 pm (UTC)(link)
Уважаемый Александр,

что в популяризации вашей супруги, что в популяризации атеизма и науки важна не только и (прошу прощения за ересь) не столько сама наука а маркетинг. Правильно сказала г-жа Казанцева в п.2.

Что бы самому стать атеистом, нужно много читать, учиться, думать да и еще принять постулат о бритве Оккама. Ведь научный подход не "доказывает отсутсвие" бога а просто говорит о том, что фактов о его существовании нет и конечно, можно все объяснить божественным вмешательством, но deux ex machina должно быть этой бритвой отрезан.
Это все для массовой публики сложно.
Должно быть атеистическое образование со школы и грамотный маркетинг - научные передачи, фильмы (затруднительно после "жития Брайена" серьезно уверовать), высмеивание религиозного мракобесья и пр.
Я при советской власти пожил всего лет 10-15 и научный коммунизм меня благополучно миновал. В остальном считаю такое нарочито секулярное образование благом для нации, которого мы лишились. Не было у меня религиозных знаний равно как и желания их получить. И ничего. Никто же не волнуется, что не изучал культов майя и ацтеков да и миллиона других вещей.

А теперь вот и тянутся перед нами воскресные школы, часы религии, освящение космических кораблей и программа строительства церквей шаговой доступности...

[identity profile] lie1981.livejournal.com 2014-06-08 11:34 pm (UTC)(link)
Если внимательно прочитать Библию, то выясняется много интересного, начиная от того, что часть основополагающих догматов там вообще не указана (душа, рай, ад, некоторые грехи типа курения, определенные ритуалы и службы), заканчивая банальными выводами, типо того , что действующий раввин Иисус из Назарета был распят за нарушение общественного порядка. Или экстремисткие выпады и выходки и призывы и действия персонажей, убийства и инцесты.

[identity profile] pavel-de-rico.livejournal.com 2014-06-09 05:24 am (UTC)(link)
Если неверующие социализируются на основании своего неверия, то это секта.

[identity profile] gilgamesh-lugal.livejournal.com 2014-06-09 05:41 am (UTC)(link)
Оффтоп: загляните, пожалуйста, в ЛС.

====

Заочно очень неудобно за невнимание публики к Елене Наймарк. В оправдание я бы еще мог сказать, что не всякий подойдет к известному, но не представленному, человеку, боясь показаться навязчивым. Я тоже иногда вижу кого-нибудь известного мне по публикациям на не особо для меня частых мероприятих такого рода (включая конференции), но часто не удобно лезть за автографами и т.п. Хотя, судя по описанию, именно формат мероприятия с автографами и неформальным общением предполагался организаторами (?). Так что это только частичное объяснение ситуации. Передайте Елене огромное спасибо за то, что она делает.

[identity profile] pravdoiskanie.livejournal.com 2014-06-09 06:26 am (UTC)(link)
Ни Библию, ни Конституцию, ни научный коммунизм, и не читал на святой Руси никогда народ!
Он то пред мавзолеем Ленина, а то перед иконой дровяной и мёртвою мощой, поклоны бьёт!

[identity profile] leolion-1.livejournal.com 2014-06-09 07:15 am (UTC)(link)
Я бы сказала, что грань пролегает даже не там, а между желанием думать своей головой и желанием заставить другого думать так, как думает чужая голова.

[identity profile] ekimov.livejournal.com 2014-06-09 08:35 am (UTC)(link)
Кандидат в президенты США беседует со своим помощником о предстоящих выборах. Тот говорит:
- Я уверен, что все думающие люди проголосуют за Вас!
- К сожалению, этого недостаточно. Мне нужно большинство!


У меня это один из любимых анекдотов. А всем, кто думает сам, - конечно, респект. И авторам умных книжек в особенности.
Edited 2014-06-09 08:36 (UTC)

Page 2 of 3