macroevolution: (anomalocaris)
macroevolution ([personal profile] macroevolution) wrote2017-01-16 04:57 pm

По малочисленным просьбам читателей

Оригинал взят у [livejournal.com profile] bbzhukov в По малочисленным просьбам читателей
Честно говоря, я надеялся, что либо уважаемый <lj user=barson>, либо кто-нибудь из участников дискуссии в ЖЖ <lj user=macroevolution> повесит если не запись, то хоть краткий пересказ того, что было в пятницу в ИПЭЭ на семинаре «Вопросы эволюции». Но никто так и не собрался, а не попавшие интересуются. Так что, видать, придется самому.

Итак, заявленная тема доклада Михаила Чудецкого – «Роль курганчиковой мыши в становлении индоевропейской цивилизации». Суть (насколько я ее понял): есть такая зверюшка – курганчиковая мышь (Mus spicilegus), близкий родич знакомой всем домовой мыши и очень на нее похожая. Однако от нее и от прочих близких родственников отличается уникальной формой поведения, связанной с запасанием еды. Вообще еду запасают очень многие грызуны и многие из них предпочитают в качестве объекта запасания сухие семена, в том числе зерна злаков. Но все мыши как мыши, запасают еду где-нибудь в глубоких отнорках, выбирая, где почва посуше. А эта мышь запасает зерно (до 10 кг!) в курганчиках. Попросту говоря, складывает в кучу на поверхности над своей норкой, прикрывает сверху слоем земли и травяной ветошью (если надо, то еще и дренажной канавкой обводит). А потом снизу, из-под земли пробивает к этом хранилищу вертикальные штреки, в которые зерно сыплется само. Однако все никогда не высыпается (мышь не лущит колоски, а складирует фураж прямо в них), и по весне над курганчиками восходят плотные смешанные куртины нескольких видов злаков. А чего им не восходить? Земля разрыхлена, увлажнена талыми водами, хорошо аэрирована. Тесновато, правда, зато нет проблемы прорасти сквозь дерновину (которой были покрыты все места произрастания степных и луговых злаков, пока человек не начал пахать землю).

Это все было известно. А основная мысль доклада состояла в том, что такой способ запасания с такими регулярно наступающими последствиями превратил курганчиковую мышь в «платного распространителя» семян предпочитаемых ею злаков: она стала выполнять для них ту же функцию, что сойка – для дуба, кедровка и бурундук – для кедра и т. д. Т. е. отношения мыши и злаков превратились в симбиотические, что определило дальнейшее направление эволюции наиболее любимых ею злаков: увеличение размера семени (раз мышь носит, можно не облегчать семя, а напихать в него побольше запасных веществ – стартового капитала будущего растения), неопадание спелых зерен из колоса, утрата приспособлений для прорастания в дерновине, адаптация к росту в сильно загущенных посадках (где выгоднее не ветвиться, а сразу выгонять одну высокую трубку с колосом) и т. д. И все это – именно те качества, которые облегчают окультуривание злака, превращение его из дикого в посевной. Т. е. союз с мышью фактически преадаптировал ряд злаков к введению их в культуру ранними земледельцами-людьми.

Разумеется, земледелие (в том числе возделывание злаков) возникло независимо в разных местах планеты, и везде люди как-то придали выбранным для этого злакам все эти качества. Но во всех древних очагах в культуру вводилось по одному, максимум – по два злака. А в переднеазиатском Плодородном полумесяце – сразу пять: два вида пшеницы, рожь, ячмень и овес. По мысли докладчика, состав этого роскошного набора определила именно мышь – именно эти злаки составляли основу ее запасов. Если так, то ее курганчики, облегчив обитателям тех мест переход к земледелию, дали им огромную врменнУю фору.

