macroevolution: (anomalocaris)
macroevolution ([personal profile] macroevolution) wrote2014-05-09 11:42 pm

Oh, East is East and West is West, and never the twain shall meet

В последнем номере Science - любопытная статья про то, что в Китае "западный" стиль мышления коррелирует с традициями выращивания пшеницы, а "восточный" характерен для рисоводческих областей. Новость на "Элементах" по этой статье скоро, надеюсь, выйдет (только что отправил).
Из этой статьи и некоторых дополнительных источников я составил упрощенную сводную таблицу, характеризующую эти самые "запад" и "восток" в мироощущении. Их давно изучают психологи. Разумеется, речь не идет о двух дискретных группах людей. Но это некая "линейка", одно из многочисленных психологических измерений, определяемое синдромом скоррелированных признаков. Корреляции, конечно, не стопроцентные, и не надо писать в комментах, что все на самом деле не так просто, я в курсе. Но в самом деле интересная штука. Большая часть пунктов в таблице основаны на серьезных и многочисленных исследованиях, лишь некоторые гипотетичны.

«Западный стиль мышления» «Восточный стиль мышления»
Индивидуализм, эгоцентризм.
Преувеличивают свой размер по сравнению с другими людьми в социограммах.
Коллективизм.
В социограммах изображают себя таким же или меньшим по размеру значком, чем других людей.
Аналитическое мышление, упор на абстрактные категории. В "триадном тесте" объединяют поезд с автобусом, а не с рельсами; кролика – с пандой, а не с морковкой. Холистическое мышление, упор на взаимосвязи. Объединяют поезд с рельсами, кролика – с морковкой.
Чаще разводятся Реже разводятся, т.к. сильнее чтут семейные ценности и связи между людьми
Чаще придумывают новое, больше патентов. Более открыты новому. У кочевых охотников повышена частота «гена авантюризма» (аллель 7R гена DRD4) по сравнению с оседлыми земледельцами. Менее креативны, меньше патентов, не так открыты новому. Возможно, в некоторых группах понижена частота «гена авантюризма».
Стремление к справедливости. Не делают большого различия между друзьями и незнакомцами при решении вопроса о награде или наказании. Парохиализм. Более склонны награждать и прощать друзей, чем незнакомцев, и скорее накажут незнакомца, чем друга, за одно и то же нечестное действие.
Коррелирует с политическим либерализмом (как в западных, так и в восточных странах) Коррелирует с политическим консерватизмом (как в западных, так и в восточных странах)
В морали доминируют, вероятно, «индивидуализирующие» ценности и идеалы: забота/помощь слабым, справедливость/правосудие, свобода В морали доминируют, вероятно, «объединяющие» ценности и идеалы: лояльность/верность группе, уважение к власти и авторитетам, чистота/святость
Чаще – в развитых странах Европы, Северной Америки Чаще – в Восточной и Юго-Восточной Азии
Чаще – в обществах со скотоводческим прошлым Чаще – в обществах с земледельческим прошлым
Чаще – в богатых обществах (за исключением богатых стран Восточной Азии) Чаще – в бедных обществах (а также в богатых странах Восточной Азии)
Коррелирует с традициями выращивания пшеницы или ячменя (но не риса) Коррелирует с традициями выращивания риса (но не пшеницы). Т.к. рисоводство на заливных полях невозможно без развитого коллективизма и кооперации.

Давайте посмотрим, нет ли какой-нибудь корреляции между этой штукой и отношением к текущей политической ситуации. Давайте условно обозначим буквой М тех, кто больше симпатизирует Майдану и единой Украине, ориентированной на Европу, и буквой Д тех, кто больше симпатизирует донбасским повстанцам (ужасно трудно подбирать абсолютно нейтральные термины, чтобы никого не задеть, так что не придирайтесь к формулировкам, пожалуйста). Среди читателей этого блога, как известно, много и М, и Д.

Пояснения к опросу:
1) "я из левой колонки" означает, что вам, на ваш собственный взгляд, в несколько большей степени свойствены черты, указанные в левой колонке, чем в правой. И наоборот. Понятно, что у всех смесь, крайности встречаются редко.
2) Если вам не нравится опрос, но охота посмотреть результаты, выбирайте "другое".
3) В комментах просьба не разводить и не нагнетать. А то придется заскринить всё.
4) По идее никому не должно быть видно, кто как проголосовал, т.е. опрос анонимный.