Мало того. Давно было известно, что геном культурной мягкой пшеницы Triticum aestivum – это генетический монстр-гексаплоид, представляющий собой результат объединения геномов трех самостоятельных (и даже не очень близкородственных) видов злаков: дикой пшеницы Triticum urartu, какого-то точно не установленного злака (скорее всего из рода Sitopsis) и эгилопса Aegilops tauschii. (Другая широко распространенная культурная пшеница – твердая, T. durum – тоже монстр, но поскромнее, всего лишь тетраплоид, слепленный из другой дикой пшеницы и другого эгилопса.) Причем первое слияние геномов (заметьте: не просто гибридизация, а слияние геномов, приведшее к тому, что у получившегося растения стало вдвое больше хромосом, чем было у каждой из родительских форм!) произошло сотни тысяч лет назад, т. е. «древние селекционеры» тут уж точно ни при чем – их дальние предки жили вдали от этих мест и, вероятно, были еще не сапиенсами, а поздними эректусами. Второе произошло уже в раннеземледельческие времена, но совершенно непонятно, с каких фигов древние хлеборобы решили «улучшить» уже возделываемую полбу (пшеницу-двузернянку, результат первого слияния геномов) совершенно несъедобным для человека эгилопсом. Так вот, по мысли докладчика, люди тут ни при чем: семена и молодые растения всех упомянутых видов регулярно встречались друг с другом в мышиных курганчиках. Что там было, какие невероятные стечения обстоятельств привели к такому «срастанию» геномов разных видов – неизвестно, но мало ли? Может, в каком-то из этих злаковых живых снопов еще и безвременник рос...

И все бы складывалось просто чудесно, кабы не одна закавыка: в самом раннем в мире очаге возделывания злаков, где, по единодушному мнению специалистов (с которыми согласен и докладчик), произошло окультуривание всех этих замечательных злаков, – Плодородном полумесяце – курганчиковая мышь не водится. И судя по палеонтологическим данным, не водилась никогда. Ее ареал – бассейн среднего и нижнего Дуная (Австрия, Венгрия, равнинная Румыния), бОльшая часть Украины, Ростовская область  и, возможно, другие «приукраинские» российские регионы. А в Плодородном полумесяце и вокруг него живет мышь македонская (она же турецкая) – ближайший родич курганчиковой, очень похожая на нее всеми чертами и повадками, кроме одной: она никогда не строит никаких курганчиков, а зерно запасает, как все приличные мыши, в норе. О чем докладчику не преминула сообщить Елена Котенкова – крупнейший отечественный специалист по мышевидным грызунам, сотрудник того самого института, в стенах которого проходил семинар.

Докладчик (который вообще-то об этом знал) предложил обойти эту трудность предположением, что в прежние-де времена у македонской мыши тоже была такая форма поведения, но с изменением климата стала невыгодной и выпала. Вспомнили, что в старой зоологической литературе есть сообщения, что закавказские македонские мыши иногда устраивают кладовые на поверхности, если там есть какое-то естественное укрытие (например, коряга). Это всегда интерпретировалось как своего рода потенциальный «зачаток» – редкая уклоняющаяся форма поведения, из которой у близкого вида развилось сооружение курганчиков. Докладчик же, наоборот, считает, что это рудимент поведения, свойственного-де общему предку обоих видов, но затем у македонской мыши выпавшего. Что, конечно, в принципе можно себе представить – но, как резонно заметила та же Котенкова, никаких фактических оснований для такого предположения нет.

(Нота-бене: в принципе эти основания можно было бы и поискать. Конечно, формы поведения обычно не оставляют окаменелостей. Но курганчики – структуры весьма характерные, встречаться должны были – если гипотеза Чудецкого верна – массово, а времена сравнительно недавние, какие-то следы могли и сохраниться. Беда в том, что если наложить территорию Плодородного полумесяца на современную карту мира, то он накроет Палестину, Сирию, юго-восток Турции и запад Ирака. Самое время сейчас ехать туда остатки курганчиков искать, ага...)

Вообще было впечатление, что докладчик не очень представлял себе, в какую аудиторию он идет, и совершенно не был готов даже к относительно безобидным вопросам – не говоря уж о жесткой критике. Не улучшило впечатление и употребленное в названии доклада слово «индоевропейской» – оно вызвало недоуменные вопросы еще до семинара (в обсуждении в журнале Маркова). А на самом семинаре присутствовала Светлана Бурлак, квалифицированно пояснившая автору и аудитории, что во времена, о которых идет речь, никаких «индоевропейцев» не было не только на указанных территориях, но и вообще в природе. И сразу же, конечно, выяснилось, что докладчик употребил это слово только потому, что оно длинное и красивое – совершенно не представляя, ЧТО оно, собственно, значит.

Тем не менее сама основная идея доклада – специфический симбиоз ряда злаков с грызуном-распространителем как фактор эволюционной преадаптации этих злаков к окультуриванию человеком – представляется интересной и небессмысленной. Хорошо бы, чтобы кто-нибудь покопал и покрутил ее поосновательнее.

[identity profile] beatrisa28.livejournal.com 2017-01-16 06:01 pm (UTC)(link)
Добрый вечер!
Спасибо! Красивая история!

Попробую развить-пофантазировать...
Если не предполагать, что у македонской мыши были в прошлом другие способы запасания семян, то...

В ареале курганчиковой мыши кочевали ранние скотоводы. Некоторые из них контактировали с земледельцами Плодородного Полумесяца. У некоторых, ведущих полукочевой образ жизни, свои попытки земледелия были.

Семена "выведенные" курганчиковой мышью могли приехать в земли Плодородного Полумесяца вместе со скотоводами: как товар на обмен либо просто в качестве дорожного питания для их животных.

[identity profile] freedom_of_sea.livejournal.com 2017-01-16 06:03 pm (UTC)(link)
а откуда вообще идея о черноморском потопе? Ведь в черном море уровень воды выше средиземного.
В черное море впадают три огромные реки, нет никаких причин чтобы там был низкий уровень

[identity profile] macroevolution.livejournal.com 2017-01-16 06:04 pm (UTC)(link)
реимпортировать? а что тогда будет с теми записями, которые уже туда импортированы? Они удвоятся?

[identity profile] tor85.livejournal.com 2017-01-16 06:34 pm (UTC)(link)
"Белая кожа, а также способность переваривать коровье молоко, появились у европейцев относительно недавно, выяснили американские антропологи.

8500 лет назад охотники-собиратели, жившие на территории современной Испании, Люксембурга и Венгрии, все еще были темнокожими. Генов SLC24A5 и SLC45A2, определяющих депигментацию кожи, у них не нашли.

Окончательно светлую кожу в Европу принесли неолитические земледельцы с Ближнего Востока — смешиваясь с местными жителями, они распространили ген SLC24A5 по Центральной и Южной Европе.

Антропологи определили, что европейские охотники-собиратели восемь тысяч лет назад не могли переваривать коровье молоко. Однако такой способности были лишены и мигранты неолита: как земледельцы с Ближнего Востока (7800 лет назад), так и скотоводы ямной культуры (пришли из восточных степей 4800 лет назад). У них отсутствовал ген толерантности к лактозе LCT. Этот ген распространился по Европе только 4300 лет назад, уже в бронзовом веке.

Об этом сообщает издание Science News со ссылкой на доклад, представленный на 84-й конференции Ассоциации физической антропологии США". (с) https://lenta.ru/news/2015/04/03/whiteskin/

Получается, что были белыми ;-)
Edited 2017-01-16 19:58 (UTC)

[identity profile] lapin-cult.livejournal.com 2017-01-16 06:36 pm (UTC)(link)
Кавказец в русском языке это
1. военный, служащий на Кавказе в 19 веке
2. мохнатая пастушья собака

На вопрос "кто же", полагаю, вас устроит ответ "Не белые".

[identity profile] tor85.livejournal.com 2017-01-16 07:18 pm (UTC)(link)
В Каспийское море, к примеру, впадает Волга-Кама, что не мешает ныне Каспию быть ниже уровня моря, а в прошлом "дышать", сменяя циклы регрессии и трансгрессии от -100 до +50, и вообще быть частью большей системы - Туранского моря.

20-10 тыс. лет тому назад, в эпоху последнего оледенения и сменившего её голоцена, море, суша и ледники вообще очень активно "дышали" от Средиземного моря через Евразию до Карского моря.

Image

Image

Image

Image

Image

Зелёный цвет - тогдашний "осушенный" шельф, синий - предледниковые озера.