[Poll #1967541][Poll #1967541]

[identity profile] starkot.livejournal.com 2014-05-09 09:13 pm (UTC)(link)
Тут дело в другом. Западэнцы -- потомки венгров, австрийцев и поляков тяготеют к своим, к Европе.
Юго-восток -- русские, соответственно им ближе Россия.
Кто из них больше земледельцы, а кто скотоводы...

[identity profile] macroevolution.livejournal.com 2014-05-09 09:20 pm (UTC)(link)
Чтобы обеспечить достоверную выборку по всей популяции, это надо очень серьезно заморачиваться. У меня таких ресурсов нету, да и зачем? Будет статистика по читателям, тоже интересно.
Вот если пост попадет в топ - будет так репрезентативно, что мало не покажется.

Oh, East is East and West is West, and never the twain shall meet

[identity profile] livejournal.livejournal.com 2014-05-09 09:20 pm (UTC)(link)
Пользователь [livejournal.com profile] eredraug сослался на вашу запись в записи «Oh, East is East and West is West, and never the twain shall meet (http://apokrif93.livejournal.com/20095592.html)» в контексте: [...] Источник сообщения [...]

[identity profile] gul-kiev.livejournal.com 2014-05-09 09:23 pm (UTC)(link)
Как вы ловко и написали якобы про науку, и показали, что вам небезразлична тема. :)
По колонкам многое вызывает возражения. Например, пояснение "индивидуализирующих" моральных ценностей. Спасибо, что в парохиализм не записали ни коррупцию, ни патриотизм.
Вообще, у меня тут с самоидентификацией внутренний конфликт (или конфуз) получился. С одной стороны, я определённо либерален, а с другой - считаю, что индивидуализм, стремление к успешности - это неправильно и не приносит счастья. И не ощущал от этого когнитивного диссонанса. А теперь, как тот профессор с бородой - и на одеяло неудобно, и под одеяло неудобно... :(

[identity profile] macroevolution.livejournal.com 2014-05-09 09:23 pm (UTC)(link)
Если вам так хочется написать этот самый банальный из всех возможных комментариев, что "все на самом деле не так просто", то пожалуйста, напишите.

[identity profile] livejournal.livejournal.com 2014-05-09 09:28 pm (UTC)(link)
Здравствуйте!
Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal. Подробнее о рейтинге читайте в Справке (https://www.dreamwidth.org/support/faqbrowse?faqid=303).

[identity profile] the-toad.livejournal.com 2014-05-09 09:28 pm (UTC)(link)
Нет, я как раз о том, что вы и без меня знаете, что "все на самом деле не так просто", поэтому, в общем-то, вы и сами всё знаете про этот опрос.

[identity profile] macroevolution.livejournal.com 2014-05-09 09:32 pm (UTC)(link)
Ну вот она и пришла, репрезентативная выборка. Пожалуй, пора каменты отключать )

[identity profile] nikozlovich.livejournal.com 2014-05-09 09:33 pm (UTC)(link)
Я ярко выраженный представитель левой колонки (предприниматель), а вся остальная моя семья из правой. Все они гос. служащие: коллектив превыше всего, лживые, лизоблюды, беспринципные, напрочь отсутствует творческое мышление, боятся всего нового, за Путена и т.д. Вот такой вот феномен.

[identity profile] vdinets.livejournal.com 2014-05-09 09:33 pm (UTC)(link)
Как же я теперь вас, косоглазых, ненави... Японскую цивилизацию можно с таким же успехом назвать европейской, как и азиатской.

[identity profile] the-toad.livejournal.com 2014-05-09 09:34 pm (UTC)(link)
Я, собственно, о том, что автор сам знает, что корреляцию можно посчитать между чем угодно, и чем угодно, но таки затевает опрос.