На фоне таких катаклизмов поиск мышиных курганов - очень проблематичная затея, хе-хе.
romikchef: (штора)

[personal profile] romikchef 2017-01-16 07:32 pm (UTC)(link)
Нет, не удвоятся.
Импорт можно запускать сколько угодно раз - подтягиваются только обновления. Как записей, так и комментариев.

[identity profile] beaver-cherokee.livejournal.com 2017-01-16 07:32 pm (UTC)(link)
Всётки приледниковые озёра (кроме, понятно, Обского моря и Хвалынской трансгрессии) у Вас с каким-то очень лихим размахом отрисованы*, но идея правильная, годная. :)
* - например, для Среднерусской возвышенности, западная часть которой тут показана сокрытой под водами, предполагается повышение уровня "Азовокаспийского" моря на 250 с лишним метров от нынешнего, а это крутовато.

[identity profile] bbzhukov.livejournal.com 2017-01-16 07:43 pm (UTC)(link)
На деревню де... заметку Жукову.
Спасибо.

"совершенно несъедобным для человека эгилопсом"
Это на заметку не мне, а автору доклада. Сам я эгилопс есть не пробовал (да подозреваю, что и не видел). Но насколько я понял г-на Чудецкого, проблема не в размере семян, а в их оболочке.

И ещё при том, что эгилопсы вроде как ближе к пшеницам, чем пыреи и плевелы, Цицин в своё время удивительно легко получил пырейно-пшеничные гибриды.
Я какбэ в курсе. И вроде не сказал ничего о трудности гибридизации эгилопса с пшеницей. Правда, Цицин все-таки действовал целенаправленно и располагая кое-каким инструментарием. А тут, если датировки верны, первая амфидиплоидизация произошла вообще без вмешательства человека.

"в самом раннем в мире [..] курганчиковая мышь не водится"
Это сейчас.

Вот это уже к Котенковой. Она категорически настаивала, что и никогда не водилась.

[identity profile] bbzhukov.livejournal.com 2017-01-16 07:47 pm (UTC)(link)
Ну, тогдашние лентяи вряд ли знали про туляремию.

Тамбовские мужики в XIX веке вовсю грабили хомячьи запасы. Промысел так и назывался - "грабить мышь".

[identity profile] tor85.livejournal.com 2017-01-16 07:56 pm (UTC)(link)
За что купил - за то и продаю ;-)

Согласен, что разрешение карты малое и допущения/округления очень грубые.
Но базовые принципы, как-то:

1. динамичная картина изменений в Евразии на отрезке 20-10 тыс. лет тому назад;
2. массовые площади оледенения со значительным ледниковым покровом;
2. масштабные приледниковые озера и устойчивые водоемы в низинах;
4. изменения береговой линии на 150 метров по вертикали и на сотни километров по горизонтали по сравнению с нынешней -

- всё это правильные моменты, да-с.
Edited 2017-01-16 20:16 (UTC)

[identity profile] cmpax-u-pagocmb.livejournal.com 2017-01-16 08:00 pm (UTC)(link)
Отсутствие у мезолитических собирателей Испании современных генов депигментации ещё не означает наличия у них чёрной кожи.
Светлая кожа - довольно распространённый признак в животном мире. Он кодируется разными генами и коррелирует с географической широтой ареала обитания (у людей во всяком случае).
Светлой кожей, например, обладали неандертальцы.
По вашей ссылке упоминаются гены SLC45A2 и HERC2/OCA2, отвечающие за депигментацию, которые не связаны с Бл. Востоком.

[identity profile] viajera-cansada.livejournal.com 2017-01-16 08:11 pm (UTC)(link)
В те времена у наших предков были проблемы посерьезней - выжить бы.
А кладовые они, скорее всего, потрошили зимой, когда колосков в поле нет, и зерно наверняка варили.

[identity profile] tor85.livejournal.com 2017-01-16 08:13 pm (UTC)(link)
Возможно, но вопрос был о том "были ли люди с Плодородного Полумесяца белыми?", не так ли?

Вышеупомянутые американские антропологи утверждают, что нынешняя Европа была в итоге заселена в период с 8 до 4,5 тыс лет тому назад именно что белыми выходцами с Ближнего Востока. Т.е жители Плодородного Полумесяца времён неолитической революции были белыми и в итоге заселили Европу, определив её современное антропологическое лицо. Какого же цвета были были неандертальцы- неважно, ибо ничего не меняет.

Несогласным с тезисом предлагаю адресовать обоснованную критику прямо первоисточнику: в Science News или непосредственно в Ассоциацию физической антропологии США.
ext_605364: geg MOPO4 (geg_MOPO4)

[identity profile] gegmopo4.livejournal.com 2017-01-16 08:15 pm (UTC)(link)
Нет, не удвоятся. Записи и комментарии, которые были только здесь, добавятся.

[identity profile] bbzhukov.livejournal.com 2017-01-16 08:16 pm (UTC)(link)
Если уж говорить в такой логике, то и "ареал – бассейн среднего и нижнего Дуная (Австрия, Венгрия, равнинная Румыния), бОльшая часть Украины, Ростовская область и, возможно, другие «приукраинские» российские регионы" - это нонсенс, ибо никаких "украин" тогда и в помине не было.
Специально для лиц, испытывающих трудности с чтением русских текстов: в процитированной фразе описывается СОВРЕМЕННЫЙ ареал курганчиковой мыши.

Впрочем, не знаю, в какие времена Австрия входила в "северное Причерноморье".

Кстати, а к каким временам Вы относите "Черноморский потоп"?
ext_605364: geg MOPO4 (geg_MOPO4)

[identity profile] gegmopo4.livejournal.com 2017-01-16 08:16 pm (UTC)(link)
Ранние скотоводы появились намного позже ранних земледельцев.

[identity profile] nsela.livejournal.com 2017-01-16 08:32 pm (UTC)(link)
"Генов SLC24A5 и SLC45A2, определяющих депигментацию кожи, у них не нашли". По-дурацки написано. У темнокожих присутствуют нормальные (неповрежденные) аллели этих генов. Сами то гены как раз и есть.

[identity profile] viajera-cansada.livejournal.com 2017-01-16 08:33 pm (UTC)(link)
Была в моем детстве такая научно-популярная детская радиопередача - "КОАПП" ("Комитет охраны авторских прав природы"). Думаю, члены Комитета оценили бы красоту идеи.
Если удастся все-таки ее подтвердить, значит, наши предки своим прогрессом обязаны не только крупным саблезубым кошкам (первая кулинарная революция), но и мелким грызунам... Если измельчавшим кисам мы хоть как-то отдаем долги, то бедным мышам платим черной неблагодарностью :))

[identity profile] beatrisa28.livejournal.com 2017-01-16 08:44 pm (UTC)(link)
У ранних земледельцев была полба и двузернянка, а в статье идёт речь о возникновении (сравнительно позднем) мягкой и твёрдой пшениц.

[identity profile] tor85.livejournal.com 2017-01-16 09:07 pm (UTC)(link)
Нет такого термина в географии "приукраинские российские регионы" - и особенно это смешно на фоне возмущения "индоевропейской цивилизации", как де "не канонической".

Выше описанный ареал лежит в географической области Причерноморские степи.

Паннонская равнина вполне себе относится к Причерноморским степям.

Черноморский потоп датируют примерно 5 600 годом до н.э.
Кроме того береговая линия и Черного, и Азовского, и Каспийского, и Туранского моря масштабно трансформировалась в эпоху последнего оледенения и сменившего его гелоцена на отрезке 20-10 тыс. лет тому назад - по вертикали почти на 150 метров, и на сотни километров по горизонтали.

[identity profile] tor85.livejournal.com 2017-01-16 09:14 pm (UTC)(link)
И специально для лиц, любящих поучать других лиц, "испытывающих трудности с чтением русских текстов":

Смиренно обращаю внимание на предшествующий контекст вышеприведенной цитаты, а именно: "курганчиковая мышь не водится. И судя по палеонтологическим данным, не водилась никогда".

Повторю этот момент в цитате ещё раз крупными буквами для лучшей заметности на всякий случай: "НЕ ВОДИЛАСЬ НИКОГДА".

Смиренно замечу, что НИКОГДА отнюдь не тождественно СОВРЕМЕННЫЙ.