[identity profile] vigna.livejournal.com 2014-05-09 09:38 pm (UTC)(link)
У меня ситуация как в анекдоте про "умные - направо, красивые - налево" :)

А насчет генов - вот эта ссылка, возможно, Вас заинтересует: http://pss.sagepub.com/content/23/11/1314

[identity profile] ray-idaho.livejournal.com 2014-05-09 09:38 pm (UTC)(link)
индийцев, арабов, латиноамериканцев и африканцев тоже много - но в лидерах их нет

им помогает тысячелетняя культура гуманитарного образования, заложенная Конфуцием, просто техническое образование у них раньше не ценилось, теперь и его развивают

успехи Европы XVIII и XIX века - в кардифском и рурском угле, которые позволили запустить промышленную революцию, а потом в нефти США

[identity profile] macroevolution.livejournal.com 2014-05-09 09:38 pm (UTC)(link)
Ну да.
Про моральные ценности это отсюда: http://macroevolution.livejournal.com/124374.html
Коррупцию никто не любит. А патриотизм - он по идее справа, там где "верность группе".
Так ведь никто не обязан точно соответствовать одной из колонок. У большинства какая-то смесь, да.
А вот редкое сочетание "правая колонка + М" выбирают чаще украинцы, что логично.

[identity profile] macroevolution.livejournal.com 2014-05-09 09:42 pm (UTC)(link)
Спасибо за ссылку

[identity profile] nenastja.livejournal.com 2014-05-09 09:43 pm (UTC)(link)
А Вы читали книжку "русская модель управления"? Она примерно о том же, хотя и сомнительной научности.

[identity profile] maz-d.livejournal.com 2014-05-09 09:51 pm (UTC)(link)
/им помогает тысячелетняя культура гуманитарного образования/

может быть и помогает, но для того, чтобы это выяснить, все таки лучше сравнивать сравнимое.

вы не видели например случайно вот эту картинку?



/успехи Европы XVIII и XIX века - в кардифском и рурском угле/

больше угля нигде в мире не было?

[identity profile] thanven.livejournal.com 2014-05-09 09:55 pm (UTC)(link)
Интересно, а возможность симпатизировать обоим (как вариант - "чума на оба дома") не предусмотрена, потому что вы считаете, что это вообще невозмножно (типа, все куда-нибудь да склоняются, хоть чуть-чуть)?
Может, индивидуалисты бы чаще ее выбирали?

Я, кстате, не стала голосовать, т.к. не могу определиться, к какой колонке тяготею. Мне кажется, что я посерединке. При этом я за либерализм в политике (свободные выборы, свобода слова и ты пы), но в экономике скорее симпатизирую левым, а не правым либералам.

Кстати, тут еще забавно - люди пишут, мол, симпатизировал майдану, т.к. он боролся с нехорошей властью. А как перестал бороться и сам стал властью, так я, мол, и перестал симпатизировать. Типа часть людей интуитивно симпатизирует бунтарям. А как они перестают быть бунтарями, так симпатизируют тем, кто против них бунтует.

ТОП: 22:00 MSK

[identity profile] magictop30.livejournal.com 2014-05-09 10:00 pm (UTC)(link)
Вы попали в Т30P (http://www.t30p.ru) самых обсуждаемых тем в блогосфере.
Почитать текст со всеми комментариями по ссылке (http://tools.t30p.ru/?http%3a%2f%2fmacroevolution.livejournal.com%2f168029.html).
Это Ваш 4-й ТОПовый пост в этом году.
Посмотреть статистику автора можно в карточке топблогера (http://rating.t30p.ru/?macroevolution.livejournal.com&p=tops).Image

[identity profile] mashaaaa.livejournal.com 2014-05-09 10:01 pm (UTC)(link)
Почему первые клетки голубые, а последние - белые? Это значит что-то?
(Опросилась, оказалась в большинстве.)

[identity profile] uncle-nikk.livejournal.com 2014-05-09 10:05 pm (UTC)(link)
east or west, home is best )))

[identity profile] macroevolution.livejournal.com 2014-05-09 10:06 pm (UTC)(link)
Голубые - это по большей части характеристики, признаки групп, по которым человек может определиться, а белые - их распространение и вспомогательные сведения.

[identity profile] m61.livejournal.com 2014-05-09 10:07 pm (UTC)(link)
Майдан, борющийся против устоявшейся власти и Майдан, ствший властью - существенно разные ещи - да второе уже и не Майдан, собственно

Именно. Тоже выбрал "другое".

[identity profile] macroevolution.livejournal.com 2014-05-09 10:10 pm (UTC)(link)
Я знаю, что есть такая группа. Исключил, чтобы не усложнять картину. Ну, не учтутся они. Люди очень все разные, всех нюансов не учтешь.
Симпатии бунтарям - да, тоже интересная особенность.

[identity profile] macroevolution.livejournal.com 2014-05-09 10:10 pm (UTC)(link)
Нет, не читал

Page 3 of 17