[identity profile] bbzhukov.livejournal.com 2017-01-16 09:27 pm (UTC)(link)
Нет такого термина в географии "приукраинские российские регионы"
"Странно: жопа есть, а слова нет!" ((с) Вовочка).
Я какбэ в курсе, что такого термина нет. Поэтому и взял слово "приукраинские" в кавычки. Мне нужно было просто указать территории, на которых водится курганчиковая мышь. Так, чтобы это понял любой читатель - в том числе не озабоченный стиранием всяких упоминаний об Украине подозревающий, что Австрия и Венгрия относятся к Причерноморью. (Ну да, стоит ли обращать внимание на какие-то там Карпаты?)

и особенно это смешно на фоне возмущения "индоевропейской цивилизации", как де "не канонической".
У каждого свои поводы для смеха. Мне, например, очень смешно слышать об "индоевропейцах" применительно к людям, жившим 12 - 15 тысяч лет назад.
Впрочем, рад, что доставил Вам минутку веселья.

Черноморский потоп датируют примерно 5 600 годом до н.э.
Спасибо. Не знаю, на каких данных это основано, но в любом случае это уже не имеет никакого отношения к описываемым процессам. В это время все названнные злаки давно и прочно вошли в культуру, а в ранних земледельческих очагах уже существовали протогорода.

Кроме того береговая линия и Черного, и Азовского, и Каспийского, и Туранского моря масштабно трансформировалась в эпоху последнего оледенения и сменившего его гелоцена на отрезке 20-10 тыс. лет тому назад - по вертикали почти на 150 метров, и на сотни километров по горизонтали.
Да-да, про эти-то трансгрессии-регрессии я слыхал. И что?

[identity profile] bbzhukov.livejournal.com 2017-01-16 09:34 pm (UTC)(link)
Совершенно верно. На ЭТИХ ТЕРРИТОРИЯХ (кстати, отнюдь не тех, которые Вы так лихо поверстали в "северное Причерноморье", а в Плодородном полумесяце) данный вид не только не водится СЕЙЧАС, но и не водился НИКОГДА. В том числе и во времна, когда там не было никаких Украин и Ростовских областей Ираков, Сирий и Турций.

Не подозревал, что столь простая мысль вызовет какие-то сложности с пониманием и потребует специальных разъяснений.

[identity profile] cmpax-u-pagocmb.livejournal.com 2017-01-16 09:42 pm (UTC)(link)
>>были ли люди с Плодородного Полумесяца белыми<<

Ну я бы не назвал их белыми.

Image

(Относительно) светлая кожа - не единственный признак большой европейской расы. Северные монголоиды тоже светлокожие.

>>нынешняя Европа была в итоге заселена в период с 8 до 4,5 тыс лет тому назад именно что белыми выходцами с Ближнего Востока<<

Так никто не спорит, что переднеазиаты мигрировали в Европу (и не один раз), но не только они (упомянем тогда уж и негроидов, и монголоидов, и более ранних гостей, которые сапиенсами не являлись, но были вполне разумны).
Просто с верхнего палеолита здесь живёт другая раса, которая и определяет "лицо" Европы.
В истории человечества "заселение" вообще мало что значит, потому что новые колонизаторы предпочитают старых уничтожать.
После иберийской миграции британские острова были заселены переднеазиатами. Но затем пришли кельты и устроили "малюткам медоварам" ночь длинных ножей. А затем пришли германцы и не были любезны с кельтами. Ну и определяют ли переднеазиаты "лицо Британии"? Да, некоторые англичане имеют некоторые переднеазиатские черты. Но в целом это влияние незначительно.

>>Какого же цвета были были неандертальцы- неважно<<

Это важно для вашего понимания, что все северные расы и виды по умолчанию светлокожие.

>>Несогласным с тезисом предлагаю адресовать обоснованную критику прямо первоисточнику: в Science News или непосредственно в Ассоциацию физической антропологии США. <<

Вы себя с американской ассоциацией напрасно отождествляете. Они-то гены SLC45A2 и HERC2/OCA2 из текста не удаляют, в отличие от вас.

Page 2 of 5